Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 09:43, курсовая работа
Административный надзор является важнейшим способом обеспечения безопасности в российском государстве, правовым механизмом защиты конституционных прав и свобод граждан, соблюдения законных интересов юридических лиц, необходимой формой публичного управления и функцией государственных органов исполнительной власти.
Административный надзор должен отвечать современным потребностям государства, так как без данного института невозможно осуществлять эффективное публичное управление.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА……………...5
1.1 Административный надзор как вид государственной деятельности органов исполнительной власти…………………………………………………5
1.2 Административный надзор: понятие, характерные черты, особенности осуществления…………………………………………………………………...10
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА…………………...19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор…………………………………...19
2.2 Государственный надзор за безопасностью дорожного движения……....23
2.3 Надзор в области пожарной безопасности…………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………33
По инициативе органов административного надзора решаются вопросы о применении такой административной санкции, как ликвидация (прекращение деятельности) организаций.
Таким образом, можно сделать вывод, что административный надзор - надведомственный контроль исполнительной власти за соблюдением коллективными и индивидуальными субъектами правовых норм. С одной стороны, - это часть управленческого контроля, особый вид исполнительно-распорядительной деятельности. Если же подойти к нему с позиций обеспечения законности, - это одно из средств охраны такого режима, разновидность государственного надзора, который включает в себя еще и прокурорский, судебный, конституционный. 20
Субъекты административного надзора обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной и принять меры для устранения обнаруженных отклонений, и лишь потом, необходимо выявить виноватых и решать вопросы об их ответственности.
В настоящее время можно с полной ответственностью расставить по этапам деятельность субъектов административного надзора:
· Прогноз, предупреждение, пресечение, и все это делается для того, чтобы не допустить наступление вреда.
· Применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
Субъекты административного надзора испытывают разнообразные формы неправовой управленческой деятельностью для достижения поставленных перед ними целей. Субъекты административного надзора наделяются полномочиями требовать представления справок, отсчетов и иных документов; брать объяснения у должностных лиц и граждан; проводить проверки, досмотры, обследования на местах; направлять материалы специалистам, требовать проведения экспертиз, обследований, инвентаризаций.
Вывод: Надзорная деятельность включает в себя предварительный, текущий и последующий контроль. На предварительном этапе протекает процесс регистрации, заключения различных соглашений по проектам строительства, аренды зданий, кооперативов и т. п. Субъекты административного надзора пресекают противоправные действия, выявляют их причины, устанавливают виновных, применяют административные санкции, ставят перед компетентными органами вопросы о привлечении виновных к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности.
2. Виды административного надзора
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор
Санитарные правила и гигиенические нормативы устанавливают критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они определяют поведение индивидуальных и коллективных субъектов по обеспечению благоприятного для жизни и здоровья людей состояния окружающей среды. Они направлены на предупреждение распространения и ликвидацию инфекционных, иных массовых заболеваний и отравлений.
Санитарные правила являются общеобязательными, их должны соблюдать все организации, все граждане. Специализированный надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил осуществляется общефедеральной службой - Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Основной документ, регулирующий ее деятельность - Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г (ред. от 25.11.2013) .
Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации , а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте.
В систему Госсаннадзора, кроме того, входят разнообразные санитарно-профилактические учреждения (лаборатории, дезинфекционные станции, дома санитарного просвещения и др.), научно-исследовательские и иные организации.
Наряду с общегосударственной системой - Госсаннадзором, который контролирует деятельность всех граждан, а также всех организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, существуют ведомственные санитарные службы. Они созданы в министерствах обороны, внутренних дел, путей сообщения, в Федеральной службе безопасности и в ряде других федеральных ведомств.21
В деятельности Госсаннадзора можно выделить следующие направления:
1.Он осуществляет нормативное регулирование, обеспечивает создание системы санитарно-эпидемиологического нормирования, организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов, утверждает и издает их, разрабатывает формы государственной и ведомственной статистической отчетности о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнении гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
2.Огромна по разнообразию и объему предупредительная работа. Организационно-массовая работа - это санитарная пропаганда, санитарное воспитание, обучение, учет и анализ санитарных нарушений. Органы Госсаннадзора координируют работу ведомственных санитарных служб, разрабатывают и вносят в соответствующие организации предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по разработке программ социального и экологического развития, охраны здоровья, окружающей среды, улучшения условий труда. Они выявляют причины возникновения и распространения инфекционных, профессиональных, иных массовых заболеваний и отравлений, а затем разрабатывают и осуществляют необходимые мероприятия.
Санитарные учреждения осуществляют ряд медицинских анализов, обеззараживание помещений, участвуют в разработке программ повышения санитарно-эпидемиологического благополучия и т. д.
3. В работе Госсаннадзора большое место занимает предварительный контроль. Прежде всего, это санитарные анализы, экспертизы проектов строительства сооружений, выпуска пищевой и иной продукции, пригодности помещений, территории для определенной деятельности. Без заключения о соответствии санитарным правилам нельзя выпускать многие виды продукции, строить большинство сооружений, начинать работу детских и образовательных учреждений.
Разработка и постановка на производство тары, посуды и упаковочных материалов, применение пищевых добавок и других веществ разрешаются только на основании гигиенической оценки их соответствия санитарным требованиям и заключения санитарно-эпидемиологической службы.
Законом установлено, что в целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники предприятий и организаций должны проходить медицинские осмотры как при приеме на работу, так и впоследствии.22
4. Регулярные санитарные обследования работников торговли, пищевых предприятий - следующий вид деятельности службы Госсаннадзора.
Санитарные проверки многих организаций осуществляются регулярно.
Для получения необходимой информации должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе беспрепятственно посещать и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач ; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.
5. Санитарная служба России пресекает нарушения санитарных правил.
С целью пресечения санитарных нарушений организациям и гражданам могут быть сделаны предписания о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных нарушений. Госсаннадзором широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил.
6.Органы Госсаннадзора вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности. Компетентные должностные лица могут составлять протоколы об административных правонарушениях, совершать процессуальные действия, необходимые для административного расследования.23
За совершение санитарных правонарушений к юридическим лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.
Главные санитарные врачи вправе направлять в компетентные органы, компетентным должностным лицам материалы о санитарных нарушениях и ставить вопросы о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. Они могут также предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, и расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей.
Вывод: Государственный санитарно-эпидемиологический
надзор- надзор за соблюдением работодателями
санитарно-гигиенических и санитарно-
2.2 Государственный надзор
за безопасностью дорожного
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения имеет огромное социальное и экономическое значение. Ежегодно в России совершается большое количество дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибают более 30 тысяч человек. Многие участники дорожного движения получают ранения различной тяжести. При этом подавляющую часть погибших и пострадавших в ДТП составляют люди активного трудоспособного возраста, дети и подростки. Экономические потери от дорожно-транспортных происшествий ежегодно составляют в стране более 200 млрд рублей.
Основными причинами ДТП являются нарушение Правил дорожного движения водителями и пешеходами, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств, несоблюдение норм и правил содержания и эксплуатации дорог . В России подобные нарушения приняли значительные масштабы, число лиц, привлеченных к административной ответственности за совершение этих проступков, в среднем достигает 45—50 млн в год. По оценкам специалистов, реальное количество нарушений Правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств превышает это значение в 10-15 раз .24
В этой связи велика роль надзора за безопасностью дорожного движения, который осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД, Госавтоинспекция).25
Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему Госдарственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД
России, территориальные органы
управления ГИБДД субъектов РФ, подразделения
ГИБДД в районах, городах, округах и районах
в городах, а также в закрытых административно-
На ГИБДД возлагаются следующие обязанности:
1.контроль за соблюдением Правил дорожного движения, а также других нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2.принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений;
3.регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков;
4.организация государственного технического осмотра автомототранспортных средств;
5.регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
6.организация и проведение работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств, скрывшихся с мест ДТП;
7.осуществление производства по делам об административных правонарушениях;
8.осуществление неотложных действий на месте ДТП, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи;
9.проведение дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;
10.осуществление государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения ;
11.осуществление сопровождения транспортных средств;
12.выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.
Должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право:
1.запрашивать и получать от организаций независимо от формы собственности и должностных лиц сведения о соблюдении ими нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;
2.давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности;
3.предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;