Административно–правовые нормы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы: сформулировать понятие и раскрыть методологическую характеристику норм административного права.
Задачи:
• дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности;
• раскрыть структуру административно-правовых норм;

Содержание работы

Введение
1. Понятие и природа административно-правовой нормы
2. Структура норм административного права
3. Виды административно-правовых норм
4. Роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений
5. Административные нормы и методы государственного управления
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

кр 1.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Тамбовский государственный  технический университет»

Институт дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа N1

по ________________________________________________

тема_ Административно – правовые нормы.

_______________________________________________

 

 

Выполнил:_________________________

___________________________________

__________________________________

Направление:_____________________

 

Проверил:__________________________

___________________________________

___________________________________

 

Дата сдачи:_________________________

Дата проверки:______________________

Оценка __________Подпись___________

 

Содержание

 

Введение 

3

1.

Понятие и природа административно-правовой нормы

5

2.

Структура норм административного права

9

3.

Виды административно-правовых норм

11

4.

Роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений

13

5.

Административные нормы и методы государственного управления

16

Заключение 

20

Список использованной литературы

21


 

 

 

Введение

Общественные отношения всегда выступали в качестве объекта  нормативного регулирования, что обусловлено  их природой. Средствами их регулирования могут быть различные социальные нормы: морали, права, общественных объединений, религиозные, обычаи и др. Среди этих регуляторов особое место занимают нормы права, которые осуществляют воздействие на общественные отношения через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные права и обязанности.

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативные и индивидуальные акты, акты применения и акты толкования или разъяснения, даваемые уполномоченными государственными органами и их должностными лицами.

Норма административного  права, как и другой правовой акт, представляет собой некоторое правило  общего свойства, определенную меру возможного, должного и обязательного поведения участников управленческих отношений, установленную или санкционированную государством и охраняемую специальными мерами государственного принуждения.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Административно-правовые нормы имеют  определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Цель контрольной работы: сформулировать понятие и раскрыть методологическую характеристику норм административного права.

Задачи:

  • дать понятие административно-правовых норм и рассмотреть их особенности;
  • раскрыть структуру административно-правовых норм;
  • дать классификацию видов административно-правовых норм;
  • показать роль административно-правовых норм в регулировании общественных отношений;
  • рассмотреть методы государственного управления.

 

 

1. Понятие и природа административно-правовой  нормы.

Важное значение в регулировании государственного управления имеют различные социальные нормы и правила. На государственное управление, представляющее собой распорядительную, организационную, контрольную и иную деятельность, влияние оказывают нормы морали, особенно в точках непосредственного соприкосновения с публичной политикой. Доверие и объективная информация, соблюдение моральных принципов со стороны руководителей и государственных служащих во взаимоотношениях с населением и внутри органов управление является одной из составляющих эффективной работы государственного аппарата.

В государственном управлении довольно часто используются обычаи и традиции – выборы председателя нижней палаты парламента осуществляется из представителей крупнейшей фракции в палате, а его заместителей из других более многочисленных объединений. Такие традиции широко распространены и в зарубежных странах - Востока, Англии и др.

Очень широко влияние в управленческой деятельности стандартов, технических норм и правил, которые устанавливаются государством, особенно в производственной сфере.

С течением времени в деятельности государственных органов складываются организационные нормы и обыкновения, которые также оказывают управленческое воздействие на деятельность аппарата и служащих. Примером может служить отчет народного депутата, который проходит в определенное время и в одном и том же месте, или проведение собрания по определенному регламенту.

Хотя перечисленные нормы не являются правовыми по своей природе  и устанавливаются в большинстве  случаев не государством, они для  него не безразличны. В отдельных  случаях государство поддерживает и способствует развитию некоторых из них, в других не отвечающих интересам общества, запрещает своим властным способом.

Главным регулятором государственного управления является право. Оно складывалось постепенно из доправовых социальных норм и обычаев. Право формируется по двум направлениям: во-первых, социальные нормы других видов перерастают в нормы права, путем их законодательного закрепления, и, во-вторых, нормы права создаются самим государством, когда в них возникает потребность общества.

Составляющие права:

Правовая норма - выраженное в законе общеобязательное правило поведения, выступающее в качестве образца возможного или должного поведения, охраняемое от его нарушения мерами государственного принуждения.

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему: система права, отрасль, подотрасль, институт права.

Волевой характер. Государство в праве выражает волю и интересы различных социально-политических сил общества, использую для этого свою власть и легитимный характер принуждения к нарушителям права.

Общечеловеческие  ценности (постулаты добра, справедливости, общего блага, демократии и др.) имеют большое ориентирующее значение в определении характера правовой системы, в государственном управлении. Это кардинальным образом отличает демократическое государство от тоталитарного, деспотического.

Государственное принуждение выполнение норм права обеспечивается и охраняется государством, им предусматриваются различные виды юридической ответственности: уголовная, гражданская, административная, дисциплинарная.

Среди правовых норм российских отраслей права самыми разнообразными являются административно-правовые нормы. Они занимают самое большое правовое пространство в цепи: закон - подзаконный акт – акты исполнения - документ. Чаще всего эффект административно-правового воздействия создает не одна норма, а их совокупность, как однородных, так и не однородных. Нормы как первичные правила поведения облекаются в структурные формы – источники административного права.

Для норм административного права  характерны:

  • ориентация на удовлетворение преимущественно публичных интересов;
  • односторонне-властное волеизъявление стороны;
  • широкая сфера усмотрения;
  • преобладание директивно-обязательных норм;
  • нормативно-ориентирующее воздействие;
  • прямое применение административных санкций за правонарушение.

В отечественной юридической литературе отмечается несколько признаков  характеризующих норму права:

  • первичная клетка права;
  • государственное повеление;
  • правило общего характера (для всех) и рассчитанное на многократное применение;
  • формально определенное правило.

Административно-правовые нормы отличаются от других норм большей степенью взаимосвязанности  внутри одного правового акт и  в актах разных органов. Проявляются  принципы их подзаконности и строгой  иерархичности, позволяющий согласованно решать проблемы с помощью разных, но связанных и согласованных норм.

Нормы административного права  определяют границы должного, управомоченного и запрещенного поведения различных субъектов в сфере государственного управления. Определяя взаимные права и обязанности сторон управленческих отношений, они регулируют тем самым эти отношения.

Специфика предмета административно-правового регулирования выделяет особенности, отличающие административно-правовые нормы от норм других отраслей права:

  • императивный характер;
  • служат для реализации функций и назначения исполнительной власти;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности государственной администрации;
  • адресованы, прежде всего, субъектам исполнительной власти в целяхупорядочения государственного управления и обеспечения законности в их деятельности.
  • определяют административно-правовой статус (права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности) субъекта управленческих правоотношений в сфере исполнительной власти;
  • являются базой для регулирования отношений, входящие в предмет других отраслей;
  • обеспечены собственными отраслевыми средствами исполнения, защиты и юридического принуждения;
  • устанавливаются не только законами, но и в процессе административного правотворчества, поэтому имеют различную юридическую силу, устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе реализации распорядительных полномочий в пределах определенной законом компетенции.
  • носят подзаконный характер и могут быть изменены или отменены органами или должностными лицами, принявшими их, или вышестоящими либо признаны недействительными по решению суда.

 

2. Структура норм административного  права

Традиционно в структуре правовых норм выделяют три самостоятельных элемента: гипотезу и диспозицию (присущие нормам положительного регулирования), диспозицию и санкцию (свойственные нормам правоохранительным). Эти элементы нормы административного права имеют особенности.

Гипотеза как условие применения нормы зачастую не всегда выражена в ней самой и может находиться в структуре преамбулы, вводной части или общих положениях, в других нормах данного акта. Она может быть общей для нескольких норм. В некоторых случаях гипотеза может быть обнаружена в других, смежных или однородных актах. Такая «подвижность» гипотезы объясняется многообразием норм, действие которых привязано не только к конкретному юридическому факту, но к событиям, явлениям большего масштаба в стране, регионе или отрасли.

Можно выделить некоторые виды гипотез административно-правовой нормы:

• по степени определенности: абсолютно определенные (конкретные обстоятельства) и относительно определенные (общая характеристика условий);

• по способу изложения: казуистичные и абстрактные;

• по назначению: общие и специальные;

• по внутренней структуре: простые (одно условие) и сложные (кумулятивные – одновременно несколько условий, альтернативные – одно из нескольких условий).

Диспозиция как центральная часть административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей и ответственности субъекта права. Формулирование диспозиции нормы имеет двоякое значение:

  • её обоснованность служит, прежде всего, эффективному выбору способа решения социальной, экономической или иной задачи, а также метода  регулирования отношений субъектов административного права.
  • нечеткость диспозиции или пассивность ее применения ведут к бездействию или ошибочным действиям.

Установленные диспозицией правила  поведения предписывающего, дозволяющего и запрещающего характера могут  содержаться в одной или нескольких статьях акта. Это связано с тем, что подобные правила часто обладают процессуальными свойствами, т.е. регулируют целый ряд последовательно совершаемых субъектом действий. Их трудно свести к одному простому правомерному действию. Все правила, носящие преимущественно характер диспозиции, изложены как цепь последовательных юридических действий.

Диспозиция (права, дозволения, предписания, обязанности, запреты) может быть различного вида (дополнительно к классификации примененной для гипотезы):

♦ по степени определенности: относительно определенная и абсолютно-определенная: простая (признаки в силу очевидности не называются) и  описательная (указывается правило и его признаки).

Информация о работе Административно–правовые нормы