Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью работы является определение сущности и порядка применения административно-правовых норм. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- дать определение понятию норма административного права,
- охарактеризовать классификацию норм административного права,
- определить порядок реализации административно-правовых норм.
Введение……………………………………….…………………………..… 3 -4
§ 1. Понятие, сущность и особенности
административно-правовых норм ……...………………………………… 5 - 12
§ 2. Виды административно-правовых норм .…………………………... 13 - 15
§ 3. Реализация норм административного права …...……………….…... 16 -18 Заключение ……………………………………...…….…………………... 19 - 20
Библиографический список……………….…………………………………… 21
Поэтому на долю административно-правовых норм, создаваемых субъектами исполнительной власти, падает основная нагрузка по приданию тем или иным позициям, законодательно закрепленным, прямого действия. Иначе говоря, общие нормы закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти и в полном соответствии с функционально-компетенционными принципами разделения властей, как правило, нуждаются в опосредствовании их нормами административного (и не только) права. Государственно-правовая действительность наглядно подтверждает жизненность подобного, отработанного многолетней практикой, механизма соотношения административно-правовых норм, содержащихся в законодательных актах и устанавливаемых субъектами исполнительности власти (например, механизм проведения в жизнь российского законодательства о приватизации, борьбе с монополизмом, об охране окружающей природной среды и т.п.)3.
Отличием административно-
1. Применяются в сфере государственного управления.
2. Содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления.
3. Отсутствие конкретных
санкций в подавляющем
§ 2. Виды административно-правовых норм
Существуют различные
виды административно-правовых норм (см.
рис.1). Основаниями их подразделения
на виды являются: содержание; форма
выражения установленных
По содержанию административно-правовые нормы группируются в правовые институты - совокупности определенных правовых норм, родственных по содержанию регулируемых ими общественных отношений. Соответственно весьма многочисленные административно-правовые нормы подразделяются на следующие виды норм:
· закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;
· определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;
· устанавливающие
· регулирующие административно-процессуальную деятельность;
· обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
· определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
Те группы административно-правовых
норм, которые определяют права, обязанности
и ответственность участников регулируемых
ими отношений, принято называть
материальными - например, статьи многочисленных
положений о субъектах
Деление административно-правовых норм по их содержанию имеет важное значение при изучении курса административного права, позволяя группировать в определенной последовательности объемный нормативный материал.
По форме выражения (способу воздействия на участников регулируемых отношений) административно-правовые нормы бывают обязывающими, запрещающими, уполномочивающими (дозволительными), стимулирующими (поощрительными) и рекомендательными.
Примером обязывающей нормы, т.е. содержащей предписание действовать должным образом, является ст. 92 Водного кодекса РФ5, согласно которой водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом. Здесь же содержится и запрет: не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде и др.
Уполномочивающими (дозволительными) являются, например, статьи 11 - 15 Закона от 18 апреля 1991 г. «О милиции»6, где подробно определены виды дозволенных действий милиции при выполнении возложенных на нее обязанностей, условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Стимулирующие (поощрительные) нормы предусматривают средства (меры) материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений с целью обеспечения их должного поведения (например, предоставление определенных льгот).
Важное значение
имеет деление административно-
Общим правилом является то, что административно-правовые нормы вступают в силу, т.е. начинают действовать, с момента доведения их до сведения исполнителей. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте.
Действие норм права обычно рассчитано на неопределенное время, но могут предусматриваться и временные условия их действия, например, на период действия чрезвычайного положения на определенной территории. Общим правилом является то, что нормативный акт обратной силы не имеет, а исключения оговариваются в самом акте.
Действие административно-
По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы, работники определенного министерства и т.д.) - это так называемые специальные субъекты.
Как и любая другая норма права, административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза содержит
указание на фактические условия
реализации нормы, обстоятельства, при
наличии которых надо или можно
действовать определенным образом.
Обстоятельства, предусматриваемые
гипотезой нормы административн
Диспозиция - центральная часть административно-правовой нормы - определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.
В санкции административно-
Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта. Специфика этой нормы заключается в том, что санкция (как в ряде случаев и гипотеза) не всегда выражена непосредственно в содержании того акта, в который включена данная норма, - зачастую она предусмотрена другим актом.
Например, Порядок
отчетности руководителей федеральных
государственных унитарных
§3. Реализация норм административного права
Реализация норм административного права, как и других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может заключаться в их исполнении, а также применении, т.е. принятии на их основе государственно-властных решений применительно к конкретным случаям или субъектам управленческого процесса. Исполнение - это совершение всеми участниками административно-правовых отношений тех действий, которые предписаны в нормах. В отличие от исполнения применение административно-правовых норм осуществляется органами исполнительной власти (должностными лицами) и практически выражается в издании ими индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм9. Например, издание Президентом указа о назначении конкретного лица на должность федерального министра является применением п. «д» ст. 83 Конституции.
Таким образом,
административное право как совокупность
правовых норм, регулирующих общественные
отношения в сфере
Акты органов
законодательной и
После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств (СНГ) следует различать акты: 1) Российской Федерации (России, ранее - РСФСР); 2) СНГ, принятые с участием России и действующие на ее территории; 3) акты СССР, применяемые постольку, поскольку соответствующих актов России еще не имеется, при условии, что они не противоречат российскому законодательству. Кроме того, имеются международные акты, выполнять которые обязалась Российская Федерация.
Из ст. 5 Конституции
следует, что, будучи субъектами Российской
Федерации, республики (государства) имеют
свои конституции и законодательство
Источниками административного права России являются: Конституция; законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие кодексы (прежде всего КоАП, Таможенный кодекс РФ и другие отраслевые кодексы); нормативные акты Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти; нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие административно-правовые отношения.
Важнейшими официальными
изданиями, где публикуются
Федеральным законом
от 22 октября 1999 г. Парламентская газета
объявлена официальным
В стране проводится большая работа по совершенствованию законодательства и его систематизации (прежде всего кодификации). Многие нормативные акты признаются утратившими силу, вместо них принимаются новые, адекватные реальным современным потребностям общества и государства.
В целях реализации положений ст. 15 Конституции, упорядочения законодательства, обеспечения его стабильности и укрепления конституционной законности 6 февраля 1995 г. Президентом был издан Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Он ставит задачу создания официального, систематизированного, полного собрания действующих на территории России нормативных актов. Утверждено Положение о Временной комиссии по подготовке и изданию Свода и ее персональный состав.
Необходимость
в составлении и издании Свода
законов возникла в связи с
тем, что современное
Прежде всего, предстоит провести ревизию всего законодательства, начиная с 1917г. Итогом, как определено приведенным Указом, станет хронологическое собрание действующих нормативных актов на машиночитаемых носителях. Следующий этап - разграничение собранного материала по принципу: акты жизнеспособные, акты устаревшие либо противоречащие действующему законодательству. Каждый акт (вне зависимости от того, останется ли он в числе действующих или будет отменен) пройдет не только юридическую экспертизу, заключение по нему представят ведущие специалисты соответствующих отраслей знаний и народного хозяйства. Одновременно будут определены принципы основ формирования Свода на бумажных носителях, т. е. в традиционном и привычном виде книжных томов.
Заключение
Сделаем основные выводы по результатам работы.
Нормы административного
права представляют собой правила
поведения, устанавливаемые государством
в целях регулирования обществе
Информация о работе Административно-правовые нормы в Российском законодательстве