Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 00:54, курсовая работа
Основная цель курсовой работы это рассмотрение административных правонарушений как юридического феномена. Основные задачи:
Выявление основных признаков административного правонарушения;
Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон;
Выявление социально-правовой сущности административного правонарушения, степени его общественной опасности.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ…………………………..6
1.1 Понятие и сущность административного правонарушения……….6
1.2 Основные признаки административного правонарушения…………9
1.3 Состав административного правонарушения……………………..14
ГЛАВА 2 ВИДЫ И ПРИЧИНЫ
АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………..22
2.1 Виды административных правонарушений……………………….22
2.2 Причины правонарушений и методы борьбы с ними…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..33
Общественная
опасность административного
Из всего вышесказанного напрашиваются следующие выводы: 1) все административные правонарушения являются общественно вредными, поскольку ими разрушаются (расстраиваются) общественные отношения, урегулированные нормами административного права; 2) противоправных деяний, не являющихся общественно вредными, не существует; 3) по этой причине общественная вредность не выступает в качестве отдельного признака административного правонарушения.
Противоправность — один из важнейших признаков административного правонарушения. Этот признак присущ и любому другому виду правонарушений. Специфичным для административного правонарушения является то, что рассматриваемое деяние запрещено нормами административного права под угрозой административной ответственности.
Административное запрещение — это не только непозволение, неразрешение что-то делать, совершать какие-то поступки, действия. Такое запрещение содержит предписания обязывающего характера. Иначе говоря, одни административные нормы Особенной части КоАП РБ запрещают совершать определенные действия, как-то: необоснованный отказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст. 9.16), нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу (ст. 17.1),— другие предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать обозначенное в правовой норме действие, а невыполнение их влечет административную ответственность — непредставление должностным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 23.16), уклонение от реализации огнестрельного оружия или боеприпасов, совершенное лицом, у которого аннулировано разрешение на их хранение (ст. 23.50).
Следовательно, противоправно то действие либо бездействие, которым нарушается административно-правовой запрет или осуществляется невыполнение правовой обязанности. За их пределами не может быть противоправности, а значит, и одного из признаков административного правонарушения.
КоАП определяет, какие деяния являются административными правонарушениями (ч. 1 ст. 1.1), и является единственным правовым актом об административных правонарушениях. Это свидетельствует о том, что ни одно деяние не может быть признано административным правонарушением, если это деяние не предусмотрено нормами КоАП. Только в нем находится исчерпывающий перечень административных правонарушений.
Второй не менее важный
признак административного
Понятие административного правонарушения тесно связано с наличием административного взыскания, административной ответственности. Невозможно представить административное правонарушение без наказания. Поэтому последнее является третьим признаком административного правонарушения. КоАП РБ устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с КоАП РБ (ч. 1 ст. 1.1). Перечень административных взысканий дается в части 1 статьи 6.2. За конкретное правонарушение административные взыскания предусмотрены в санкциях статей Особенной части КоАП РБ. Виды и размеры их определяются характером (отличительными свойствами, особенностями, качеством) административного правонарушения и устанавливаются законодателем. Следовательно, административное взыскание (наказание) - это характерный признак только административного правонарушения. Без него нет административного правонарушения. Административное взыскание призвано обеспечить соблюдение определенного круга норм, правил, обозначенных в КоАП РБ, обеспечить запрет. Те нормы, которые не снабжены подобными мерами, не входят в сферу административного права. Нарушение их образует противоправность, не исключает и виновность, но правонарушение отсутствует, поскольку не установлены административные взыскания.
Административная наказуемость как признак правонарушения не означает, что совершение административного правонарушения всегда должно сопровождаться наложением на виновное лицо административного взыскания. В главе 8 КоАП предусматривается возможность и освобождения от ответственности, т.е. от наложения административного взыскания. В УК Республики Беларусь кроме освобождения от уголовной ответственности установлена альтернативная наказанию система мер уголовной ответственности (см. гл. 11, ст. 173). В КоАП подобное почему-то не получило закрепления.
Определение
административного
Сказанное свидетельствует, что всякое административное правонарушение общественно вредно, поскольку противоправно. По этой причине общественная вредность не является отдельным признаком конкретного противоправного деяния. Отсутствия вредности при наличии противоправности не бывает. Между тем, степень общественной вредности может быть разной. Если она значительна, существенна, то такое деяние общественно опасно, и за его совершение может быть предусмотрена уголовная ответственность. В ином случае при наличии административной противоправности деяния рассматриваются как административные правонарушения, среди которых не исключаются и малозначительные. [1, 59]
1.3 Состав административного правонарушения
В теории административного права вопрос о составе административного правонарушения не получил надлежащей разработки, в отличие от уголовного права. Существующее положение можно объяснить наличием ряда причин. Во-первых, в КоАП РБ не дается определения состава и не употребляется этот термин, во-вторых, ученые-административисты не уделяют должного внимания рассматриваемому понятию. Основания для разговора о составе административного правонарушения имеются, и они вполне обоснованы. Дело в том, что такие признаки административного правонарушения, как противоправность и виновность деяния, не дают полного представления о конкретном административном правонарушении как основании административной ответственности. В определении административного правонарушения (ст. 2.1) указано, что правонарушение характеризуется и иными признаками, предусмотренными в КоАП. Подобные признаки называются как в Общей, так и Особенной части КоАП. Например, в Общей части они обозначены в части 2 статьи 2.1, статьях 2.2—2.4, 4.3—4.8, в Особенной описываются в каждом конкретном правонарушении.
К иным признакам
относятся объективные и
Административное правонарушение и состав правонарушения не идентичные понятия. Правонарушение - явление реальной действительности, представляет собой конкретное деяние, совершаемое в объективном мире. Состав правонарушения — логическая модель (конструкция), нормативное понятие о нем, отражающее типичные признаки, наиболее существенные свойства реального деяния.
Под составом административного правонарушения понимается совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.
Определение состава правонарушения дает возможность квалифицировать деяние, отнести его к конкретному виду правонарушения, предусмотренного Особенной частью КоАП РБ.
Состав правонарушения закреплен в нормах права, поэтому он является правовым понятием. Конкретное деяние считается правонарушением только тогда, когда содержит все признаки состава. Никто, кроме законодателя, не вправе ни расширять, ни уменьшать количество признаков состава. Закрепленный перечень их является достаточным для того, чтобы квалифицировать деяние как административное правонарушение.
Состав правонарушения представляет собой внутренне присущую систему установленных в КоАП признаков. Все они необходимы и одинаково важны, взаимосвязаны. Вне совокупности, каждый сам по себе, тот или иной признак может ничего антиобщественного (общественно вредного) не представлять.
Интегрированность признаков состава подчеркивает, что если отсутствует хотя бы один из признаков, названных в правовой норме для конкретного состава, то отсутствует и состав и невозможно квалифицировать деяние в качестве правонарушения по статье КоАП РБ, которая закрепляет данный состав. Из этого вытекает следующее: или нет никакого состава административного правонарушения, или имеется иной состав.
Из сказанного следует, что административное правонарушение состоит из объективных и субъективных признаков. В понятие объективных признаков включаются объект и объективная сторона, субъективных — субъект, субъективная сторона. Общепризнанно, что в любом практически полезном действии или бездействии имеются названные элементы, ибо они образуют единство внешней деятельности человека и его сознания. Элементы правонарушения получают правовое закрепление, а следовательно, образуют юридическое понятие о правонарушении.
В науке административного права выделяют и общие признаки, присущие всем составам административного правонарушения. Они в единстве дают общее понятие состава административного правонарушения.
Таким образом, общее понятие состава административного правонарушения указывает в интегрированном виде признаки, свойственные всем видам административных правонарушений. Как научная абстракция (научный инструмент) общее понятие является теоретической основой для раскрытия признаков конкретных составов правонарушений.
Общее понятие состава
административного
Субъектом правонарушения, как уже говорилось ранее, выступают деликтоспособные граждане, должностные лица, а также коллективные образования. Хозяйственные организации, учреждения и общественные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Республике Беларусь названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве.[11, c.234]
Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два – достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки – военнообязанный, иностранец и др.).[9, 102]
Немало составов предусматривает наличие специального или отдельного субъекта. Последние наряду с общими признаками субъекта правонарушения (достижение определенного возраста, вменяемость) обладают дополнительными (специальными) признаками — это должностное лицо, работник банка, кассир, медицинский работник, плательщик налогов, налоговый агент, руководитель юридического лица, экспортер, эмитент и др.[1, 85]
Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Для признания противоправного деяния правонарушением, как уже говорилось ранее, необходимо наличие вины, т.е. осознание субъектом общественной опасности своего деяния. Вина характеризует также психическое отношение субъекта к ожидаемым результатам и последствиям противоправного деяния и выражается в двух формах – умысел и неосторожность.[4, 78]