Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 23:28, реферат
В соответствии со ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ. Это новая норма законодательства о гражданстве, ранее законодательство Союза ССР такое право отвергало. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года (ст. 3) не признает принадлежность к гражданству другого государства за лицом, состоящим в гражданстве РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Т.е. признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции РФ, основывается на определенных условиях: гражданину РФ может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор РФ.
Понятие «двойное гражданство» означает - политико-правовую принадлежность лица к двум и более суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином.
В соответствии со ст. 62 Конституции
РФ гражданин РФ может иметь гражданство
иностранного государства (двойное гражданство)
в соответствии с федеральным законом
или международным договором РФ. Это новая
норма законодательства о гражданстве,
ранее законодательство Союза ССР такое
право отвергало. Закон РФ «О гражданстве Российской
Федерации» от 31 мая 2002 года (ст. 3) не признает
принадлежность к гражданству другого
государства за лицом, состоящим в гражданстве
РФ, если иное не предусмотрено международным
договором РФ. Т.е. признание двойного
гражданства, которое закреплено в Конституции
РФ, основывается на определенных условиях:
гражданину РФ может быть разрешено по
его ходатайству иметь одновременно гражданство
другого государства, с которым имеется
соответствующий договор РФ. Решение о
разрешении Двойного гражданства принимает
Президент РФ.
Граждане РФ, имеющие также иное гражданство,
не могут на этом основании быть ограничены
в правах, уклоняться от выполнения обязанностей
или освобождаться от ответственности,
вытекающих из гражданства РФ. Двойное гражданство по законодательству
РФ не может возникнуть автоматически,
но фактически возникает вследствие коллизии
законодательства о гражданстве различных
государств, например: принципа «права
крови» и принципа «права почвы». Так,
у гражданина РФ может возникнуть гражданство
иностранного государства в случаях рождения
на территории государства, признающего
таких лиц своими гражданами, автоматического
распространения гражданства мужа на
его жену. Такого рода Двойное гражданство
российское законодательство не признает.
Считается, что третье государство может
рассматривать лицо с Двойным гражданством
(бипатрида) как гражданина любого из государств,
гражданство которых оно имеет. Современное
международное право не знает единой общепризнанной
регламентации отношений, возникающих
в связи с Двойным гражданством.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного гражданства. Такая ситуация возникает обычно из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести двойное гражданство, например, при различном гражданстве родителей или в случае усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна следовать гражданству своего мужа. До последнего времени российское законодательство стояло на позиции непризнания за гражданами РФ двойного гражданства: в случаях, когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Отступление от этой позиции наметилось в Законе о гражданстве РФ от 31 мая 2002 года. Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства. Но допускается это только в одном из следующих случаев:
Упоминание в Конституции
федерального закона означает, что решение
вопроса двойного гражданства в других
законодательных актах недопустимо. Согласно
ст. 3 Закона о гражданстве российскому
гражданину может быть разрешено по его
ходатайству иметь одновременно гражданство
другого государства, с которым имеется
соответствующий международный договор,
как видно, к предусмотренному Конституцией
обязательному условию - наличию международного
договора - Закон о гражданстве других
возможностей признания двойного гражданства
не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией
двойного гражданства российских граждан
лишь в указанных, строго ограниченных
случаях означает, что общий принцип, по
которому за лицом, состоящим в гражданстве
Российской Федерации, не признается принадлежность
к гражданству другого государства, продолжает
действовать.
Гражданин иностранного государства при
приобретении гражданства российской
Федерации может сохранить гражданство
этой страны (обязательного отказа от
иностранного отказа, при получении российского,
не требуется). Но в России в соответствии
с нашим законодательством будет рассматриваться
только как российский гражданин. Двойное
гражданство будет за ним признано в России,
лишь, если с иностранным государством,
гражданином которого он является, имеется
соответствующий международный договор.
Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного
государства может создать определенные
трудности, поскольку обладатель двух
гражданств оказывается связанным с двумя
государствами и должен подчиняться закона
обоих. Это касается, например, несения
военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт
двойного гражданства не умаляет прав
и свобод российского гражданина и не
освобождает его от обязанностей, вытекающих
из российского законодательства. Однако
ч. 2 ст. 62 допускает, что федеральным законом
или международным договором РФ может
быть предусмотрено то или иное ограничение
или освобождение от обязанностей, вытекающее
из факта двойного гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое
положение в России иностранцев и лиц
без гражданства. Иностранными гражданами
должны признаваться лица, имеющие
доказательства своей принадлежности
к гражданству иностранного государства.
Лица без гражданства - это лица, которые,
не являясь российскими гражданами, не
имеют доказательств своей принадлежности
и к гражданству иностранного государства.
Исходя из ст. 15 Всеобщей декларации прав
человека, провозгласившей право каждого
на гражданство, Российское государство
стремится к устранению и предотвращению
без гражданства проживающих на ее территории
лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве
наше государство поощряет приобретение
гражданства России лицам без гражданства
и не препятствует приобретению ими другого
гражданства.
В полном соответствии с общепринятыми
нормами международного права Конституция
закрепляет приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении
их прав и обязанностей к российским гражданам,
т. е. устанавливает для этих лиц национальный
режим.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции принцип
приравнивания действует в полной мере,
если федеральным законом или международным
договором Российской Федерации не установлено
иное.
Отклонение от национального режима (в
сторону ограничения прав или, наоборот,
их расширения по сравнению с правами
российских граждан) могут быть согласно
Конституции установлены только федеральным
законом или международным договором
Российской Федерации. Введение особых
правил для иностранных граждан в каких-либо
других актах неправомерно.
Специальные правила российского законодательства
установлены для отдельных групп находящихся
в России иностранных граждан: дипломатов
6 пользующихся дипломатическим иммунитетом,
консулов 6 членов экипажей иностранных
военных кораблей и самолетов и т. п.
Конституция не связывает применение
к иностранным гражданам национального
режима с принципом взаимности: он предоставляется
в России независимо от того, пользуются
ли таким режимом в соответствующем иностранном
государстве иностранцы (а значит, и российские
граждане). В то же время, если ограничение
прав и свобод в иностранном государстве
касаются только российских граждан (в
отличие от других иностранцев), т. е. носят
дискриминационный характер, Правительством
России могут быть установлены в соответствии
со ст. 3 Закона о правовом положении иностранных
граждан в СССР ответные ограничения (реторсии)