Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:28, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие административно-правовых норм;
2. рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.
Введение …………………………………………………………………...…... 3
Глава I. Понятие административно-правовых норм…………………………. 5
Глава II. Особенности реализации административно-правовых норм……. 11
Заключение …………………………………………………………………….. 22
Список источников и литературы…………………………………………….. 24
Административно-правовая норма реализуется не в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение - обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.
Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц) 14.
Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:
1) определение
фактических обстоятельств (
2) юридическая
квалификация, представляющая собой
установление юридической
3) издание
соответствующего акта
а) должность, фамилия, имя отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
б) дата и место рассмотрения дела;
в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
д) статья
КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая
административную ответственность
за совершение административного
е) мотивированное решение по делу;
ж) срок
и порядок обжалования
4) исполнение
принятого решения. При этом
оно необязательно должно
Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.
Традиционно
правоприменение как способ реализации
административно-правовых норм рассматривают
в контексте издания
Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.
Рассмотрим в качестве примера соответствующие положения Федерального закона "О государственной охране", подробно регламентирующие применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны17. В соответствии со ст.25 названного Закона сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнение возложенных на них служебных обязанностей.
В соответствии
со ст.26 данного Закона сотрудники федеральных
органов государственной охраны
имеют право применять
В состоянии
необходимой обороны или
В качестве крайней меры в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственной охране" сотрудники ее федеральных органов имеют право применять оружие, в частности, в случае:
Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право использовать оружие в случае:
Применение физической силы, специальных средств и оружия ограничивается определенными законодательными рамками, в числе которых:
1) исчерпывающий
перечень оснований для
2) обязанность
по общему правилу
3) запрещение
применения специальных
4) уведомление
органов прокуратуры о
Рассмотренные в качестве примера нормы Федерального закона "О государственной охране" позволяют сделать вывод о том, что в случае использования физической силы, специальных средств и оружия мы сталкиваемся с особым видом применения норм административного права, не связанным с изданием соответствующего правового акта. Правовой акт заменяет конкретное действие, основанное на норме административного права.
При этом
реализовать данную норму могут
только специальные субъекты, указанные
в Законе (например, сотрудники милиции,
военнослужащие, сотрудники федеральных
органов государственной
Между использованием
и применением, не связанным с
изданием правового акта, существует
четкое разделение, а именно право
действовать по своему усмотрению,
в том числе право отказа от
использования возможностей, предоставляемых
правовой нормой (исполнение), и обязанность
применить механизмы
Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку его субъектами могут быть все субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.
Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.
Итак, мы
дали понятие административно-
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Норма административного
права - модель, возможность оптимального
поведения. Но для превращения возможности
в действительность необходимо обеспечить
безусловное соответствие поведения
субъектов административного
Информация о работе Административно-правовые нормы и особенности их реализации