Административные правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 07:00, реферат

Описание работы

В настоящее время в ходе осуществления в стране политической, административной и экономической реформ подвергаются изменениям регулируемые административным правом отношения и ответственность за совершение административного правонарушения.
Поэтому так актуально изучение такой важной темы как административное правонарушение.
Предметом контрольной работы является административное правонарушение.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Понятие и признаки административного правонарушения, его отличие от дисциплинарного проступка и от преступления
1.1 Понятие и признаки административного правонарушения . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления . . . . . . . . 9
Глава 2. Состав административного правонарушения
2.1.Понятие и элементы состава административного правонарушения . . .15
2.2.Объект административного правонарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.3 Объективная сторона административного правонарушения . . . . . . . . . . .17
2.4 Субъект административного правонарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.5 Субъективная сторона административного правонарушения . . . . . . . .23
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Админ правонарушения.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Должно быть выяснено (как правило, путем производства автотехнической  экспертизы), мог ли водитель избежать наезд на пешехода, если бы не превысил установленную скорость движения. Положительный ответ на этот вопрос свидетельствует, что наезд на пешехода явился следствием нарушение Правил дорожного движения водителем, в его действиях имеется состав, предусмотренный ст. 12.24 КоАП РФ. Отрицательный ответ означает, что наезд не был следствием превышения установленной скорости движения, ибо в сложившейся ситуации он был неминуем и при движении с разрешенной скоростью из-за неправомерного поведения самого пешехода. В этом случае в действиях водителя не усматривается состав правонарушения, предусмотренный ст.12.24 КоАП РФ. Водитель должен будет нести более мягкую административную ответственность, чем предусмотрена ст. 12.24 КоАП РФ, — ответственность за превышение установленной скорости движения но ст.12.9 КоАП РФ.

Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит также в зависимость от таких ее признаков, как время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность.

Например, в соответствии со ст. 3.1 Закона Кировской области «Об административной ответственности в Кировской области» предусмотрена ответственность за громкую речь, крики, пение и тому подобное в период с 22 до 6 часов утра. Естественно, что подобные деяния, совершенные в иное время, не будут содержать состава этого правонарушения. Часть первая ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за распитие алкогольной продукции на улицах, стадионах, и скверах, парках, в транспортном средстве общею пользования, в других общественных местах. Распитие таких напитков в иных местах, например у себя дома, в гостях, не будет содержать состава этого правонарушения. Мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ) определяется, в частности, как нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу. В данном случае законодатель подчеркивает демонстративный характер совершения деяния — выражение явного неуважении к обществу. Действия, нарушающие общественный порядок, но не имеющие подобного характера, не будут содержать состава мелкого хулиганства.

Повторность предусмотрена многими статьями законодательных актов, устанавливающих административную ответственность, и означает совершение одним и тем же лицом течение года однородного правонарушении, за которое оно уже подвергалось административному взысканию. Например, ч.1 ст. 4 Закона Республики: Татарстан «Об административной ответственности за нарушение общественного порядка и порядка управления» установлена ответственность за распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах и в других общественных местах, а ч. 2 этой же статьи— за те же деяния, совершенные повторно и течение года после применения мер административного наказания.

Неоднократностью признается совершение более двух однородных правонарушений, а систематическим правонарушением считается такое, которое совершается в течение года несколько раз. В Кодексе Волгоградской области об административной ответственности, например, установлена административная ответственность за систематическую неявку без уважительных причин лиц, больных туберкулезом, ВИЧ-инфекцией или инфекциями, передающимися преимущественно половым путем, в специализированные медицинские организации по вызову для проведения обязательных медицинских обследований и лечебно-профилактических мероприятий (ст. 15 этого Кодекса).

Однако эти признаки состава административного правонарушения (время, место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность) присущи далеко не всем составам административных правонарушений, в силу чего они называются факультативными признаками состава административного правонарушения. Т. е. необязательными признаками. В отличие от них противоправное действие или бездействие, наступившие вредные последствия и  причинно-следственная связь между деянием и наступившими в результате его вредными последствиями являются обязательными признаками состава административного правонарушения.

 

 

 

2.4 Субъект административного  правонарушения

 

 Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. При этом, как уже отмечалось, физические лица полежат административной ответственности, если они достигли к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Кроме того, субъектом административного правонарушения может быть только вменяемое физическое лицо. Лицо, которое во время совершении противоправных действий (бездействия) – находилось в состоянии невменяемости т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.

В законодательстве различаются также общие субъекты —  любые вменяемые лица, достигшие 16 лет, специальные субьекты — должностные лица, водителе, несовершеннолетние и др., а также особые субъекты  - военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о службе. Для одних из этих категорий объектов законом установлены дополнительные основания для административной ответственности или ее повышенный размер для других— ограничение применения мер административной ответственности. Так, согласно ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте граждане (общие субъекты) несут ответственность меньшую, чем должностные лица (специальные субъекты). Вместе с тем в соответствии со ст. 2.5 этого Кодекса военнослужащие (особые субъекты) либо не несут административной ответственности на общих основаниях, либо к ним не могут применяться некоторые виды административных наказаний.

 

 

2.5 Субъективная  сторона административного правонарушения

 

Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта (физического лица) к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны — вина субъекта административного правонарушение. Вина бывает в двух формах: в фирме умысле и в ферме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что они совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких    последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. В первом случае умысел является прямым — лицо желало наступления вредных последствий. Во втором и третьем случаях умысел— косвенный, так как лицо прямо не желало наступления вредных последствий, по сознательно допускало их наступление либо относилось к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, считается, например, проезд водителя на запрещающий сигнал светофора, когда он видел этот сигнал, но очень торопился и не стал останавливать транспортное средство. Примерам умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, может служить случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или вообще относясь к этому факту безразлично, проехал на красный свет, хотя прямо наступления подобных вредных последствий не желал.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствии либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В первом случае неосторожность проявляется в форме легкомыслия (самонадеянности), так как лицо предвидело возможность наступления вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало их предотвратить; во втором - в форме небрежности.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и выехал на перекресток на красный свет, является типичным примером неосторожного правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги водитель проехал па красный свет (хотя не предвидел возможности такой ситуации, ибо не знал участка дороги, не знал, что там установлен светофор), то он совершил неосторожное правонарушение в форме небрежности. Водитель должен был и мог предвидеть вредные последствия своей невнимательности и не имел права притуплять внимание.

Неосторожную вину необходимо отличать от невиновного причинения вреда, т. е. казуса- случая, при котором административная ответственность лица не наступает. В таких случаях лицо не должна было или не могло предвидеть общественно опасные, вредные последствия своего действия или бездействия, либо не было способно управлять своим поведением в силу чрезвычайных обстоятельств. Так, из практики выяснения причин проезда водителей на красный сигнал светофора, совершения ими соответствующих дорожно-транспортных происшедший известны случаи когда у водителей, ранее не подозревавших о своем заболевании, перед перекрестком внезапно происходил инфаркт, появлялись судороги ног, они теряли сознание и др., и водители не были способны управлять транспортным средством.

Юридическое лицо, согласно ст. 2.1 КоАП РФ, признается виновным Iв совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность дли соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В статьях КоАП РФ и в законах субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность, форма вины чаще всего не обозначается. По данным статьям административная ответственность наступает вне зависимости от формы вины. Например, не важно, умышленно нарушил водитель требования дорожного знака или по неосторожности, допустим, не заметил данного знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

В ряде случаев, хотя форма вины не установлена законодателем прямо, она косвенно ясна из самого характера деяния. Например, ч.3  ст. 11.17 КоАП РФ предусматривает ответственность за курение в вагонах (в том числе и в тамбурах) пригородного поезда. Понятно, что такое действие может быть совершено только умышленно. Однако иногда формулировка состава административного правонарушения прямо говорит, что оно может быть совершено только в форме умысла или только в форме неосторожности. Например, ст. 19.2 КоАП РФ предусматривает ответственность лишь за умышленное повреждение или срыв печати (пломбы), а согласно ст. 7.26 этого Кодекса установлена санкция за утрату материалов и данных государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации в результате их небрежного хранения пользователем. Очевидно, что такое правонарушение может быть только неосторожным, совершенным в форме небрежности.

Отдельные составы административного правонарушения предусматривают и такие факультативные признаки субъективной стороны состава, как мотив и цепь. Например, ст. 20.3 КоАП РФ устанавливает ответственность за демонстрацию фашистский атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики. Отсутствие указанной цели исключает возможность квалификации деяния в качестве административного правонарушения, предусмотренного дачной статьей. И наоборот, ст, 6.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за незаконное приобретение либо хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов. Если деяние совершено именно с этой целью, возможность его квалификации по данной статьей исключается.

 

 

 

Заключение

 

Предметом контрольной работы являлось административное правонарушение. Целью работы- всестороннее исследование элементов состава административного правонарушения, а также выявление его отличия от дисциплинарного проступка и от преступления. Для достижения цели были решены  установленные задачи, т.е. были рассмотрены нужные для всестороннего исследования предмета работы статьи действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также научная и учебная литература; были раскрыто понятие административного правонарушения, его признаки и состав, отличия от дисциплинарного проступка и от преступления.

По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:

· Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

·Административное правонарушение обладает рядом важных признаков. Таких как: противоправность; общественная вредность; сознательное, волевое действие (бездействие) одного или нескольких человек; виновность; наказуемость…

· Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств. Первичные отличия- это общественная опасность и вид противоправности. Вторичные критерии- различие процессуальных норм, различие между уголовными, административными и дисциплинарными санкциями, состоянии судимости или административной (дисциплинарной) наказанности и другие вторичные признаки.

·Малозначительное деяние не может быть признано преступлением, так как не является общественно опасным. Общественно опасным следует считать только такое деяние, которое причинило или реально способно причинить существенный ущерб общественным отношениям. Такие деяния в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования данного общества. С этой точки зрения большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными.

·В состав административного правонарушения входят следующие элементы: объект; субъект; объективная сторона; субъективная сторона.

· Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

·Объективная сторона административного правонарушения — это система предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушении (противоправное действие или бездействие; наступившие в результате противоправного действия (бездействия) вредные последствия; причинно-следственная связь между этим деянием и вредными последствиями).

Информация о работе Административные правонарушения