Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа
Знание уголовного процесса в первую очередь необходимо студентам учебных заведений ведомств и министерств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять разнообразные меры процессуального принуждения.
Уголовный процесс
(уголовное судопроизводство) —
специальная юридическая
Знание уголовного процесса в первую очередь необходимо студентам учебных заведений ведомств и министерств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять разнообразные меры процессуального принуждения. Однако выпускникам коммерческих вузов тоже не следует пренебрегать знанием уголовного процесса, так как только глубокое усвоение теории уголовного процесса, уголовно-процессуального законодательства и практики его применения — обязательное условие эффективности практической деятельности, правильного применения и строжайшего соблюдения уголовно-процессуального закона.
Уголовный процесс — одна из сложнейших учебных дисциплин. Трудности ее изучения обусловлены, на мой взгляд, следующими обстоятельствами.
Во-первых, как и все юридические дисциплины, уголовный процесс носит в определенной мере абстрактный характер, ибо законодательство, с одной стороны, регулирует общественные отношения, и прежде всего правоотношения, а с другой — широко использует оценочные категории, допускающие субъективное усмотрение.
Во-вторых, все темы
учебного курса взаимосвязаны друг
с другом, они составляют органичное
единство, каждая из тем в отдельности
и тем более в совокупности
с другими обладает системностью
и внутренней логикой. Поэтому нельзя
изучать стадии уголовного процесса,
не усвоив понятие стадий уголовного
судопроизводства в целом; вряд ли есть
смысл приступать к изучению стадии
пересмотра не вступивших в законную
силу судебных актов, не поняв сущности
и содержания судебного разбирательства
в суде первой инстанции. Можно обоснованно
утверждать, что при изучении норм
Особенной части уголовно-
В-третьих, уголовный
процесс — установленный
В связи с этим
студентам рекомендуется
При изучении уголовного
процесса студентам следует
В основе изучения уголовного
процесса должна лежать соответствующая
программа. Значение программы состоит
в том, что она определяет объем
знаний по учебной дисциплине, которым
должен обладать каждый студент по
завершении обучения. Она играет роль
ориентира не только для студентов,
но и для преподавателей. В частности,
вопросы в экзаменационных
Студентам необходимо присутствовать и активно трудиться на всех лекциях и других учебных занятиях по уголовному процессу, тщательно и добросовестно готовиться к каждому виду занятий, своевременно выполнять контрольные, курсовые и иные задания, установленные учебной программой и тематическим планом.
Студенты должны
уяснить, что основной формой изучения
любого материала является самостоятельная
работа. Во главу угла самостоятельного
изучения уголовного процесса следует
положить кропотливую работу по усвоению
первоисточников: текстов Конституции
РФ, уголовно-процессуальных и иных
законов, международных договоров.
В уяснении буквы и духа законов
несомненную помощь окажут постановления
и определения Конституционного
Суда РФ, постановления Пленума
Студент, стремящийся
сделать правоведение своей основной
профессией, не может обойтись без
собственной юридической
Лекция 2
Понятие, сущность и задачи российского
уголовного процесса
План лекции
2.1. Понятие уголовного процесса и его задачи
Проблема сущности
уголовного процесса — одна из фундаментальных
и дискуссионных в уголовно-
Модель российского
уголовного процесса нашла отражение
в следующих его определениях.
Уголовный процесс (уголовное судопроизводство)
— деятельность органа дознания, следователя,
прокурора и суда по возбуждению,
расследованию и разрешению уголовного
дела; деятельность соответствующих
органов и правоотношения; регламентированный
нормами права порядок
Представляется, что
уголовный процесс —
Вместе с тем
содержательное определение понятия
уголовного процесса должно отражать
его специфические задачи и метод
их решения. В самом общем виде
уголовный процесс призван
Юридическая форма
регламентируется уголовно-процессуальным
правом, которое регулирует общественные
отношения в сфере уголовного
судопроизводства. Широко распространено
мнение о том, что общественные отношения
существуют в уголовном процессе
не иначе как в форме
Значительная часть процессуалистов считают, что в уголовном процессе основным является императивный метод правового регулирования, то есть метод власти и подчинения. Этот метод имеет принудительный характер и противоположен диспозитивному методу, занимающему в уголовном судопроизводстве скромное место. В рамках диспозитивного метода (от лат. dispono — “распоряжение”) субъект правоотношения обладает полной свободой в распоряжении своими правами.
Думается, что этот взгляд на механизм правового регулирования не отражает объективных реалий. Такой вывод подтверждается судебным контролем за законностью и обоснованностью решений о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования. В указанном случае охрана прав личности осуществляется в рамках не двустороннего (императивного или диспозитивного), а трехстороннего правоотношения с участием судьи. При этом волеизъявления сторон направлены друг к другу не непосредственно по горизонтали (диспозитивный метод) или по вертикали (императивный метод), а по дуге. Таким образом, диалектически снимаются диспозитивный и императивный методы, преобразуясь в качественно новый метод, получивший название судопроизводственного (состязательного, арбитрального).
В соответствии со ст. 2 УПК задачами уголовного судопроизводства являются:
2.2. Стадии уголовного процесса
Уголовный процесс приведен в систему с помощью стадий.
Стадия уголовного процесса — относительно самостоятельная и необходимая его часть, характеризующаяся специфическими целями и задачами, кругом участников, сроками, действиями и правоотношениями, решениями и документами.
Традиционно специалисты делят стадии на обычные и исключительные.
К обычным они относят:
Некоторые названия
стадий не отражают современных реалий
и не учитывают изменения в
законодательстве. В частности, мне
представляется, что стадию предварительного
расследования следует называть
стадией досудебной подготовки материалов
потому, что установление обстоятельств
совершения преступлений осуществляется
не только в форме расследования,
но и в протокольной форме. Известно,
что протокольная форма досудебной
подготовки материалов успешно конкурирует
с предварительным
К исключительным относятся стадии:
При изучении стадий уголовного процесса необходимо учитывать следующие обстоятельства.