Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 23:20, курсовая работа
Основополагающим принципом государственного устройства России, согласно Конституции РФ, является единство системы государственной власти.
Противоправное расширение компетенции субъектов Федерации, полное или частичное присвоение ими федеральных полномочий и полномочий совместного ведения фактически закрепляют неконституционную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации и препятствуют созданию федеральными министерствами и ведомствами территориальных органов, а зачастую полностью исключают эту возможность4.
Однако следует признать ошибочным мнение, что с развитием рыночных отношений в России сфера деятельности исполнительной власти сокращается и ослабевает ее роль в целом, в том числе и на уровне территорий. Наоборот, очевидным становится всемерное укрепление исполнительной власти в области контроля и надзора для того, чтобы обеспечить полное управление экономическими и общественными процессами.
В отсутствие специализированного и законодательно закрепленного перечня органов исполнительной власти, наделенных контрольно-надзорными полномочиями, наиболее полными можно считать сведения, приведенные в Кодексе РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года.
Такими органами являются:
1. Органы внутренних дел (милиция)
2. Органы
и учреждения уголовно-
3. Налоговые органы
4. Органы, ответственные за исполнение федерального бюджета
5. Таможенные органы
6. Органы и войска пограничной службы
7. Военные комиссары
8. Федеральная
инспекция труда и
9. Органы
государственной санитарно-
10. Органы,
осуществляющие
11. Органы,
осуществляющие
12. Органы,
осуществляющие
13. Органы,
осуществляющие
14. Органы,
осуществляющие
15. Государственные семенные инспекции
16. Органы,
осуществляющие
17. Органы,
осуществляющие
18. Органы,
осуществляющие
19. Органы,
осуществляющие
20. Органы,
уполномоченные в области
21. Органы
охраны территорий
22. Органы,
уполномоченные в области
23. Органы рыбоохраны
24. Органы
гидрометеорологии и
25. Органы,
осуществляющие
26. Органы
государственного
27. Органы
государственного горного и
28. Органы, осуществляющие государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств
29. Органы, осуществляющие государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии
30. Органы,
осуществляющие
31. Органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники
32. Органы
российской транспортной
33. Органы автомобильного транспорта
34. Органы морского транспорта
35. Органы
внутреннего водного
36. Органы государственной инспекции по маломерным судам
37. Органы железнодорожного транспорта
38. Органы, осуществляющие государственное регулирование в области авиации
39. Органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
40. Органы, осуществляющие государственный надзор за связью и информатизацией
41. Органы, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
42. Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
43. Органы,
уполномоченные в области
44. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
45. Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей
46. Органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
47. Органы,
осуществляющие
48. Органы стандартизации, метрологии и сертификации
49. Органы
государственного
50. Органы, осуществляющие федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней
51. Органы
государственной жилищной
52. Органы
государственного архитектурно-
53. Органы,
осуществляющие
54. Органы,
осуществляющие
55. Органы
регулирования естественных
56. Органы валютного контроля
57. Органы, осуществляющие
Как показало исследование, исполнительная власть это самостоятельный вид (ветвь) единой государственной власти (ст. 10 Конституции РФ), которая находится в постоянном взаимодействии с властями законодательной и судебной.
Она играет специфическую роль в обеспечении функционирования государственного механизма, находясь при этом под постоянным контролем со стороны других ветвей государственной власти. Исполнительная власть - это регулятор деятельности и поведения конкретных субъектов права.
Исполнительная власть, как и государственная власть в целом, но только в еще большей мере использует институт подчинения (в определенных случаях и институт принуждения), который является основным каналом реализации исполнительной власти.
Федеративное устройство Российской Федерации обусловливает разделение предметов ведения и полномочий между российскими органами исполнительной власти.
Органы федеральной исполнительной власти представляют собой систему органов государственного управления, законодательно наделенных компетенцией (общей или специальной), имеющих конкретный территориальный масштаб деятельности, взаимосвязанных с другими органами государственной власти и входящих в определенную структуру.
Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность.
С точки зрения осуществления государственного управления, субъектами федеральной исполнительной власти в Российской Федерации являются:
1) Правительство Российской Федерации (гл. 6 Конституции РФ);
2) другие федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и т. д.);
3) территориальные органы федеральной исполнительной власти.
Прошедшие годы показали, что федеральная исполнительная власть значительно окрепла, забрав в свои руки экономические рычаги.
В системе федеральной государственной службы занято более 500 тыс. служащих, из них почти 90 процентов работают в аппаратах территориальных органов министерств и ведомств.
Фактически заново созданы налоговая и таможенная службы, органы по регистрации собственности.
От имени президентской власти в качестве «координирующей» силы выступают полномочные представители Президента РФ в федеральных округах. Они призваны осуществлять «взаимодействие» федеральных органов исполнительной власти с аналогичными органами в субъектах Федерации, а также с органами местного самоуправления и общественными объединениями.
Полномочные представители наделены и контрольными функциями в отношении исполнения федерального законодательства, указов и распоряжений главы государства, постановлений и распоряжений Правительства РФ. При обнаружении в местных нормативно- правовых актах положений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, полномочные представители вносят свои представления президенту о приостановлении их действия.
Как должностные лица, подотчетные непосредственно президенту страны, полномочные представители получили и прямые рычаги воздействия на местные администрации. Под их кураторством действуют окружные отделения Главного контрольного управления Президента РФ и контрольные инспекции для осуществления комплексных проверок субъектов Федерации. В поле зрения этих органов находятся, прежде всего, вопросы экономического развития регионов, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в округах.
Официальные источники
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2008. - № 4. - Ст. 445.
2. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях //Ведомости Верховного Совета РСФСР.- 1984.-N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014) // СЗ РФ. – 2014.
3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2014, № 51, Ст. 5712.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2000 № 592 «О взаимодействии федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» / / СЗ РФ. - 2000. № 34. Ст. 3473.
5. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 в ред. от 19 января 2010 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» / / СЗ РФ. 2000. №20. Ст. 2112; №26. Ст. 2748; №38. Ст. 3781; 2001. №6. Ст. 551; 2004. №15. Ст. 1395; №41. Ст. 4021; 2005. №13. Ст. 1135; 2008. №16. Ст. 1673; 2009. №18 (ч. 2). Ст. 2222; 2010. №4. Ст. 369.
6. Указ Президента РФ от 09 июля 1997 г. № 696 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в регионе Российской Федерации» (в редакции от 13.05.2000 г. Утратил силу) / / СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421. 2000. № 20. Ст. 2112.
7. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22 июня 2009 г. №710 / / СЗ РФ. № 11. 2004. Ст. 945. 2001. № 21.Ст. 2023. 2005. №12. Ст. 1023. № 47. Ст. 4880; № 52 (ч. 3). Ст. 5690. 2006. № 14. Ст. 1409. 2007. № 8. Ст. 978; № 40. Ст. 4717. 2008. № 20. Ст. 2290; №41. Ст. 4653; 2009. №26. Ст. 3167.
8. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314. (ред. от 22.06.2010) // СЗ РФ. – 2010.
9. Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 21, ст. 2168) // СЗ РФ. – 2000.
10. Указ Президента РФ от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе органов исполнительной власти (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4081) // СЗ РФ. – 1996.
11. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // РГ. 2000. 11 июля. №133(3207).
Дополнительная литература
12. Административное право России: Конспект лекций./ Автор-составитель Труханович Л.В. – М: 2009. – 122 с.
13. Административное право/ Под редакцией Кинзакова - Воронеж, 2008.-33 с.
14. Административное право. Учебник./ Под редакцией Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. – М: 2006. – 311 с.
15. Административно-правовой
статус органов исполнительной власти
- http://www.mrcpk.tsure.ru /docs/liter/books/AdmPravo/
16. Архипова Т. Правительство благих намерений // Отечественные записки. - 2006. - № 2 (16). Ст. 2112.
17. Бахрах Демьян Николаевич. Административное право России. Учебник для вузов. – М: НОРМА, 2002. – 116 с.
18. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия. – Мн: 2002. – 417 с.
19. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика// «Журнал российского права». - 2006.- № 2. – С. 22-23.
20. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.Г. Российское административное право. – М: 2008. – 177 с.
21. Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития, /отв. Ред. д-р юрид. наук Бачило И.Л. - М: Юристь, 2004. – 216 с.
Информация о работе Федеральные органы исполнительной власти