Акты государтсвенной администрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 19:01, курсовая работа

Описание работы

Знание уголовного процесса в первую очередь необходимо студентам учебных заведений ведомств и министерств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять разнообразные меры процессуального принуждения.

Файлы: 1 файл

Уголовный процесс.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) —  специальная юридическая учебная  дисциплина, являющаяся профилирующей  в средних и высших учебных  заведениях. Такое значение этой дисциплины определяется широким профилем подготовки специалистов в области юриспруденции.

Знание уголовного процесса в первую очередь необходимо студентам учебных заведений  ведомств и министерств, деятельность которых направлена на борьбу с преступностью  или судебное разрешение уголовно-правовых споров. Выпускникам этих заведений  приходится в повседневной деятельности самостоятельно принимать решения  по сложным юридическим вопросам в условиях дефицита времени и  информации, осуществлять следственные и судебные действия, порядок производства которых урегулирован законом, применять  разнообразные меры процессуального  принуждения. Однако выпускникам коммерческих вузов тоже не следует пренебрегать знанием уголовного процесса, так  как только глубокое усвоение теории уголовного процесса, уголовно-процессуального  законодательства и практики его  применения — обязательное условие  эффективности практической деятельности, правильного применения и строжайшего  соблюдения уголовно-процессуального  закона.

Уголовный процесс  — одна из сложнейших учебных дисциплин. Трудности ее изучения обусловлены, на мой взгляд, следующими обстоятельствами.

Во-первых, как и  все юридические дисциплины, уголовный  процесс носит в определенной мере абстрактный характер, ибо законодательство, с одной стороны, регулирует общественные отношения, и прежде всего правоотношения, а с другой — широко использует оценочные категории, допускающие  субъективное усмотрение.

Во-вторых, все темы учебного курса взаимосвязаны друг с другом, они составляют органичное единство, каждая из тем в отдельности  и тем более в совокупности с другими обладает системностью и внутренней логикой. Поэтому нельзя изучать стадии уголовного процесса, не усвоив понятие стадий уголовного судопроизводства в целом; вряд ли есть смысл приступать к изучению стадии пересмотра не вступивших в законную силу судебных актов, не поняв сущности и содержания судебного разбирательства  в суде первой инстанции. Можно обоснованно  утверждать, что при изучении норм Особенной части уголовно-процессуального  права следует постоянно обращаться (или иметь в виду) к общим  положениям, сформулированным в нормах Общей части соответствующего законодательства. Отсюда следует, что нужна постоянная и строгая последовательность в  изучении предусмотренного программой учебного материала.

В-третьих, уголовный  процесс — установленный уголовно-процессуальным законом определенный порядок принятия процессуальных решений и производства процессуальных действий. Этот порядок  включает в себя условия, основания, последовательность и иные правила, четко урегулированные законом. Поэтому изучение уголовного процесса предполагает достаточно развитую память, ибо значительная часть учебного материала требует элементарного  запоминания.

В связи с этим студентам рекомендуется заниматься изучением уголовного процесса регулярно, последовательно переходя от усвоения менее сложных к изучению более  сложных тем курса, от разрозненных представлений к системному пониманию  всего курса уголовного судопроизводства.

При изучении уголовного процесса студентам следует устанавливать  связь его содержания с ранее  пройденным учебным материалом и  обращаться к темам уже изученных  дисциплин. Необходимо помнить о  единстве правового пространства. И  здесь особую помощь в изучении уголовного процесса могут оказать знания тем  из теории государства и права, правоохранительных органов, гражданского процесса и других смежных дисциплин. Очевидно, что  вопросы об уголовно-процессуальных отношениях, нормах уголовно-процессуального  законодательства, науке уголовного процесса и некоторых других социально-правовых явлениях проще усвоить, если обратиться к общетеоретическим правовым концепциям, на основе которых рассматривается  специфика соответствующих явлений  в уголовном судопроизводстве.

В основе изучения уголовного процесса должна лежать соответствующая  программа. Значение программы состоит  в том, что она определяет объем  знаний по учебной дисциплине, которым  должен обладать каждый студент по завершении обучения. Она играет роль ориентира не только для студентов, но и для преподавателей. В частности, вопросы в экзаменационных билетах  могут быть сформулированы лишь в  рамках учебного материала, предусмотренного соответствующей программой.

Студентам необходимо присутствовать и активно трудиться  на всех лекциях и других учебных  занятиях по уголовному процессу, тщательно  и добросовестно готовиться к  каждому виду занятий, своевременно выполнять контрольные, курсовые и  иные задания, установленные учебной  программой и тематическим планом.

Студенты должны уяснить, что основной формой изучения любого материала является самостоятельная  работа. Во главу угла самостоятельного изучения уголовного процесса следует  положить кропотливую работу по усвоению первоисточников: текстов Конституции  РФ, уголовно-процессуальных и иных законов, международных договоров. В уяснении буквы и духа законов  несомненную помощь окажут постановления  и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, министра внутренних дел РФ. Вестники (бюллетени) этих органов  содержат анализ следственной и судебной практики как в обобщенном, так и в конкретном виде. Систематизированная следственная и судебная практика публикуется в различного рода сборниках и журналах. Лучшему усвоению содержания курса способствует регулярное ознакомление с трудами, публикуемыми в журналах “Государство и право”, “Правоведение”, “Законность”, “Российская юстиция” и в некоторых других.

Студент, стремящийся  сделать правоведение своей основной профессией, не может обойтись без  собственной юридической библиотеки, которая должна постоянно пополняться. В библиотеке целесообразно иметь  основные законодательные акты (УК РФ, УПК РСФСР, КоАП РСФСР, ГК РФ, ГПК РСФСР, АПК РФ, КЗоТ РСФСР), некоторые монографии и учебные пособия, отдельные журналы и “Российскую газету”, в которой публикуются официальные законодательные акты и иные нормативные правовые акты.

 

 

Лекция 2  
Понятие, сущность и задачи российского уголовного процесса

План  лекции

  1. Понятие уголовного процесса и его задачи.
  2. Стадии уголовного процесса.
  3. Основные понятия уголовно-процессуальной науки.

2.1. Понятие  уголовного процесса и его  задачи

Проблема сущности уголовного процесса — одна из фундаментальных  и дискуссионных в уголовно-процессуальной теории. Поэтому в правовой литературе существует множество определений  понятия уголовного процесса. При  этом выбор позиции по данной проблематике определяется не столько вкусом, сколько  мировоззрением, поддержкой тех или  иных ценностей в уголовном судопроизводстве.

Модель российского  уголовного процесса нашла отражение  в следующих его определениях. Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) — деятельность органа дознания, следователя, прокурора и суда по возбуждению, расследованию и разрешению уголовного дела; деятельность соответствующих  органов и правоотношения; регламентированный нормами права порядок возбуждения, расследования и разрешения уголовного дела; надлежащая правовая процедура  возбуждения, расследования и разрешения дела и т. п.

Представляется, что  уголовный процесс — урегулированные  уголовно-процессуальным законом правоотношения и деятельность его участников при  определяющей роли в пределах своих  полномочий органа дознания, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических  и юридических оснований для  наступления уголовной ответственности  за совершение преступления.

Вместе с тем  содержательное определение понятия  уголовного процесса должно отражать его специфические задачи и метод  их решения. В самом общем виде уголовный процесс призван решать задачи справедливого наказания  виновных и реабилитации невиновных. Методом решения этих задач служит уголовно-процессуальная форма, то есть совокупность процедур, предусмотренных  уголовно-процессуальным правом. В  связи с этим можно утверждать, что уголовный процесс — надлежащая юридическая форма, в рамках которой  устанавливается наличие или  отсутствие фактических и юридических  оснований для наступления уголовной  ответственности за совершение преступления.

Юридическая форма  регламентируется уголовно-процессуальным правом, которое регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства. Широко распространено мнение о том, что общественные отношения  существуют в уголовном процессе не иначе как в форме правоотношений. Однако некоторые авторы полагают, что фактическое общественное отношение  может существовать самостоятельно. В этом случае правовое отношение  как взаимосвязь прав и обязанностей по поводу фактического отношения является лишь “посредником” между фактическим общественным отношением и нормой права. Однако в большинстве случаев момент возникновения фактического отношения и правоотношения совпадает, это не умаляет того факта, что объектом правового регулирования являются фактические общественные отношения.

Значительная часть  процессуалистов считают, что в  уголовном процессе основным является императивный метод правового регулирования, то есть метод власти и подчинения. Этот метод имеет принудительный характер и противоположен диспозитивному методу, занимающему в уголовном  судопроизводстве скромное место. В  рамках диспозитивного метода (от лат. dispono — “распоряжение”) субъект правоотношения обладает полной свободой в распоряжении своими правами.

Думается, что этот взгляд на механизм правового регулирования  не отражает объективных реалий. Такой  вывод подтверждается судебным контролем за законностью и обоснованностью решений о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в стадии предварительного расследования. В указанном случае охрана прав личности осуществляется в рамках не двустороннего (императивного или диспозитивного), а трехстороннего правоотношения с участием судьи. При этом волеизъявления сторон направлены друг к другу не непосредственно по горизонтали (диспозитивный метод) или по вертикали (императивный метод), а по дуге. Таким образом, диалектически снимаются диспозитивный и императивный методы, преобразуясь в качественно новый метод, получивший название судопроизводственного (состязательного, арбитрального).

В соответствии со ст. 2 УПК задачами уголовного судопроизводства являются:

  1. быстрое и полное раскрытие преступлений;
  2. изобличение виновных;
  3. правильное применение любых законов, с тем чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
  4. предупреждение преступлений;
  5. охрана прав и законных интересов участников процесса, интересов общества и государства;
  6. воспитание законопослушных граждан.

2.2. Стадии  уголовного процесса

Уголовный процесс  приведен в систему с помощью  стадий.

Стадия уголовного процесса — относительно самостоятельная  и необходимая его часть, характеризующаяся  специфическими целями и задачами, кругом участников, сроками, действиями и правоотношениями, решениями и  документами.

Традиционно специалисты  делят стадии на обычные и исключительные.

К обычным они относят:

  1. возбуждение уголовного дела;
  2. предварительное расследование;
  3. назначение судебного заседания (предание суду);
  4. судебное разбирательство;
  5. кассационное производство;
  6. исполнение приговора.

Некоторые названия стадий не отражают современных реалий и не учитывают изменения в  законодательстве. В частности, мне  представляется, что стадию предварительного расследования следует называть стадией досудебной подготовки материалов потому, что установление обстоятельств  совершения преступлений осуществляется не только в форме расследования, но и в протокольной форме. Известно, что протокольная форма досудебной подготовки материалов успешно конкурирует  с предварительным расследованием, поскольку в этой форме устанавливаются  фактические обстоятельства 25–30% совершенных  преступлений. В то же время стадию кассационного производства целесообразно  переименовать в стадию пересмотра приговоров, не вступивших в законную силу, поскольку в уголовном процессе появилось апелляционное производство.

К исключительным относятся стадии:

  1. производства в порядке судебного надзора;
  2. возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

При изучении стадий уголовного процесса необходимо учитывать  следующие обстоятельства.

  1. Обычные стадии называются так потому, что подавляющее большинство уголовных дел поступательно переходит из одной стадии в другую. Исключительными стадии названы потому, что в них предусмотрен исключительный порядок проверки судебных решений, поскольку они вступили в законную силу.
  2. Обычные стадии следуют друг за другом в жесткой последовательности, указанной выше. В порядке исключения могут отсутствовать стадия досудебной подготовки материалов по делам частного обвинения и стадия пересмотра не вступивших в законную силу судебных решений, если стороны не обжалуют и не опротестуют эти решения. Исключительные стадии жестко не связаны между собой и могут быть реализованы в любой последовательности.
  3. Каждая обычная стадия является, с одной стороны, контрольной применительно к предыдущей, а с другой — подготовительной применительно к последующей стадии.
  4. Уголовный процесс возникает в момент поступления сообщения о преступлении в орган дознания, к следователю или прокурору.
  5. После обращения и приведения приговора в исполнение уголовный процесс не “умирает”, а “дремлет” в ожидании возможного появления оснований для возбуждения производства в исключительных стадиях. При отсутствии этих оснований уголовный процесс по конкретному делу завершается логическим итогом — исполнением вступившего в законную силу судебного решения.

Информация о работе Акты государтсвенной администрации