Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 19:37, доклад

Описание работы

Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.
Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях».
Общественные объединения имеют право:

Файлы: 1 файл

Административно.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления.

Он определяется теми же элементами, что и административно-правовой статус граждан. Это прежде всего комплекс их прав и обязанностей, закрепленный нормами административного права, административная правоспособность и административная дееспособность.

Комплекс основных прав и обязанностей общественных объединений устанавливается соответственно ст. 27 и 29 Закона РФ «Об общественных объединениях».

Общественные объединения имеют право:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими законами;

– проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

– учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

– представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

– осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

– выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

– участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации общественного объединения и при наличии в уставе данного общественного объединения положения об участии его в выборах). Общественные объединения обязаны:

– соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы их деятельности, а также нормы, предусмотренные их уставами и иными учредительными документами;

– ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

– ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

– представлять по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

– допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

– оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Вторым элементом административно-правового статуса общественных объединений является административная правоспособность и административная дееспособность. Если у граждан сначала возникает административная право-способность, а лишь с достижением определенного возраста государство при-знает за ним способность своими действиями реализовать эти права и выполнять обязанности (дееспособность), то с общественными объединениями дело обстоит несколько иначе.Понятно, что административная правоспособность общественного объединения возникает с момента регистрации его устава. Однако в отличие от граждан, государство с этого же момента признает способность общественного объединения реализовать свои права и выполнять свои обязанности.Таким образом, административная правоспособность и административная дееспособность у общественных объединений появляется одновременно – с момента его возникновения. Это обстоятельство дает основания объединить две названные категории в одну – административную праводееспособность (правосубъектность).

1. Что означает административно-правовой статус студента

Каждый человек имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Принята всенародным голосованием 25 декабря 1995 года. Ст. 43.

Осуществляя это право, а именно право на обучение в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования каждый человек становится студентом. В независимости от формы обучения (очной, очно-заочной, заочной, платной или бюджетной), от того государственное или не государственное образовательное учреждение и других параметров.

Правовое регулирование вузовской жизнедеятельности предполагает в том числе и надлежащее правовое закрепление статуса основного участника образовательного процесса - студента. Бахрах Д.Н., Барабанова С.В. Правовой статус студента РФ // Право и образование.-2004.-№1.-С. 55

Студент (от латинского языка - studens, родительный падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. В Древнем Риме и в средние века студентом называли любых лиц, занятых процессом познания. С организацией в 12 веке университетов термин «студент» стал употребляться для обозначения обучающихся (первоначально и преподающих) в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и другие) - только учащихся.

В соответствии с Федеральным законом 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студент - это лицо, в установленном порядке зачисленное в вуз для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования ФЗ РФ «о высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125ФЗ. Ст. 16.

Поскольку правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, он представляет по сути своей систему эталонов, образцов поведения, поощряемых и защищаемых государством от нарушений и, как правило, одобряемых обществом, в статусе студента должна найти отражение демократизация всех сфер общественной жизни, в том числе образования

Административно правовой статус является частью правового статуса гражданина, органа, юридического лица, которая определяется на основе Конституции Российской Федерации административно-правовыми нормами, регулирующими права, обязанности и ответственность граждан, организацию, права, обязанности, порядок деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а так же коммерческих и некоммерческих организаций в сфере государственного управления Студент является основным участником образовательных отношений и, следовательно, главным элементом правового регулирования в этой сфере.

Административно-правовой статус гражданина, а конкретно студента, характеризуется его административной правоспособностью и административной дееспособностью. Объем административно-правового статуса граждан может быть различным в зависимости от специфики положения отдельных групп населения, однако все граждане имеют равные права на административную и судебную защиту их прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Статус студента - не самопроизвольная абстрактная конструкция, а производная от сущности и содержания образовательных отношений, от позиции государства в вопросе регулирования высшего образования

Рассматривая образовательные отношения между вузом и обучающимся как административно-правовые, предполагается, что данные стороны в определенной степени являются равноправными. Администрация не только располагает управленческими правами, но имеет и определенные обязанности в отношении обучающихся (обеспечивать учащимся бесплатное пользование лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками и другими учебными и учебно-воспитательными учреждениями, спортивными базами и другим оборудованием учебных заведений). В отношениях же между педагогом и учащимся преобладает элемент равноправия, хотя и имеется управленческий элемент Кванина В.В.

Статус студента во многом обусловлен процедурами и условиями его вхождения в административный коллектив. Именно на стадии приема, в процессе возникновения и формирования образовательных отношений определяются дальнейший объем прав, обязанностей, их возможные ограничения. Правовые основания возникновения прав и свобод, обязанностей и ответственности студента так же должны рассматриваться как элемент его правового статуса.

Таким образом, сложная конструкция статуса студента с переплетением прав и обязанностей, свобод и ответственности начинается с правовых оснований возникновения статуса и логично должна быть завершена гарантиями реализации этого статуса.

2. Состав административно-правового статуса студента

2.1 Правосубъектность студента

Объем правосубъектности, или конкретное правовое положение студента зависит от многих обстоятельств. В его основе лежат общие права, обязанности и ответственность обучающегося, закрепленные в законодательстве и иных нормативно-правовых актах об образовании. Так же его обуславливают такие факторы, как статус вуза - государственный или негосударственный (аккредитованный или нет); ведомственная принадлежность вуза; источник финансирования обучения - средства бюджета, физических и юридических лиц; наличие договора на обучение - между вузом и органами местного самоуправления, иных договоров, допустимых Порядком приема, двух- или трехстороннего договора с участием работодателя; целевой характер обучения; индивидуальные способности студента и предшествующий уровень его образования; право на льготы (сиротам, участникам боевых действий, жертвам аварии на ЧАЭС, студентам из семей с низким доходом и другое) и так далее.

2.2 Права студента

С учетом сложившейся ситуации в нашей стране выявляется необходимость нормативного закрепления прав студентов в учебно-воспитательном процессе, а также развития различных возможностей выбора в рамках государственного образовательного стандарта в процессе обучения, включая перерыв в учебе, набор зачетных единиц, смену учреждения, моделирование разноуровневых образовательных программ и так далее.

Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом. Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации ФЗ РФ «об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1. Ст. 50.

В целях сохранения и развития интеллектуального потенциала

Российской Федерации и усиления государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования Президент РФ постановил: учреждение для студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования тысячу стипендий Президента Российской Федерации и сто стипендий Президента Российской Федерации соответственно для студентов и аспирантов - граждан Российской Федерации, обучающихся за рубежом Указ Президента «о неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» от 12 апреля 1993 года №443. Ст. 1.

Студенты бюджетной формы обучения имеют право получать академическую и социальную стипендию. Государственные академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. Государственные социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи Постановление Правительства «об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов»

Академическая стипендия может быть назначена студентам, обучающимся на «хорошо», либо «отлично». Государственные социальные стипендии назначаются в обязательном порядке: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; являющимся инвалидами и ветеранами боевых действийТам же. Ст. 24.

Информация о работе Административно-правовой статус общественных объединений – это их правовое положение в сфере государственного управления