Административно-правовой статус Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 13:59, контрольная работа

Описание работы

В работе рассматриваются вопросы административно-правового статуса Президента Российской Федерации». Актуальность данной темы обусловлена той огромной ролью, которую играет Президент в структуре органов власти России.
Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды.

Содержание работы

Введение 2
1 Президента РФ как глава государства 3
2 Административно-правовая компетенция Президента РФ 5
3. Нормативно-правовые акты Президента РФ 10
4. Прекращение административно-правового статуса президента 12
Заключение 17
Список использованных источников 18

Файлы: 1 файл

Админ.прав.статус.вар.РГТЭУ. Президент.2013.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Президент способствует нормализации многих внутренних отношений, в том  числе и социальных, может быть арбитром в разрешении конфликтов, в том числе и брать на себя принятие нелегких решений.

3. Нормативно-правовые акты Президента РФ

 

Президент может осуществлять административно-правовое регулирование общественных отношений: издает указы и распоряжения, в том числе и нормативного содержания. Во-первых, он делает это в ситуации, когда закон еще не принят, а общественные отношения требуют регулирования — в этом случае его акты действуют на период до появления закона и далее корректируются в соответствии с ним. Во-вторых, законом может быть поручено Президенту урегулировать какие-то вопросы в дополнение к законодательному регулированию (например, федеральные конституционные законы о гербе, флаге называют немало ситуаций для размещения этих символов Российской Федерации и одновременно предусматривают, что иные случаи их использования устанавливаются Президентом). В-третьих, Президент вправе издавать нормативные акты по вопросам своего постоянного ведения.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает два вида актов - указы и распоряжения (ст. 90 Конституции). Ведущей формой актов Президента являются указы. Особенно важную роль играют нормативные указы, регулирующие общественные отношения. Кроме того, указами регулируются определенные вопросы ненормативного характера в силу их важности для личности или для государственной жизни — наградные дела, предоставление российского гражданства и выход из него, помилование, введение чрезвычайного положения, военного положения, назначение Председателя Правительства, образование Правительства и др.

Распоряжения, как правило, являются не нормативными, а правоприменительными актами и чаще касаются относительно небольших вопросов.

Нет специальных указаний на то, что юридическая сила актов Президента неодинакова. В принципе все акты Президента должны быть взаимно согласованы. С формальных позиций акты Президента одинаковы по юридической силе.

Согласно ч. 2 ст. 90 Конституции  РФ указы и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Это предполагает не только следование данным актам, но и недопустимость издания органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ актов, не соответствующих актам Президента.

В ч. 3 ст. 90 говорится, что  указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам Это означает, что при разработке и принятии федерального закона учитывается наличие указа Президента, однако этот факт не является предопределяющим для принятия закона, особенно если его необходимость вытекает из Конституции РФ либо из сложившихся общественных отношений.

Как уже говорилось, указы  и распоряжения Президента обязательны  для исполнения на всей территории страны. Вместе с тем указы о  введении военного или чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации. В случае неутверждения они утрачивают силу с момента принятия соответствующего постановления Советом Федерации.

Акты Президента публикуются  в информационном бюллетене «Собрание  законодательства Российской Федерации» (сокращенно — СЗ РФ). В Собрании законодательства публикуются федеральные законы, акты палат парламента, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства.

Акты Президента, имеющие  нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Президента, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания7.

4. Прекращение административно-правового статуса президента

 

Президент прекращает свои полномочия по истечении срока полномочий (6 лет). Однако в некоторых случаях Президент прекращает полномочия досрочно.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 92) предусматривает три возможности  досрочного прекращения полномочий Президента:

- в случае его отставки;

- при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

- при отрешении Президента от должности.

Часть 2 ст. 92, называющая все три случая, начинается словами  «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно...». Слова  «прекращает исполнение полномочий»  создают - в сочетании со всеми тремя вариантами - определенную двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях Президент сам прекращает свои полномочия. Однако однозначно это будет его решение лишь в случае отставки; если Президент не способен осуществлять свои полномочия по состоянию здоровья и тем более если он отрешен от должности, решение о прекращении его полномочий исходит со стороны. Остановимся подробнее на каждом варианте досрочного прекращения полномочий Президент РФ.

Отставка - добровольный уход Президента со своего поста. Безусловно, на него могут «давить», требовать ухода в отставку, вынуждать к уходу и т.д. Но формально решение об отставке принимает сам Президент.

Юридически возможны разные способы ухода в отставку. Например, это можно сделать соответствующим  официальным заявлением, изданием указа Президента. Именно этот вариант избрал первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Им был издан Указ от 31 декабря 1999 г. «Об исполнении полномочий Президента РФ», в котором говорилось: «1. В соответствии с частью 2 статьи 92 Конституции РФ прекращаю с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента Российской Федерации. 2. В соответствии с частью 3 статьи 92 Конституции РФ полномочия Президента Российской Федерации временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г. 3. Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания». Соответственно и.о. Президента РФ В.В. Путин издал Указ от 31 декабря 1999 г. «О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации», в котором объявил: «В связи с отставкой Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина приступил в соответствии со статьей 92 Конституции РФ к временному исполнению полномочий Президента Российской Федерации с 12 часов 00 минут 31 декабря 1999 г.».

Если при стойкой  неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия Президент сам объявляет о прекращении своей деятельности, это юридически ничем не отличается от отставки. И, видимо, говоря о состоянии здоровья как основании досрочного прекращения полномочий Президента, Конституция предполагает, что это происходит без испрашивания и независимо от мнения Президента. Либо его невозможно узнать, например, при коме, либо при наличии сознания можно спросить Президента о его мнении, и он способен что-то ответить, однако это при реальном состоянии Президента не имеет решающего значения. Таким образом, в отличие от отставки, личная воля Президента в данном случае объективно не может быть решающим фактором. Определяющим обстоятельством является заключение авторитетной медицинской комиссии о стойкой и необратимой неспособности по состоянию здоровья осуществления Президентом принадлежащих ему полномочии.

Конституционный Суд  РФ в постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании ст. 91 и ч. 2 ст. 92 Конституции РФ отметил: «Досрочное прекращение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента Российской Федерации в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации. В таком случае - в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания - волеизъявление Президента Российской Федерации может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с частями 1 и 3 той же статьи и частью 1 статьи 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом Российской Федерации своих полномочий или добровольной его отставкой»8.

Президент, согласно ст. 93 Конституции РФ, может быть отрешен  от должности Советом Федерации  только на основании выдвинутого  Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В Регламентах палат определена процедура рассмотрения вопроса. Более подробно она раскрыта в разд. 8 данной книги, здесь о ней скажем в общем виде.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы с формулированием ими своих мотивов и сбором подписей. Дума образует специальную комиссию и получает ее заключение по существу вопроса и по каждому пункту обвинений, если их несколько. Согласно Регламенту Государственной Думы обсуждение предложения депутатов проводится на ее заседании, на котором выступают уполномоченный группы от депутатов, выдвинувших обвинение, представитель специальной комиссии, заслушиваются эксперты, выступают депутаты; представители Президента и Правительства в Государственной Думе могут получить слово вне очереди. Согласно Конституции Дума принимает решение о выдвижении обвинения против Президента двумя третями от общего числа депутатов палаты.9

Решение Государственной  Думы передается в Совет Федерации, который рассматривает вопрос на основании выдвинутого Думой  обвинения, а также представления  заключения Верховного Суда РФ о наличии  в действиях Президента признаков состава преступления и заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, могут выступить также представитель группы депутатов, инициировавших обвинение, представитель специальной комиссии Государственной Думы, слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда для оглашения заключения этих органов, заслушивается заключение Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представи гелю может быть предоставлено слово по их желанию.

В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 93) решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов папаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

В ч. 2 ст. 92 Конституции  РФ предусмотрено, что при любом  случае досрочного прекращения полномочий Президента — отставке, невозможности осуществлять полномочия по состоянию здоровья, отрешении от должности — выборы Президента «должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». А в ч. 3 ст. 92 говорится: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».

 

Заключение

 

Подведем итоги исследования. Итак, важнейшая роль в государственной системе играет Президент. Административно-правовой статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.

Каждый из органов (институтов) государственной власти лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять государственные устои в целом, суверенитет и государственную целостность. Только при этих условиях все иные органы власти и должностные лица могут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Положение Президента в  системе органов государственной  власти связано с конституционными прерогативами главы государства  по отношению прежде всего к исполнительной власти. Будучи юридически дистанцирован  от всех ветвей власти, Президент вместе с тем находится ближе к исполнительной, нежели к другим ветвям власти. Это сближение главы государства с исполнительной властью находит выражение в конкретных полномочиях Президента как главы государства.

 

Список использованных источников

 

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Консультант Плюс
  2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон РФ  "" //Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 6. - Ст. 866.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ  // Собр. законодательства РФ. -  1999. - № 42. - Ст. 5005.
  4. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ N 314 // Собр. законодательства РФ. - 2004. - № 11.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2008. 13 мая
  6. Указ Президента Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 1252 "О комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров" // СПС КонсультантПлюс
  7. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.07.2000 N 12-П "По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия" // Консультант Плюс
  8. Бобылева К.Н. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации // Административное право и процесс. 2007. N 2.
  9. Брежнев О.В. Судебный конституционный контроль при досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 19. С. 26 - 31.
  10. Волков А.М., Лютягина Е.А. К вопросу о роли и месте Администрации Президента Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. N 3. С. 34 - 39.
  11. Колбая, С.Г. Срок полномочий Президента: конституцинно-правовое регулирование / С.Г.Колбая  - М., 2009. – С. 34.
  12. Конджакулян К.М. Кадровые отношения Президента и должностных лиц органов исполнительной власти в Российской Федерации и Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 1. С. 48 - 51.
  13. Куриленко А.В. Понятие и содержание деятельности Президента РФ в качестве гаранта Конституции России // Юридический мир. 2011. N 8. С. 24 - 26.
  14. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС "КонсультантПлюс". 2009.

Информация о работе Административно-правовой статус Президента РФ