Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа
Право граждан на участие в государственном управлении – это субъективное право, реализуемое по их волеизъявлению и отражающее как личные интересы граждан, так и государственные интересы, т.е. стремление государства и всего общества обеспечить неуклонное повышение активности всех и каждого.
Объектом данной работы является урегулированная правом совокупность связей и отношений между государством и гражданином РФ.
Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие правовые отношения государства и граждан РФ.
Целью работы является определение административно-правового статуса граждан Российской Федерации, т.е. выявить понятие административно-правового статуса граждан РФ, рассмотреть особенности их прав, обязанностей и гарантий.
Введение 3
Административно-правовой статус гражданина 5
Понятие, значение и элементы административной правосубъектности 6
Институт гражданства в России. Понятие двойного гражданства 8
Классификация прав и обязанностей российских граждан 9
Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан 17
Заключение 23
Список использованной литературы 25
В-пятых, значительно
повышается роль суда в защите прав
граждан в сфере
Конкретизируя, дополняя,
детализируя нормы
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией РФ. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают конкретное значение, когда они реализуются с помощью норм административного права, через административно-правовые отношения.
Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами.
Права граждан делятся по степени возможности их реализации на абсолютные и относительные18; статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны, и адекватные по тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться19.
Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит лишь от волеизъявления гражданина. К ним можно отнести права граждан:
1) участвовать в управлении
2) поступать на государственную службу. Данное положение ст. 32 Конституции реализуется через Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"21 и Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"22;
3) свободно передвигаться (ст. 27 Конституции). Это право реализуется через Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", а также через Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию";
4) проводить собрания, митинги, демонстрации и пикетирование. Это конституционное право (ст. 31 Конституции) реализуется через Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"23;
5) свободно объединяться. Реализация этого конституционного права (ст. 30 Конституции) регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"24, Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"25 и другими законами;
6) на свободу и личную
7) на обжалование действий (бездействия)
органов исполнительной власти.
Реализация этого
8) право на общее образование.
Реализацию этого
9) свободно искать, получать, передавать,
производить и распространять
информацию любым законным
10) на изменение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициативе самих граждан органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"31;
11) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данное конституционное право (ст. 53 Конституции) реализуется в определенной степени через ст. 4.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и другие законы.
Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но также от наличия фактических возможностей для осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее образовательное учреждение (его реализация зависит от сдачи экзаменов, конкурса); право на приобретение оружия в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии"32 (его реализация зависит от возраста, состояния здоровья гражданина, наличия судимости, постоянного места жительства и других условий).
Заметим, что Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ 1991 года подчеркивает, что перечень прав и свобод, закрепленных Декларацией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина.
В отличие от прав все обязанности абсолютны. Конституция РФ акцентирует внимание именно на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.
К основным обязанностям Конституция РФ относит:
Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее. Основной обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов (ст. 15 Конституции РФ). Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.
Важнейшей обязанностью
граждан как субъектов
Механизм административно-
Глава 2. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан
К гарантиям прав и обязанностей граждан обычно относят экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе с Президентом РФ как гарантом, Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, и т.д.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел и милиция, органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, система Главного контрольного управления Администрации Президента РФ, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле – все законодательство и, прежде всего, нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложений на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.
Во-первых, в РФ не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данные конституционные
положения создают определенные
границы или юридические
Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. 18 и 46 Конституции).
Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и другие категории дел, в том или ином виде осуществляют контроль за соблюдением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного характера, например в связи с решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов (в частности, заграничного паспорта) и т.д., а также в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.
Информация о работе Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан