Содержание
Введение ………………………………………………………………………….
3
1. Понятие и особенности административно-правовых
отношений ………….4
2. Структура административно-правовых
отношений ……………………… 10
3. Юридические факты в административных
правоотношениях ……………13
Заключение ………………………………………………………………………14
Список литературы ……………………………………………………………...15
Введение
Административно-правовые
отношения, как и все остальные виды правоотношений
в различных отраслях права, являются
важнейшим базисом. В общей характеристике
административно-правовых отношений следует
отметить некоторые стороны, которые могут
быть основой для отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
Они весьма существенны, потому что на
природу административно-правовых отношений
оказывают определяющее влияние: сфера
их появления (механизм функционирования
исполнительной власти); специфика административно-правового
регулирования (императивность и односторонность
действий субъектов управления); содержание
административно-правовых норм, т.е. их
юридической базы. Приоритетными являются
предмет и метод административного права,
которые определяют необходимую основу
для проведения видовых отличий между
правовыми отношениями. Исходя из всего
вышеуказанного, целью данной работы является
изучение вопроса об административно-правовых
отношениях, выделение их особенностей,
отличий от других правовых отношений,
и, наконец, необходимо обозначить роль
административно-правовых отношений в
социальной жизни и в функционировании
государства как звена в механизме правового
регулирования. Важно также проанализировать
критерии классификации и виды административно-правовых
отношений.
Административное
право - это свободная область правовой
системы Российской Федерации. Области
права различаются между собой по предмету
и методу правового регулирования. Именно
предмет административного права составляют
те отношения, о которых далее пойдет речь.
1. Понятие и особенности
административно-правовых отношений
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, отличающихся по характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Они обладают всеми основными
признаками любого правового отношения:
- первичность правовых норм, вследствие чего правоотношение есть результат регулирующего воздействия на данное общественное отношение данной правовой нормы, придающего ему юридическую форму;
- регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этого отношения; корреспонденция взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой;
- установление их юридической ответственности за несоответствующее требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают
как носители взаимных обязанностей
и прав, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой.1 Существуют
две концепции признаков административно-правовых
отношений. Согласно одной из концепций
административно-правовые отношения:
- возникают в процессе государственного управления;
- имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
- являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Вторая
концепция административно-правовых
отношений:
- возникают в сфере государственного управления;
- могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
- делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.
Несмотря
на некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток,
свойственный обеим концепциям: в
них ничего не говорится о таком
фундаментальном признаке этих отношений,
как важность установления гарантии
судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению.
Этот недостаток вытекает в отсутствие
правового режима административно-правовых
отношений, отсутствие режима обеспечения
правовой защиты граждан по отношению
к управлению (исполнительной власти).
2
Особенности
административно-правовых отношений
состоят в следующем:
1. Широко
распространено мнение, что административно-правовые
отношения в отличие от всех
других (особенно - гражданско-правовых)
являются властеотношениями, построенными
на началах «власть – подчинение».
Именно этот их признак является
главным, поскольку предопределен
важнейшими приоритетами государственно-управленческой
деятельности;
2. Сущность
государственно-управленческой деятельности,
как и любого другого вида
социального управления, определяет
необходимость выделения субъекта
управления, т. е. той стороны
регулируемых административным
правом управленческих отношений,
в руках которой концентрируется
власть. В силу этого определенный
приоритет воли такого субъекта
(единая управляющая воля) всегда
налицо. Поэтому его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены
на упорядочение поведения объекта
управления. Практическое выражение
такой направленности обычно характеризуется
как «команда»; это – переходный мостик
к формуле «власть – подчинение»;
3. Административные
правоотношения, как и все другие
правоотношения, имеют свой объект.
Его понимание связано с сущностными
чертами государственно-управленческой
деятельности, всегда предполагающими
соподчиненность воль. Воля всех
участников регулируемых управленческих
отношений подчинена единой управляющей
воле. Так образуется властный
характер этих отношений, а
власть (авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах
принимают участие люди, наделенные
волей и сознанием; они совершают
определенные, предписанные административно-правовыми
нормами действия или воздерживаются
от них. Соответственно объектом
административно-правового отношения
являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной
власти;
4. Административно-правовые
отношения (по своей сути управленческие)
имеют широкую сферу для своего
возникновения, изменения или
прекращения. Это - сфера государственного
управления - понятие, границы которого
в течение всей истории определялись
объемом и направленностью практической
деятельности по реализации исполнительной
власти. Сфера государственного
управления охватывает все основные
направления экономической, социально-культурной
и административно-политической
работы, в которой задействованы
огромное количество различного
рода производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, тысячи граждан;
5. Сфера
государственного управления - поле
практической деятельности исполнительных
органов и должностных лиц,
действующих от имени этих
органов. Из этого утверждения
можно сделать вывод, что в
границах названной сферы нередко
возникают правоотношения иного
рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые,
природоохранные, предпринимательские
и даже гражданско-правовые). Это давно
подтвердила практика.
Итак, административным
правоотношениям свойственна предусматриваемая
действующим правом возможность
выступать в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (административно-правового)
опосредования общественных отношений,
относящихся к предмету других отраслей
российского права;
6. Сфера
государственного управления является
той областью деятельности государства,
в которой действуют особого
рода субъекты. Обобщенно их называют
или органами государственного
управления, или органами исполнительной
власти. Таким образом, в административно-правовых
отношениях опосредуется само
государственное управление, т.е.
компетенция соответствующих субъектов
этого вида государственной деятельности.
Она не ограничивается только
взаимодействием разноуровневых
субъектов такого рода (например,
отношениями между вышестоящими
и нижестоящими исполнительными
органами). Управленческая компетенция
реализуется в отношениях со
всеми возможными сторонами, чья
практическая деятельность или
же чьи конкретные интересы
связываются с механизмом исполнительной
власти, т.е. с процессом реализации
компетенции ее субъектов;
3
7. Для
возникновения административно-правовых
отношений необходимы особые
условия, которые:
- возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных функций. Например, заключение имущественных сделок не является проявлением исполнительной власти, а потому, совершая подобного рода действия, исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления. Механизм реализации исполнительной власти не находит своего выражения в этих действиях;
- возникают также непосредственно по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а только управленческих. Имеется в виду практическая реализация принадлежащих им юридически властных полномочий. Без них исполнительный орган не может выступать в роли субъекта исполнительной власти;
8. Административно-правовые
отношения по своей сути являются
организационными. Они имеют прямую
связь с реализацией функций
исполнительной власти, которые
по своему содержанию направлены
на организацию процесса правоисполнения.
Административно-правовые отношения
несут на себе организационную
нагрузку в двух основных аспектах:
- «самоорганизация» - организация собственной работы всего исполнительного аппарата, осуществляемая в рамках административно-правовых отношений между разными звеньями системы исполнительных органов;
- организация, выходящая за рамки ее первого варианта и реализуемая в административно-правовых отношениях с участием иных коллективов и людей, соприкасающихся со сферой государственного управления.
По этим
основным направлениям через административно-правовые
отношения исполнительная власть может
оказывать повседневное регулирующее
и организующее воздействие на поведение
управляемых;
9. Административно-правовые
отношения «не закрыты» для
кого-либо из возможных участников
правовых отношений.. Наличие правомочий,
представляемых административно-правовой
нормой, либо возложение ею определенных
обязанностей - единственное условие,
при соблюдении которого каждый,
кто функционирует в сфере
государственного управления или
заинтересован в ее нормальном
функционировании, может быть инициатором
их возникновения либо прекращения. Таким
образом, административно-правовые отношения
могут возникать по инициативе любой из
сторон: исполнительных органов и их должностных
лиц, государственных коллективов, граждан.
Все же согласие
или желание второй стороны не
является во всех случаях обязательным
условием их возникновения. Административно-правовые
отношения могут возникать и
вопреки желанию второй стороны
или ее согласию. Этот признак в
наибольшей степени отличает их от
гражданско-правовых отношений;
10. Между
сторонами административно-правовых
отношений возможны споры. Так,
гражданин может быть не согласен
с правомерностью принятых в
его адрес действий исполнительного
органа (должностного лица).
Это его
несогласие, хоть и не влияет на возникновение
правоотношения, вызывает определенные
юридические последствия: гражданин
вправе оспаривать указанные действия.
Так возникает конкретный административно-правовой
спор. Для разрешения гражданско-правовых
споров установлен специальный процессуальный
порядок (исковое производство). Он
установлен и для разрешения возможных
административно-правовых споров. Обычно
такого рода споры разрешаются во
внесудебном порядке;
11. Для
гражданско-правовых отношений характерна
ответственность одной стороны
перед другой. Административным
правом установлен иной порядок
ответственности сторон административно-правовых
отношений в случае несоблюдения
ими требований административно-правовых
норм. В этом случае ответственность
одной стороны наступает непосредственно
перед государством в лице
его соответствующего органа (должностного
лица).4
2. Структура административно- правовых
отношений
Административно
правовые отношения, как и другие
правоотношения, имеют свою структуру
(элементы): субъекты, объекты и юридические
факты.
Субъектом
административно правового отношения
является тот, кто наделен административными
правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;
- служащие государственных органов и организаций;
- представители общественных объединений;
- органы местного самоуправления
Различают
следующие виды субъектов административного
права - индивидуальные и коллективные
субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане,
иностранцы, лица без гражданства, а
также лица, хотя и имеющие специальный
административно-правовой статус, но участвующие
в административных правоотношениях
в качестве индивидуума (например, вынужденный
переселенец, беженец, военнообязанный,
студент). Коллективными субъектами
административных правоотношений считаются
организованные, обособленные, самоуправляемые
группы людей, которые имеют право
выступать в отношениях с другими
субъектами в качестве единого целого
публично-правового образования (объединения,
организации, коллективы, предприятия
и их подразделения, управленческие
органы).5 Определяющим
признаком субъектов административно-правовых
отношений является наличие у них материального
или процессуального административно-правового
статуса (прав, обязанностей, ограничений,
запретов, ответственности). В данном случае
речь идет о двух таких категориях: