Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:15, реферат
Исследование административно-правовых аспектов возникновения и развития института президентства, его правового статуса является необходимой предпосылкой для анализа особенностей становления института президентства в России и странах СНГ, в условиях становления гражданского общества и правового государства.
Осуществляемая в России правовая форма должна быть направлена на наиболее адекватное закрепление в юридических актах принципов укрепления государственности, совершенствования института президентства, в сочетании с требованиями гуманизма и демократии, оптимального учета интересов личности, социальных групп и общества в целом.
Административно-правовой статус Президента России
Исследование административно-правовых аспектов возникновения и развития института президентства, его правового статуса является необходимой предпосылкой для анализа особенностей становления института президентства в России и странах СНГ, в условиях становления гражданского общества и правового государства.
Осуществляемая в России правовая форма должна быть направлена на наиболее адекватное закрепление в юридических актах принципов укрепления государственности, совершенствования института президентства, в сочетании с требованиями гуманизма и демократии, оптимального учета интересов личности, социальных групп и общества в целом. Этим целям способствует становление в нашем государстве института президентства, который является важнейшим фактором укрепления Российской государственности, гарантом демократического развития всего общества.
По нашему мнению,
важное значение для характеристики
института президентства в
1. В законодательстве
Российской Федерации при
2. Важнейшим признаком,
характеризующим правовую
Во-первых, Конституция устанавливает порядок избрания Президента: на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. на широкой демократической основе.
Во-вторых, согласно Конституции одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Введены также и возрастные ограничения.
В-третьих, Конституция четко определила, что Парламент России вправе отрешать Президента от должности за совершение государственной измены или иного тяжкого преступления, подтвержденного заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда Российской Федерации.
В-четвертых, в Конституции содержится норда о том, что Президент может распустить лишь нижнюю палату Парламента России - Государственную Думу, в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
В-пятых, важной юридической гарантией, исключающей возможность появления авторитарного режима за счет злоупотребления президентскими полномочиями, является прерогатива Совета Федерации назначать выборы Президента Российской Федерации, утверждать указы Президента России о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения, а также обязанность Конституционного Суда Российской Федерации разрешать дела о соответствии Конституции России Президента Российской Федерации.
В-шестых, важным выражением демократизма президентской власти в Российской Федерации является такое положение Президента в системе высших органов государственной власти, при котором глава государства не ущемляет прерогативы Парламента России как высшего представительного и законодательного органа государства. В связи с этим можно указать на три основных источника его полномочий. Во-первых, это ряд полномочий, которые раньше принадлежали Президиуму Верховного Совета России: такие, как награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, решение вопроса о приеме в гражданство и др. осуществляет Президент России. Во-вторых, к компетенции Президента была отнесена группа прав, которая прежде закреплялась за Председателем Верховного Совета. Речь идет, в частности, о представлении республики в межгосударственных отношениях, внесение на рассмотрение Верховного Совета вопроса об отставке Совета Министров республик и др. И, наконец, третья группа полномочий Президента обусловлена новизной самого института президентской власти и вытекает из его природы. Это вопросы, связанные с руководством Совета Безопасности, принятием Указов, командованием Вооруженными Силами и др. Немаловажным признаком, характеризующим правовую природу президентской власти в России, является реальная возможность обеспечить соединение демократического функционирования государства со стабильностью общества в условиях организационно выраженного политического плюрализма. В теоретико-правовом разрешении этой проблемы сейчас превалирует подход «сильный президент - слабый парламент», либо «слабый президент - сильный парламент». Представляется, что можно выйти из этого круга через применение другого подхода, выражающегося в формуле «сильный президент - сильный парламент». В какой-то мере эта формула осуществляется в конституционном механизме США.
В условиях Российской
Федерации это достигается
Таким образом, глава
российского государства
4. Общая характеристика
института президентства в
Данный вывод основывается, прежде всего, на тем, что институт президентства в Российской Федерации обладает рычагами воздействия на все три вида властей в государстве: законодательную, исполнительную и судебную. Так, применительно к законодательной деятельности, Президент обладает правом инициативы по разработке и внесению законопроектов, правом подписывать законы и в связи с этим правом наложения вето на отдельные акты.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он назначает выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией России и обладает правом назначать референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Олицетворяя исполнительную власть, Президент Российской Федерации формирует ее, направляет и руководит ею. Президент России назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства
Российской Федерации;
имеет право
О «силе» президентской
власти свидетельствует и то обстоятельство,
что в руках главы государства
находятся разнообразные
Федерации для согласования
и принимает решение об отставке
Правительства России. Президент
непосредственно руководит
И, наконец, о потенциальной силе и эффективности президентской власти в Российской Федерации свидетельствует и возложенная на него обязанность Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами и наличие определенных полномочий в области внешнеполитической деятельности. Немаловажное значение имеет и возможность Президента по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации (введение режима чрезвычайного положения). Важными прерогативами Президента в этой области являются и его полномочия по формированию и руководству Советом Безопасности России, утверждению военной доктрины нашего государства, а также по назначению и освобождению высшего командования Вооруженных Сил России, присвоению высших воинских и высших специальных званий.
Такова, в самых общих чертах, правовая модель президентской власти в Российской Федерации. Институт президентской власти в России находится в стадии становления. И от того, в какой мере эта власть будет действовать правовыми методами, уважая Конституцию, законы и волю народа, зависит не только ее собственное будущее, но и судьбы экономических реформ, перспективы демократического развития республики как независимого суверенного государства.
Таким образом, проводимая в России радикальная экономическая реформа, преобразования политической системы, наметившиеся движения к правовому государству и гражданскому обществу объективно связано с совершенствованием института президента. Институт президентства, действующий на правовой, конституционной основе, предполагает стабильность общества, прогресс социальных отношений, вовлеченность граждан в процесс управления государством, способность обеспечить подчинение государству обществу, а политику - праву и нравственности.
Совершенствование института президентства служит достижению нового качественного состояния цивилизации, способствует демонтажу отживших социальных отношений и создает условия для всестороннего прогресса личности, социальных групп и общества, является одним из основных гарантом выживания человечества. Для успешного решения указанных задач необходимы серьезные научные исследования форм государственного правления и правового статуса института президентства в различных странах мира.
Информация о работе Административно-правовой статус Президента России