Административные права граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:22, реферат

Описание работы

Обязанности граждан тесно связаны с их правами. И те, и другие описаны в Конституции РФ и иных российских законах. Наличие у человека каких-либо прав влечёт за собой появление соответствующих обязанностей. Ведь государство, ставя права граждан в определённые рамки при помощи обязанностей, ограничивает «вольность народа», а следовательно, способствует сохранению и защите интересов граждан, а так же стабильности порядка в стране. В нормах административного права детализируются и конкретизируются конституционные обязанности и права граждан.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 19.44 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Обязанности граждан тесно связаны с их правами. И те, и другие описыны в Конституции РФ и иных российских законах. Наличие у человека каких-либо прав влечёт за собой появление  соответствующих обязанностей. Ведь государство, ставя права граждан в определённые рамки при помощи обязанностей, ограничивает «вольность народа», а следовательно, способствует сохранению и защите интересов граждан, а так же стабильности порядка в стране. В нормах административного права детализируются и конкретизируются конституционные обязанности и права граждан.

 

Понятие и выды административных прав граждан

 

И так, что же представляют из себя административные гражданские права?    Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами права на: совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации.

В юридической литературе права граждан делят по-разному, например на статутные и адекватные.

Статутные - указывают на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с теми или иными сферами общества. Таких прав немного, но с точки зрения своего содержания они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами. Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина Российской Федерации за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

Адекватные - это права, реализующиеся в определённых видах деятельности. Они, в свою очередь делятся на: 
1) личные - право на неприкосновенность частной жизни, личная неприкосновенность;

2) социально-экономические - право на частную собственность, право на не запрещённую законом  предпринимательскую деятельность.                                                                                                           3) сициальные - право на социальное обеспечивание, образрвание, на защиту здоровья; 

4) социально-культурные - право  на участие в культурной жизни  общества;

5) политические права  и свободы - право на свободу  слова, право проводить митинги.

Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные.

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа. По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными.

Конкретней рассматриваются следующие группы:

1. Права и свободы, относящиеся  к общему правовому статусу  личности и непосредственно реализуемые  в сфере государственного управления.

2. Права и свободы, вытекающие  из характера государственно-управленческой  деятельности.

3. Права, вытекающие из  совершаемых гражданами действий  и гарантируемые законами и  подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования  и науки Российской Федерации  определило порядок приема граждан  в государственные образовательные  учреждения начального и среднего  профессионального образования.

 

 

Административные обязанности граждан: понятие, классификация

 

Сами административные обязанности имеют следующее значение – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

 

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в четыре блока:

Первый - охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). При этом понятие участие в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны. Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права;

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.;

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления (личных, экономических, социальных) характерен тем, что их реализация требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения. Так, каждый гражданин имеет право, без всякого различия, на равную защиту закона, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д. На этой основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта;

Четвертый блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

 

В сфере государственного управления граждане обязаны:

1) соблюдать законность  и дисциплину в сфере государственного  управления;

2) соблюдать специальные  запреты;

3) получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение  ряда действий.

 

1)Законность представляет собой сложное явление и в научной литературе рассматривается в нескольких аспектах: как конституционный принцип, как политический режим и как способ управления делами государства.

  Статья 15 Конституции  РФ предусматривает, что органы  государственной власти, органы  местного самоуправления, должностные  лица, граждане и их объединения  обязаны соблюдать Конституцию  и законы, а законы и иные  правовые акты не должны противоречить  Конституции страны. Именно эти  основные требования составляют  сущность законности.

  Иначе говоря, сущность  законности состоит в единообразном  понимании и точном соблюдении  действующего законодательства  всеми органами государства, общественными  объединениями, должностными лицами  и гражданами.

  Создание подлинно  правового государства предполагает  распространение действия закона  на все сферы общественной  жизни, прежде всего на функции  органов государственной власти, обязательность закона для самого  государства и его органов, должностных  лиц, развитие государственного  аппарата по пути демократизации, законности и справедливости. Сущность  этого принципа состоит в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Правовое  государство невозможно без четких  и конкретных юридических мер  ответственности любых должностных  лиц за нарушение своих обязанностей  перед законом.183

  Обеспечение законности  немыслимо без строгого соблюдения  государственной дисциплины, предполагающей  точное соблюдение всеми организациями, государственными службами и  гражданами установленного государством порядка деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций по выполнению возложенных на них обязанностей и реализации предоставленных прав.Дисциплина и законность не только связаны друг с другом, но и взаимообусловлены. Строгое соблюдение субъектами права законов и подзаконных актов — важнейшее требование как законности, так и государственной дисциплины, что и послужило основанием считать законность и государственную дисциплину однопорядковыми социальными явлениями.

  При всей близости  законности и государственной  дисциплины они не тождественны. Различие между ними состоит  в том, что дисциплина охватывает  порядок поведения людей не  только в сфере правовой регламентации  общественных отношений (трудовая, финансовая, служебная, воинская и  т. д.), но в сфере действия иных  норм, функционирующих в обществе (профсоюзная, дисциплина быта и  т. д.). Ее содержание шире содержания  «законность», ибо включает исполнение  прав и обязанностей, основанных  на требованиях как правовых, так и иных социальных норм. Законность же требует соблюдения  и исполнения только правовых  норм. Кроме того, в содержание  дисциплины включаются такие  элементы, как предприимчивость, инициативность, творческий подход к делу, эффективность  и качество работы. Поэтому дисциплина  значительно глубже, чем законность, проникает в производственные  отношения и теснее связана  с экономическими категориями.

  Указом Президента  РФ от 6 июня 1996 г. № 810 «О мерах  по укреплению дисциплины в  системе государственной службы»  определено, что однократным грубым  нарушением дисциплины в системе  государственной службы, влекущим  применение к виновным должностным  лицам и работникам федеральных  органов исполнительной власти  и органов исполнительной власти  субъектов Федерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности, являются:

  — нарушение федеральных  законов, указов Президента РФ;

  — неисполнение или  ненадлежащее исполнение федеральных  законов, указов Президента РФ  и вступивших в законную силу  решений судов.

  Указом определено  также, что должностные лица и  работники федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов  Федерации, на которых наложено  дисциплинарное взыскание, не подлежат  в течение года премированию, представлению к награждению  государственными наградами (кроме  случаев проявления мужества  на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или  в условиях боевых действий) и  знаками отличия, повышению в  должности или представлению  для присвоения очередного квалификационного  разряда (классного чина, воинского  или специального звания). Кроме  того, они могут быть направлены  на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном  чине, воинском или специальном  звании) или лишены квалификационного  разряда (классного чина, воинского  или специального звания).

  В зависимости от  содержания, юридических последствий  и субъектов в государственном  управлении различают следующие  способы обеспечения законности:

  1) контроль (государственный, муниципальный и общественный);

  2) прокурорский и административный  надзор;

  3) обжалование незаконных  действий органов исполнительной  власти и их должностных лиц.

 

2) Административно-правовой запрет - наиболее жесткий способ правового регулирования общественных отношений. Наиболее часто административный запрет необходим для упорядочения или регулирования общественных отношений в публично-правовой сфере. Связано это с тем, что в соблюдении отношений, которые складываются в публично-правовой сфере, заинтересовано общество и государство. Административный запрет имеет широкое применение, в этой связи он также касается и тех общественных отношений, которые граничат с публично-правовыми отношениями. Подобное свойство административного запрета обусловлено его конструктивной сложностью. В этой связи прав Н.Н. Рыбушкин, который в свое время писал, что "...по своей природе правовые запреты представляют собой сложное юридическое образование. Запрет является одним из средств общего правового регулирования и оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения" .

 

3) Получение разрешения от органа власти.

Лицензирование представляет собой сложное, многоаспектное социально-правовое явление, которое рассматривается с разных сторон. В юридической литературе предпринимаются попытки уяснить сущность и юридическую природу института лицензирования, который призван обеспечить безопасность личности, общества и государства.

В ст. 2 Федерального закона от 08.08. 2001 г. № 128-ФЗ (в ред. от 13.03.2002 г. № 28-ФЗ) «О лицензировании отдельных видов деятельности» дается легальное определение лицензирования. Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением действия и аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов над соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий. В легальном определении законодатель делает «бюрократический» уклон на то, что лицензирование является комплексом действий лицензионных органов государства.

 

Вывод

 

Взаимосвязь и единство прав и обязанностей есть выражение согласования интересов личности, государства, общества. Надлежащее исполнение каждым человеком своих гражданских обязанностей является необходимым условием и гарантией осуществления прав, свобод и законных интересов других граждан, обеспечивает интересы государства и общества.

Информация о работе Административные права граждан