Административный надзор в сфере общественного правопорядка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью».Порой сам человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.......................................................5
1.1 Понятие и сущность административного надзора...............................5
1.2 Органы административного надзора и их полномочия.......................9
1.3 Организация административного надзора..........................................16
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.......................19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор.............................................19
2.2 Государственный пожарный надзор....................................................20
2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................29

Файлы: 1 файл

Административный надзор.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ   АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА.......................................................5

1.1 Понятие и сущность административного надзора...............................5

1.2 Органы административного  надзора и их полномочия.......................9

1.3 Организация  административного надзора..........................................16

ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА.......................19

2.1 Санитарно-эпидемиологический  надзор.............................................19

2.2 Государственный  пожарный надзор....................................................20

2.3 Административный  надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.........................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................27

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ    .......................................................................29

                

 

ВВЕДЕНИЕ

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации  «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью».Порой сам  человек своим девиантным поведением нарушает установленные законы, что может вызывать нарушение правопорядка. Именно для поддержания общественного порядка, пресечения правонарушения и обеспечения в стране законности осуществляется административный надзор. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушения законности.

Эффективный надзор позволяет судить о фактическом  положении дел, о том, как реализуются  законы в отраслях и сферах управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество. Контрольной информации принадлежит значительная роль в осуществлении задач экономической реформы, сбережения ресурсов, совершенствования системы органов исполнительной власти, определении профессионализма управленческих кадров, в борьбе с бюрократизмом и преступностью в среде государственных служащих.

В современных  социально-экономических условиях все большее значение приобретает  научное управление обществом. Неотъемлемым элементом такого управления является административный надзор, представляющий собой особый вид государственной деятельности органов исполнительной власти.

Органично вписываясь в систему способов обеспечения  законности и дисциплины в государственном  управлении, административный надзор как юридическое явление представляет собой самостоятельный институт административного права Российской Федерации.

Административный  надзор является одним из важнейших  способов обеспечения законности и  дисциплины в государственном управлении.

В юридической  литературе нет единого мнения о сути административного надзора. Ряд ученых считают, что он является разновидностью контроля, имея при этом свои особенности. В противоположность этому мнению Д. М. Овсянко считает, что административный надзор является самостоятельным видом контрольно-надзорной деятельности, которому присущи свои особенности. Ю. П. Битяк высказывает мнение о том, что «надзор осуществляет единственный государственный орган — прокуратура. Санитарный, пожарный надзор и некоторые другие виды деятельности неточно называют надзором. В действительности же это контроль». Такое разнообразие и противоположность мнений о природе административного надзора являются основанием для рассмотрения его сути в соотношении с контролем и другими видами надзора.

Всё вышеназванное  делает изучение административного надзора весьма актуальным.

Объектом данной работы является изучение общественных отношений в сфере административного  надзора.

Цель работы можно определить как общую характеристику административного надзора в сфере общественного порядка.

В качестве предмета курсовой работы выступают правовые и организационные вопросы административного  надзора.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО  НАДЗОРА

  • 1.1  Понятие и сущность административного надзора

  • Важную роль в достижении целей, поставленных перед аппаратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.

    Надзор как  способ обеспечения законности в  деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается.

    Надзорная деятельность — составная часть государственного управления. Административный надзор — специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления. По существу административный надзор тесно связан с контролем, ибо при его осуществлении контролируется деятельность органов предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан по соблюдению нормативных актов, регулирующих специальные вопросы1.

    Контроль включает в себя наблюдение за законностью  и целесообразностью деятельности, ее оценку с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничиваются — им предоставляется возможность осуществлять только надзор. В тех же случаях, когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, сведение контроля к надзору необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов власти, не несущих ответственности за ее последствия.

    Различаются две  организационные формы надзора в сфере управления.

    Первая форма  — это надзорная деятельность руководителей органов, а также  создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жалоб, дел. Это, прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, кооперативов.

    Вторая форма  управленческого надзора — административный надзор. Он осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является важнейшей и даже главной. Его субъекты наделены функциональной властью, широкими надведомственными полномочиями. В связи с этим административный надзор, как правило, носит подведомственный характер, он распространяется как на государственные, так и на общественные, религиозные и иные негосударственные организации, а также на граждан. Важной особенностью такого надзора является то, что он, как правило, связан с применением административного принуждения.

    Сравнивая административный надзор и контроль с точки зрения содержания, объема полномочий, субъектов  и объектов проверок, правовых и  организационных форм их осуществления, можно утверждать, что административному  надзору присущи особенности, которые не характерны для контроля. В то же время есть основания считать, что административный надзор является специфическим видом государственного контроля.

    Надзор —  это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:

    судебный;

    прокурорский;

    административный.

    Последний —  самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч  государственных служащих, он значительно  отличается и от судебного, и от прокурорского  надзора.

    Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.

    Во-вторых, если главная цель судебного и прокурорского  надзора — обеспечение законности в стране, то основная цель административного надзора — обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Надзор за соблюдением правил государственная администрация осуществляет главным образом для предупреждения вредных для общества действий, событий, проявлений стихийных сил (эпидемий, пожаров, взрывов и т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

    В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен  на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.

    В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами  производится систематически. Он носит  инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.

    В-пятых, административный надзор осуществляется, как правило, субъектами функциональной власти, наделенными  надведомственными полномочиями. Индивидуальные и коллективные субъекты, за которыми производится надзор, организационно не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

    В-шестых, административный надзор связан с широким применением  административного принуждения. Надзорные  структуры наделены большими юрисдикционными  полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.

    Суммируя изложенное, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид  государственной деятельности по обеспечению  законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:

    -отсутствие  организационной подчиненности  субъектов надзора и поднадзорных  объектов;

    -возможность  оценки деятельности поднадзорных  объектов только с точки зрения  законности и по достаточно  узкому кругу специальных вопросов;

    -невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;

    -наличие специального  объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах,  и их исполнение физическими  и юридическими лицами;

    -возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;

    -строгое ограничение  данных мер принуждения правовыми  рамками; наличием юрисдикционных полномочий.

    Таким образом, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический  контроль государственной администрации  за соблюдением гражданами и организациями  правовых и технико-правовых норм. С  одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.

    Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей  и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

    Административный  надзор осуществляется в отношении:

    а) неопределенного  круга физических и юридических  лиц при соблюдении ими определенных правил;

    б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);

    в) персонифицированный  административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

    Административный  надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений  как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и  стихийных явлений.

  • 1.2 Органы административного надзора и их полномочия

  • Информация о работе Административный надзор в сфере общественного правопорядка