Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 13:20, курсовая работа
Описание работы
Современная государственно-правовая ситуация в Российской Федерации, стремление федеральных органов власти обеспечить единство и стабильность осуществления государственной власти на всей территории страны приводят к необходимости совершенствования правовых режимов и разработки конституционно-правовых механизмов, направленных на сохранение территориальной целостности государства, утверждение единства государственной власти.
По критерию
юридических свойств режимы можно подразделить
на ординарные и экстраординарные. Последние
вводятся только в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций социального или
природно-техногенного характера, вызванных
агрессией против Российской Федерации,
массовыми беспорядками, стихийными бедствиями
и т. п.
Экстраординарные
режимы — это особые правовые режимы жизнедеятельности
населения, осуществления хозяйственной
и иной деятельности организациями, а
также функционирования органов государственной
власти и органов местного самоуправления
на территории, где возникла угроза безопасности
и которая признана зоной чрезвычайной
ситуации, зоной вооруженного конфликта,
зоной военных действий.
• использование
мер, ограничивающих конституционные
права и свободы граждан и организаций;
• введение
дополнительных административно-правовых
обязанностей и запретов;
• предоставление
чрезвычайных полномочий органам власти
для поддержания режима;
• введение
форм особого управления территорией,
на которой установлен экстраординарный
режим, включая создание временных специальных
органов, перераспределение компетенции,
приостановление деятельности отдельных
органов государственной власти и местного
самоуправления.
Экстраординарные
режимы — это временные специальные административно-правовые
режимы, которые действуют только в период
существования чрезвычайной ситуации.
С одной стороны, в законодательстве установлены
конкретные сроки, на которые могут вводиться
эти режимы, а с другой, — уполномоченные
органы обязаны отменить действие режимов,
если отпали обстоятельства, послужившие
основанием для их установления.
Законодательство
Российской Федерации предусматривает
три типа экстраординарных режимов —
чрезвычайное, военное и «особое» положение.
Чрезвычайный
режим - это специальный правовой режим
жизнедеятельности населения, осуществления
хозяйственной деятельности и функционирования
органов власти на территории, где возникла
чрезвычайная ситуация.
Особыми условиями,
влекущими корректировку в организации
управления, являются:
· Чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера.
· Чрезвычайное
положение.
· Военное
положение.
· Режим охраны
государственной границы.
· Режим секретности.
2.2 Отдельные виды административно-правовых
режимов
1) Чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера.
Особенности
управления в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера
предусмотрены федеральным законом от
21 декабря 1994 года «О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера».
В этом законе под чрезвычайной ситуацией
понимается обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате
аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия,
которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде,
значительные материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности людей.
Для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована
единая государственная система, объединяющая
органы исполнительной власти и местного
самоуправления, а также организации,
в полномочия которых входит решение вопросов
по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
В законе конкретизированы
полномочия органов государственной власти
и местного самоуправления в области предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основная
их направленность— предупреждение таких
ситуаций.
Непосредственное
государственное управление в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций возложено на федеральные органы
исполнительной власти. Обязанности этих
органов по предупреждению чрезвычайных
ситуаций являются органической частью
их компетенции, осуществляемых в обычных
условиях. По отношению к подведомственным
организациям они разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические
мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных
ситуациях; утверждают отраслевые нормы
и правила безопасности производства,
технологических процессов, продукции,
а также правила защиты работников организаций
от чрезвычайных ситуаций и т.д.
В чрезвычайных
ситуациях проводят аварийно-спасательные
и иные неотложные работы.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий (стихийных бедствий) - МЧС
России – является специальным
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим государственное управление
и координацию федеральных органов исполнительной
власти в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные
органы соответствующего профиля.
Закон определяет
также права и обязанности предприятий,
учреждений и организаций, а также граждан
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций.
Особенности
управления вызываются именно чрезвычайными
ситуациями и необходимостью их ликвидации. Так, при чрезвычайных
ситуациях Президент Российской Федерации
при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном
федеральным законом, может ввести на
территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение. Он может принимать решение
о привлечении к ликвидации чрезвычайных
ситуаций Вооруженные силы Российской
Федерации, других войск и воинских формирований.4
МЧС России
в этих условиях осуществляет разнообразные
задачи и функции, в том числе руководство
работами по ликвидации крупных аварий,
катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
координацию деятельности органов исполнительной
власти и местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф;
контроль за осуществление мероприятий
в этой области; организует формирование
и доставку гуманитарной помощи населению,
пострадавшему в результате чрезвычайных
ситуаций.
Таким образом,
полномочия органов государственной власти,
в том числе Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий, подведомственных ему региональных
органов, можно подразделить на две группы:
а) те, которые
осуществляются в нормальных условиях
и направлены на предупреждение чрезвычайных
ситуаций;
б) те, которые
реализуются в чрезвычайных ситуациях
и при ликвидации их последствий. Взятые
в своем комплексе, они ориентированы
на выполнение важнейшей государственной
задачи по защите интересов граждан и
общества.
2) Чрезвычайное
положение.
Чрезвычайное
положение действует в соответствии с
Положением о нем, утвержденным Правительством
Российской Федерации от 6 мая 1994 года
№ 457.
Режим чрезвычайного
положения при наличии чрезвычайной ситуации
вводится в установленном законом порядке
компетентными государственными органами.
Иными словами, существуют фактические
(чрезвычайная ситуация) и юридические
(правовой акт) основания возникновения
данного правового режима.
Главное в
его содержании:
- ограничение
прав и свобод граждан, коллективных
субъектов права;
- изменение
системы государственной власти
путем образования новых исполнительных
органов, перераспределения компетенции,
предоставление дополнительных
полномочий.
Чрезвычайное
положение - это предусмотренный Конституцией
РФ особый правовой режим деятельности
государственных органов, органов местного
и регионального самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций, временно допускающий
установленные ограничения в осуществлении
конституционных прав и свобод граждан,
а также прав юридических лиц, возлагающий
на них дополнительные обязанности.
Правовой
режим чрезвычайного положения направлен
на обеспечение безопасности граждан
в случае стихийных бедствий, аварий и
катастроф, эпидемии и эпизоотий, а также
на защиту прав и свобод граждан, конституционного
строя при массовых нарушениях правопорядка,
создающих угрозу жизни и здоровью граждан,
или при попытке захвата государственной
власти, либо изменения конституционного
строя РФ путем насилия.
Цели введения
режима чрезвычайного положения:
- нормализация
обстановки;
- восстановление
конституционных прав и свобод
граждан, а также прав юридических
лиц;
- восстановление
нормального функционирования конституционных
органов власти, органов местного
и регионального самоуправления
и других институтов гражданского
общества;
- оказание
помощи пострадавшим гражданам,
организациям;
- стихийные
бедствия, аварии и катастрофы, эпидемии,
эпизоотии, создающие угрозу жизни
и здоровью населения;
- массовые
нарушения правопорядка, сопровождающиеся
насилием над гражданами, ограничивающие
их права и свободы;
- блокирование
или захват отдельных особо
важных объектов или местностей,
угрожающий безопасности граждан
и нарушающий нормальную деятельность
органов государственной власти
и управления, местного и регионального
самоуправления;
- попытка
захвата государственной власти
или изменения государственного
строя РФ насильственным путем;
- посягательство
на территориальную целостность
государства, угрожающих изменению
его границ;
- необходимость
восстановления конституционного
правопорядка и деятельности
органов государственной власти.
На период
действия ЧП могут вводиться следующие
меры:
- установление
особого режима въезда и выезда,
а также ограничение свободы
передвижения по территории, где
введено ЧП;
- ограничение
движения транспортных средств
и их досмотр;
- усиление
охраны общественного порядка
и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность
населения и народного хозяйства;
- запрещение
проведения митингов, уличных шествий,
митингов и демонстраций, а также
зрелищных, спортивных и других
массовых мероприятий;
- запрещение
забастовок.
В случае введения
ЧП при стихийном бедствии, аварии, катастрофе,
эпидемии, эпизоотии, которые создают
угрозу жизни и здоровью населения, дополнительно
к основным мерам принимаются следующие
меры:
а) временное
выселение людей из мест, опасных для проживания,
с обязательным предоставлением им стационарных
или временных помещений;
б) временное
запрещение строительства новых, расширения
действующих предприятий и других объектов;
в) установление
карантина и проведение других обязательных
санитарно-эпидемиче-ских мероприятий;
г) введение
особого порядка распределения продуктов
питания и предметов первой необходимости;
д) мобилизация
ресурсов государственных предприятий,
учреждений, организаций, изменение режима
их работы, переориентация на производство
необходимой в условиях ЧП продукции,
иные изменения производственной деятельности,
необходимые для проведения аварийно-спасательных
и восстановительных работ;
е) использование
ресурсов предприятий, учреждений и организаций,
независимо от форм собственности, для
отведения опасности и ликвидации последствий
чрезвычайных обстоятельств;
ж) отстранение
от работы на период ЧП руководителей
государственных предприятий, учреждений
и организаций от деятельности которых
зависит нормализация обстановки в регионе
ЧП, в связи с ненадлежащим исполнением
или своих обязанностей, назначение других
лиц временно исполняющими обязанности
указанных руководителей.
В исключительных
случаях, связанных с необходимостью проведения
неотложных аварийно-спасательных работ,
допускается привлечение трудоспособного
населения и транспортных средств граждан
для выполнения указанных работ при условии
обязательного обеспечения безопасности
труда. Запрещается привлечение несовершеннолетних,
а также беременных женщин к работам, которые
могут отрицательно повлиять на состояние
их здоровья.
Если же ЧП
введено по другим основаниям, например,
при попытке захвата государственной
власти насильственным путем, то дополнительно
вводятся следующие меры:
- введение
комендантского часа (запрещается
находиться на улице и в
других общественных местах без
специально выданных удостоверений
личности в установленные часы
суток);
- приостановление
после соответствующего предупреждения
деятельности политических партий,
общественных организаций, массовых
движений и самодеятельных объединений
граждан, если эта деятельность
препятствует нормализации обстановки;
- ограничение
или временное запрещение продажи
оружия, ядовитых и сильнодействующих
химических веществ, спиртных напитков;
- временное
изъятие у граждан зарегистрированного
огнестрельного и холодного оружия
и боеприпасов, а у предприятий,
учреждений и организаций - учебной
военной техники, взрывчатых, радиоактивных
веществ и материалов, отравляющих
и сильнодействующих химических
веществ;
- введение
цензуры, ограничение на выпуск
газет;
- проверка
документов у граждан, а в необходимых
случаях - проведение личного досмотра,
досмотра вещей, транспортных средств,
багажа и грузов, служебных помещений
и жилья граждан;
- высылка
нарушителей общественного порядка,
не являющихся жителями данной
местности, вместо их проживания
или за пределы местности, где
введено ЧП за их счет;
- особые
правила пользования связью;
- запрещение
изготовления и распространения
информационных материалов, которые
могут дестабилизировать обстановку.5
Органы, осуществляющие
управление на территории где введено
ЧП, естественно, сами справиться не могут.
И поэтому все государственные органы,
органы местного территориального самоуправления,
предприятия, учреждения, общественные
объединения и организации, а также граждане
на этой территории обязаны всячески содействовать
этим органам и выполнять их решения.Чрезвычайное
положение нельзя смешивать с военным
положением.
3) Военное
положение.
Возможность
его введения предусмотрена также Конституцией
Российской Федерации и отнесено к компетенции
Президента Российской Федерации.