Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:43, курсовая работа
Объектом данной работы является изучение общественных отношений в сфере административного надзора.
Цель работы можно определить как общую характеристику административного надзора.
В качестве предмета курсовой работы выступают правовые и организационные вопросы административного надзора.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 5
1.1 Понятие и сущность административного надзора 5
1.2 Органы административного надзора и их полномочия 9
1.3 Организация административного надзора 16
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор 19
2.2 Государственный пожарный надзор 20
2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 5
1.1 Понятие и сущность административного надзора 5
1.2 Органы административного надзора и их полномочия 9
1.3 Организация административного надзора 16
ГЛАВА 2. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА 19
2.1 Санитарно-эпидемиологический надзор 19
2.2 Государственный пожарный надзор 20
2.3 Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Согласно статье 2 Конституции
Российской Федерации «человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью».Порой сам человек
своим девиантным поведением нарушает
установленные законы, что может
вызывать нарушение правопорядка. Именно
для поддержания общественного
порядка, пресечения правонарушения и
обеспечения в стране законности
осуществляется административный надзор.
Надзор заключается в постоянном,
систематическом наблюдении специальных
государственных органов за деятельностью
неподчиненных им органов или
лиц с целью выявления
Эффективный надзор позволяет
судить о фактическом положении
дел, о том, как реализуются законы
в отраслях и сферах управления,
насколько эффективны подзаконные
акты, издаваемые органами исполнительной
власти. На основе полученной информации
можно оперативно устранять недостатки
в нормотворческой
В современных социально-
Органично вписываясь в систему способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, административный надзор как юридическое явление представляет собой самостоятельный институт административного права Российской Федерации.
Административный надзор является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
В юридической литературе
нет единого мнения о сути административного
надзора. Ряд ученых считают, что
он является разновидностью контроля,
имея при этом свои особенности. В
противоположность этому мнению
Д. М. Овсянко считает, что административный
надзор является самостоятельным видом
контрольно-надзорной
Всё вышеназванное делает изучение административного надзора весьма актуальным.
Объектом данной работы является изучение общественных отношений в сфере административного надзора.
Цель работы можно определить как общую характеристику административного надзора.
В качестве предмета курсовой
работы выступают правовые и организационные
вопросы административного
Важную роль в достижении целей, поставленных перед аппаратом управления, играет контроль за соблюдением правовых норм, т.е. надзор.
Надзор как способ обеспечения
законности в деятельности органов
исполнительной власти отличается от
контроля. Надзор заключается в постоянном,
систематическом наблюдении специальных
государственных органов за деятельностью
не подчиненных им органов или
лиц с целью выявления
Надзорная деятельность —
составная часть
Контроль включает в себя
наблюдение за законностью и
Различаются две организационные
формы надзора в сфере
Первая форма — это надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего не по инициативе субъекта управления, а на основе поступивших к нему заявлений, жалоб, дел. Это, прежде всего проверка законности формирования и деятельности предприятий, коммерческих банков, кооперативов.
Вторая форма управленческого
надзора — административный надзор.
Он осуществляется специальными ведомствами
и службами, органами, для которых
такая функция является важнейшей
и даже главной. Его субъекты наделены
функциональной властью, широкими надведомственными
полномочиями. В связи с этим административный
надзор, как правило, носит подведомственный
характер, он распространяется как
на государственные, так и на общественные,
религиозные и иные негосударственные
организации, а также на граждан.
Важной особенностью такого надзора
является то, что он, как правило,
связан с применением
Сравнивая административный
надзор и контроль с точки зрения
содержания, объема полномочий, субъектов
и объектов проверок, правовых и
организационных форм их осуществления,
можно утверждать, что административному
надзору присущи особенности, которые
не характерны для контроля. В то
же время есть основания считать,
что административный надзор является
специфическим видом
Надзор — это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время существуют три типа надзора:
судебный;
прокурорский;
административный.
Последний — самый большой по объему и разнообразию. Его осуществляют сотни тысяч государственных служащих, он значительно отличается и от судебного, и от прокурорского надзора.
Во-первых, властными субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты публичной исполнительной власти.
Во-вторых, если главная цель
судебного и прокурорского
В-третьих, административный надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности в целом.
В-четвертых, административный надзор за конкретными объектами производится систематически. Он носит инициативный характер, проводится не только в связи с поступлением сигналов, жалоб, дел, но и по инициативе самих субъектов власти, в плановом порядке.
В-пятых, административный надзор
осуществляется, как правило, субъектами
функциональной власти, наделенными
надведомственными
В-шестых, административный надзор связан с широким применением административного принуждения. Надзорные структуры наделены большими юрисдикционными полномочиями, правом применять меры административного пресечения и административные наказания.
Суммируя изложенное, можно
отметить, что административный надзор
как самостоятельный вид
-отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
-возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
-невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
-наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами;
-возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
-строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
Таким образом, административный надзор — надведомственный, специализированный, систематический контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико-правовых норм. С одной стороны, он средство административного воздействия, вид исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой — часть государственного надзора, средство обеспечения режима законности.
Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей и не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий (пожаров, эпидемий, дорожно-транспортных происшествий и т. п.), выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане — прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане — применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.
Административный надзор осуществляется в отношении:
а) неопределенного круга физических и юридических лиц при соблюдении ими определенных правил;
б) определенного круга лиц (граждан, должностных лиц, юридических лиц) при соблюдении ими конкретных правил (например, приобретения, использования огнестрельного оружия);
в) персонифицированный
Административный надзор осуществляется с целью охраны соответствующих общественных отношений как от правонарушений, так и от объективно-противоправных действий и стихийных явлений.
Существует большое число государственных структур, занимающихся общим административным надзором. Среди них есть специализированные ведомства. Это:
1) Федеральная Таможенная служба РФ;
2) Государственный комитет
санитарно-эпидемиологического
обследования работников торговли и пищевых предприятий.
Органы госсаннадзора пресекают нарушения санитарных правил. Сотрудниками этого надзора широко используется право приостанавливать впредь до устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать. Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы вправе привлекать виновных в нарушении санитарных правил к ответственности.