Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:29, курсовая работа
Вопрос об административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам об административных правонарушениях является актуальным, т.к. глубокие социальные изменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе и совершенствования института административных правонарушений.
В структуре административного процесса производство по делам об административных правонарушениях занимает особое положение. Связано это с тем, что производство по делам об административных правонарушениях представляет собой один из наиболее массовых видов производств.
Введение……………………………………………………….……...….………..3
1.Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы……….…………………….………………..……………4
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………..…11
3. Организационная структура производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………..…14
3.1. Возбуждение дела об административном правонарушении……..……....17
3.2. Рассмотрение дел об административных правонарушениях………..…...18
3.3. Обжалование и опротестование постановлений по делам об административных правонарушениях…………...……………..………………20
Заключение…………...…………………..………………………………………23
Список использованной литературы…………………………………….….….24
3.2. Рассмотрение
дел об административных
Данная стадия является центральной
в производстве по делам об административных
правонарушениях. В процессе ее осуществления
условно можно выделить группы взаимосвязанных
действий судьи, органа, должностного
лица, именуемые этапами.
Традиционно выделяются этапы:
а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа
обстоятельств дела и собранных материалов,
в) принятия и объявления постановления
по делу.
Судья, орган, должностное лицо
при подготовке к рассмотрению дела об
административном правонарушении выясняют
следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции
рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства,
исключающие возможность рассмотрения
данного дела судьей, членом коллегиального
органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол
об административном правонарушении и
другие протоколы, предусмотренные КоАП
РФ, а также правильно ли оформлены иные
материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства,
исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по
делу материалов для его рассмотрения
по существу;
6) имеются ли ходатайства и
отводы.
Порядок рассмотрения дела
об административном правонарушении представляет
собой определенную последовательность
процессуальных действий, направленную
на защиту прав и законных интересов лиц
участвующих в производстве по делу об
административном правонарушении и установление
объективной истины.
На стадии анализа обстоятельств
и собранных материалов дела, изучаются
и проверяются доказательства. Доказательствами
по делу об административном правонарушении
являются любые фактические данные, на
основании которых судья, орган, должностное
лицо, в производстве которых находится
дело, устанавливают наличие или отсутствие
события административного правонарушения,
виновность лица, привлекаемого к административной
ответственности, а также иные обстоятельства,
имеющие значение для правильного разрешения
дела.
Объяснения лица, в отношении
которого ведется производство по делу
об административном правонарушении,
показания потерпевшего и свидетелей
представляют собой сведения, имеющие
отношение к делу и сообщенные указанными
лицами в устной или письменной форме.
Существуют и вещественные
доказательства, должны приобщаться к
делу об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения
дела об административном правонарушении
может быть вынесено определение:
1) О передаче дела судье, в орган,
должностному лицу, уполномоченным назначать
административные наказания иного вида
или размера либо применять иные меры
воздействия в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
2) О передаче дела на рассмотрение
по подведомственности, если выяснено
что рассмотрение дела не относится к
компетенции рассмотревших его судьи,
органа, должностного лица
По результатам рассмотрения
дела об административном правонарушении
может быть вынесено постановление:
1) О назначении административного
наказания;
2) О прекращении производства
по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении
производства по делу об административном
правонарушении выносится в случае:
1) Наличия хотя бы одного из
обстоятельств, исключающих производство
по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ;
2) Объявления устного замечания
в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ;
3) Прекращения производства
по делу и передачи материалов дела прокурору,
в орган предварительного следствия или
в орган дознания в случае, если в действиях
(бездействии) содержатся признаки преступления.
Постановлением по делу об административном
правонарушении является правоприменительный
акт, вынесенный судьей, органом, должностным
лицом по результатам рассмотрения конкретного
дела об административном правонарушении.
В нем должны быть указаны данные субъекта,
рассматривающего дело, дата и место рассмотрения
дела. Кроме того из текста постановления
должно быть видно что не истекли сроки
давности привлечения к административной
ответственности по данному делу.
3.3. Обжалование и
опротестование постановлений по делам
об административных правонарушениях.
Стадия пересмотра, являясь
факультативной (необязательной) стадией
в производстве по делам об административных
правонарушениях, преследует двоякую
цель: во-первых, обеспечить реализацию
прав лица, привлеченного к административной
ответственности, или потерпевшего на
защиту от неправомерных действий и решений
субъектов административной и судебно-административной
юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или
опровергнуть законность и обоснованность
принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения
и пересмотра дела процессуальных актов
и исправить допущенные нарушения.
Постановление по делу об административном
правонарушении может быть обжаловано
участниками административного процесса:
1) вынесенное судьей - в вышестоящий
суд;
2)вынесенное коллегиальным
органом или судебным приставом-исполнителем
- в районный суд по месту нахождения коллегиального
органа или судебного пристава-исполнителя;
3) вынесенное должностным лицом
- в вышестоящий орган, вышестоящему должностному
лицу либо в районный суд по месту рассмотрения
дела;
4) вынесенное иным органом,
созданным в соответствии с законом субъекта
Российской Федерации, - в районный суд
по месту рассмотрения дела.
Жалоба на постановление по
делу об административном правонарушении
подается судье, в орган, должностному
лицу, которыми вынесено постановление
по делу и которые обязаны в течение трех
суток со дня поступления жалобы направить
ее со всеми материалами дела в соответствующий
суд, вышестоящий орган, вышестоящему
должностному лицу.
Жалоба на постановление судьи
о назначении административного наказания
в виде административного ареста либо
административного выдворения, а также
административного приостановления деятельности
подлежит направлению в вышестоящий суд
в день получения жалобы.
Жалоба на постановление по
делу об административном правонарушении
может быть подана в течение десяти суток
со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба на постановление об
административном аресте либо административном
выдворении подлежит рассмотрению в течение
суток с момента подачи жалобы, если лицо,
привлеченное к административной ответственности,
отбывает административный арест либо
подлежит административному выдворению.
Жалоба на постановление о назначении
административного наказания в виде административного
приостановления деятельности подлежит
рассмотрению в пятидневный срок со дня
ее поступления со всеми материалами в
вышестоящий суд, уполномоченный рассматривать
соответствующую жалобу.
По результатам рассмотрения
жалобы на постановление по делу об административном
правонарушении выносится одно из следующих
решений:
1) Об оставлении постановления
без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) Об изменении постановления,
если при этом не усиливается административное
наказание или иным образом не ухудшается
положение лица, в отношении которого
вынесено постановление;
3) Об отмене постановления и
о прекращении производства по делу при
наличии хотя бы одного из обстоятельств,
предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ,
а также при недоказанности обстоятельств,
на основании которых было вынесено постановление;
4) Об отмене постановления и
о возвращении дела на новое рассмотрение
судье, в орган, должностному лицу, правомочным
рассмотреть дело, в случаях существенного
нарушения процессуальных требований
или в связи с необходимостью применения
закона об административном правонарушении,
влекущем назначение более строгого административного
наказания, если потерпевшим по делу подана
жалоба на мягкость примененного административного
наказания;
5) Об отмене постановления и
о направлении дела на рассмотрение по
подведомственности, если при рассмотрении
жалобы установлено, что постановление
было вынесено неправомочными судьей,
органом, должностным лицом.
Не вступившее в законную силу
постановление по делу об административном
правонарушении и (или) последующие решения
вышестоящих инстанций по жалобам на это
постановление могут быть опротестованы
прокурором.
Заключение.
В результате знакомства с исследованием
в области производства по делам об административных
правонарушениях можно сделать следующие
выводы.
В области права понятие процесса
неразрывно связано с разбирательством
спора, а при производстве по делам об
административных правонарушениях спор
в правовом смысле отсутствует. При отсутствии
спора государственный орган (должностное
лицо) действует в рамках не юридического
процесса, а метериально-правовой процедуры
его функционирования.
Самостоятельность производства
по делам об административных правонарушениях
обусловливается как минимум двумя причинами:
1) спецификой разбираемой материи: споры
из отношений власти и принуждения по
своему существу чужды гражданскому разбирательству
с его принципами устности, равенства
сторон, состязательности, материального
интереса; 2) особенностями самого производства,
заключающимся, по мнению многих его исследователей,
в упрощенной процедуре. По моему мнению,
процедура не может быть упрощенной, но
должна быть адекватной для вынесения
соответствующего правовой истине решения,
обеспечивать убеждение граждан в правильности
применения к ним правил, установленных
государством.
Среди особенностей производства
по делам об административных правонарушениях
можно назвать следующие: 1) возложение
времени доказательства на властную сторону
административного процесса, в отличие
от традиционного процесса; 2) возможность
и устного, и письменного ведения дела,
разрешение дела в отсутствии ответчика,
отсутствие многих жестких правил гражданского
и уголовного процессов; 3) производство
по делам об административных правонарушений
— это квазисудебная деятельность; 4) в
производстве по делам об административных
правонарушениях участвуют два субъекта,
а не как в гражданском процессе; 5) публичный
характер правонарушений, вызывающих
спор.
В данной работе были изложены
основные принципы и элементы производства
по делам об административных правонарушениях
на компилятивной основе. Глубокий и всесторонний
их анализ автору трудно было провести
в виду отсутствия знаний в области методологии
административно-правовых исследований.
Многие вопросы остались вне зоны внимания,
но основные подходы к освещению проблематики
производства по делам об административных
правонарушениях были положены в основу
данной работы.
Список использованной
литературы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
1. Конституция Российской Федерации
: офиц. текст. - М.: Юристъ, 2007. – 39с.
2. Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях:
Закон от 30.12.2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2013).
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бахрах, Д. Н. Административное право
России. [Текст] Учебник для вузов./ Д. Н.
Бахрах. - М.: Издательство НОРМА, 2009.- 720с.
- ISBN 5-06-002574-5
2. Попов Л.Л. Административное
право. М., 2007-. 190с.
3. Додин, Е.В. Доказывание
и доказательства в правоприменительной
деятельности органов государственного
управления. [Текст] / Е.В. Додин.- М.: Издательство
НОРМА, 2009. - 200с. - ISBN 4-04-005541-3
4. Корухов, Ю.Г. Взаимодействие и взаимоотношение субъектов при проведении судебной экспертизы // Основы судебной экспертизы. Ч. 1. [Текст] / Ю.Г. Корухов.- М.: РФЦСЭ, 2010- 260с. - ISBN 5-05-004648-6
5. Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе [Текст] / Е.Р. Россинская.- М.: Издательство БЕК, 2010.- 510 с. - - ISBN 5-04-008754-5