Административный надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила постановку следующих задач:
- раскрыть понятие, признаки дать общую характеристику административного надзора;
- показать, каким образом происходит правовое регулирование деятельности органов, осуществляющих надзорную деятельность;
- раскрыть, каким образом происходит взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти в сфере надзора как подчиненных друг другу, так и находящихся в независимых друг от друга отношениях;

Содержание работы

Введение………………………………..……………………….………..…3
1. Понятие и признаки административного надзора ………………...…..5
1.1. Понятие и характерные черты административного надзора …...…..7
1.2. Принципы административного надзора ………………………...….13
2. Субъекты административного надзора……………………………….16
2.1. Общая характеристика субъектов административного надзора.….17
2.2. Виды субъектов административного надзора……………………...21
Заключение……………………………………………………….……….27
Список используемой литературы ……………………………………..29

Файлы: 1 файл

Адм надзор.docx

— 55.76 Кб (Скачать файл)

 


 


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Административный надзор»

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………..……………………….………..…3

1. Понятие и признаки административного надзора ………………...…..5

1.1. Понятие и характерные черты административного надзора …...…..7

1.2. Принципы административного надзора ………………………...….13

2. Субъекты административного надзора……………………………….16

2.1. Общая характеристика субъектов административного надзора.….17

2.2. Виды субъектов административного надзора……………………...21

Заключение……………………………………………………….……….27

Список используемой литературы ……………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы состоит в том, что изменения в законодательстве Российской Федерации и проводимая административная реформа были направлены на совершенствование правовой основы деятельности исполнительной власти. До начала проведения современной административной реформы в Российской Федерации компетенция органов исполнительной власти не была дифференцирована в зависимости от их организационно-правовых форм. Контрольные и надзорные функции осуществлялись в равной степени различными органами исполнительной власти, что не способствовало оптимизации управления, но и создавало благоприятную среду для злоупотреблений и коррупции.

Вскоре проведено разграничение задач и полномочий министерств, федеральных служб и агентств в сфере контрольно-надзорной деятельности. Указанные обстоятельства и современные проблемы практики реализации органами контрольно-надзорных полномочий требуют проведения комплексного научного исследования и выработки на этой основе предложений по формированию законодательной основы и практических рекомендаций по осуществлению контроля и надзора как важнейших функций субъектов данного вида деятельности. Другими словами, важность данной темы в системе права имеет высокую степень, поскольку надзор в сфере административной власти есть неотъемлемая часть механизма регулирования общественных отношений в государстве и обществе.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности субъектов административного права, осуществляющих надзорные функции, как главную задачу в процессе выполнения своих обязанностей.

Предмет исследования – система и структура административного надзора Российской Федерации, общая характеристика, основные принципы и задачи.

Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование структуры административного надзора, а также выяснение, каким образом регулируются правовые отношения; сделать общую характеристику отдельных видов субъектов.

Цель исследования определила постановку следующих задач:

- раскрыть понятие, признаки  дать общую характеристику административного  надзора;

- показать, каким образом  происходит правовое регулирование  деятельности органов, осуществляющих  надзорную деятельность;

- раскрыть, каким образом  происходит взаимодействие между  федеральными органами исполнительной  власти в сфере надзора как  подчиненных друг другу, так и  находящихся в независимых друг  от друга отношениях;

- дать характеристику  отдельным видам субъектов административного  надзора.

Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, осуществляющих надзорные полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и признаки административного надзора

 

Важную роль в достижении целей, поставленных перед государственной администрацией, играет контроль за соблюдением правовых норм, то есть надзор.

Известно, что контроль – атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают правовыми актами, представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за ее последствия1.

В условиях сокращения государственного вмешательства в деятельность организаций, в жизнь граждан, перехода к правовому государству объем надзора будет увеличиваться за счет сужения объема контроля. Кроме того, объем надзорной деятельности расширяется потому, что в жизни общества увеличивается роль технических средств, разнообразных технических правил, контроль за соблюдением которых – важное условие обеспечения безопасности.

Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России в наше время некоторые ученые полагают, что в современной России существует три типа надзора:

1) судебный;

2) прокурорский;

3) административный.

Другие авторы считают, что надзорную деятельность в ее наиболее полном и определенном от других методов правоохранительной деятельности виде осуществляет два звена правоохранительной системы – прокуратура и органы внутренних дел во главе с министерством внутренних дел (в одном случае речь идет об административном надзоре полиции за соблюдением правил дорожного движения, порядка на улицах, в других общественных местах и т.п., а в другом – о контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти – специальных ведомств, инспекций) подробнее рассмотрим такой вид надзора, как административный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Понятие и  характерные черты административного  надзора

 

Административный надзор в юридической литературе традиционно рассматривается в соотношении с контрольной деятельностью, и это представляется вполне обоснованным, поскольку исследуются понятия, находящиеся в отношениях общего и особенного, представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в соблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах. Он осуществляется в отношении предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Существенный вклад в разработку института административного надзора внес Ф.С. Разаренов. Исследуя соотношение административного надзора и внешнего контроля, различия между ними он видит в том, что органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией, которая включает проверку не только с точки зрения правильности, но и целесообразности контролируемой деятельности; надзор и контроль различаются по объекту их деятельности. Для административного надзора характерны особые методы его осуществления. Он определяется как самостоятельный организационно-правовой способ обеспечения законности в государственном управлении, представляющий систематическое наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов и актов, основанных на законе, осуществляемое органами управления по подведомственным им вопросам и направленное на предупреждение, выявление и пресечение нарушителей к ответственности.

Рассмотрим характерные черты административного надзора:

1. Лидирующими субъектами надзорной деятельности являются структурные подразделения государственной администрации, субъекты исполнительной власти.

2. Если главная цель  судебного и прокурорского надзора  – обеспечение законности в  стране, то основная цель административного  надзора – обеспечение безопасности  граждан, общества, государства. Надзор  за соблюдением правил, государственная  администрация осуществляет для  предупреждения вредных для общества  действий, событий, проявлений стихийных  сил (эпидемий, пожаров, взрывов и  т. д.), уменьшения тяжести их последствий.

3. Административный надзор  всегда специализирован, направлен  на соблюдение специальных правил (санитарных, ветеринарных, таможенных, рыбной ловли, торговли и др.), а не на соблюдение законности  в целом.

4. Административный надзор  за конкретными объектами производится  систематически. Он носит инициативный  характер, проводится главным образом  не в связи с поступлением  сигналов, жалоб, дел, а по инициативе  самих субъектов власти.

5. Административный надзор  осуществляется, как правило, субъектами  функциональной власти, наделенными  надведомственными полномочиями. Индивидуальные  и коллективные субъекты, за которыми  производится надзор, организационно  не подчинены субъектам власти, которые их проверяют.

6. Административный надзор  связан с широким применением  административного принуждения. Надзорные  структуры наделены большими  юрисдикционными полномочиями, правом  применять меры административного  пресечения и административные  взыскания2.

Между тем имеются все основания, чтобы провести грань между контрольной и надзорной деятельностью, разграничить эти понятия, не отождествлять их, а определить особенности, назначение и место в системе способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Во-первых, различие между надведомсвенным и внешним контролем и административным надзором состоит в их содержании. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.

Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные органы связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта. При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти – привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, и ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко техническо-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.

В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:

а) Он осуществляется в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора, за соблюдением ими определенных правил, например, правил пожарной безопасности;

б) Административный надзор распространяется на определенный круг граждан, должностных лиц, юридических лиц и по конкретным вопросам, например надзор за соблюдением гражданами правил приобретения, хранения и использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования;

в) Персофицированный административный надзор, осуществляемый органами внутренних в отношении некоторых граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Контрольные полномочия обычно касаются конкретных органов и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и не распространяются на граждан.

В-четвертых, административный надзор и контроль различаются по субъектам, их осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специально уполномоченные органы исполнительной власти, инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств, иные специализированные надзорные органы, т. е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти. Данные органы рассмотрены во втором вопросе данной работы.

Органы надведомственного контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся некоторые министерства и службы (Министерство финансов, Федеральная служба безопасности).

В-пятых, административный надзор и контроль реализуется в различных организационных и правовых формах. Так, административный надзор может сопровождаться проверкой знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью.

Организационно административный надзор представляет процесс последовательно осуществляемых этапов или стадий:

- предварительный – анализ информации о надзорном объекте, разработка и доведение до объекта надзора соответствующих норм, правил его функционирования;

Информация о работе Административный надзор