Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:21, реферат
Под физическим лицом понимается человек как биологическое существо. Юридическое значение понятие физического лица имеет постольку, поскольку оно соединяется с особенностями его правоспособности, учитывающей положение человека как социального индивидуума, как первоначального субъекта всего многообразия социальных отношений. В юридическом смысле слова под физическими лицами понимаются граждане и лица без гражданства.
Гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, а лица без гражданства не имеют таковой связи ни с одним из государств.
Индивидуальные
субъекты - граждане РФ, иностранные граждане,
лица без гражданства.
Коллективные субъекты - органы исполнительной власти,
государственные и не государственные
организации, трудовые коллективы, а также
органы местного самоуправления.
Сегодня мы будем рассматривать индивидуальные субъекты административного права, рассмотрим их правовой статус в государственном управлении.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
Гражданин - приоритетный
субъект административного права. Ибо
смысл и содержание деятельности законодательной
и исполнительной власти является обеспечение
прав и свобод гражданина. Конституционный
принцип приоритета прав и свобод гражданина
положен в основу государственной службы.
Административно-правовой статус гражданина
РФ закреплен в Конституции РФ, в Законе
“О гражданстве РФ” и в других актах законодательства.
Административно-правовой
статус гражданина - это комплекс прав и обязанностей
граждан, закрепленных нормами административного
права, а также гарантии реализации этих
права и обязанностей.
Административно-правовое положение граждан
определяется прежде всего объемом и характером
их административной правосубъектности,
которую образуют административная правоспособность
и дееспособность.
Административная правоспособность
- способность гражданина иметь
определенные права, предусмотренные
нормами административного права, и выполнять
возложенные на него обязанности в сфере
государственного управления.
Административная правоспособность у
граждан в сфере государственного управления
возникает с момента рождения и прекращается
с их смертью.
Конкретный объем прав, свобод и обязанностей
граждан в сфере управления определяется
рядом обстоятельств - возраст, состояние
здоровья, наличие образования и т.д. Например,
семейные обстоятельства могут служить
основанием для освобождения от воинской
обязанности.
Конституция РФ провозглашает равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Но это по Конституции. В реальной жизне
равноправие, даже при самом тщательном
его закреплении в Конституции, не может
исключать особого административно-правового
статуса. Известно, что в российском обществе
многие категории граждан имеют узаконенные
различия в административно-правовом
статусе (государственные служащие высокого
ранга, герои России, участники В.О.В. и
т.д.). Одним, например, разрешен бесплатный
проезд, другим - нет.
Иными словами, равенство административной
правоспособности граждан РФ как общей
способности иметь права и нести обязанности
не означает, что реально все граждане
обладают всем комплексом конкретных
субъективных прав и обязанностей, предусмотренных
законом. Каждый имеет возможность занять
должность министра, но реально министрами
становятся единицы.
Однако в подобных случаях имеются в виду
права, которые приобретаются в результате
реализации административной правоспособности,
что само по себе не изменяет принципа
ее равенства для всех граждан. Эти права
приобретаются с достижением определенного
возраста, в связи с болезнью, по уровню
образования и т.д.
Административная правоспособность граждан
служит основой их административной дееспособности,
являющейся необходимым условием реализации
этой правоспособности, а также субъективных
прав и обязанностей граждан в конкретных
административных правоотношениях.
Административная дееспособность
- способность гражданина своими
действиями приобретать, а также осуществлять
права и обязанности, предусмотренные
нормами административного права, и нести
ответственность в соответствии с административно-правовыми
нормами.
Не все граждане РФ обладают одинаковой
административной дееспособностью. Это
во многом определяется особенностями
управленческих отношений, в которых приобретение
и осуществление соответствующих прав
и обязанностей своими личными действиями
предполагает наличие определенного уровня
умственного и психического развития,
жизненного опыта, способности отдавать
отчет в последствиях своих действий и
т.д.
Административная дееспособность наступает
с достижением определенного возраста.
Так , частичная административная дееспособность
у граждан наступает со школьного возраста
(с 7 лет). С 16 летнего возраста граждане
могут быть привлечены к административной
ответственности (ограниченная дееспособность).
Полная дееспособность у граждан наступает
по достижении 18 летнего возраста.
Граждане России, реализуя свои права,
свободы и возложенные на них обязанности
в сфере управления вступают в административно
- правовые отношения с государственными
органами, с должностными лицами, а также
с иными субъектами административного
права.
Каждый гражданин РФ имеет определенные
права и обязанности в сфере государственного
управления.
Все права граждан делятся по степени
возможности их реализации на абсолютные и относительные.
Абсолютные (безусловные) права - это права,
которыми лица пользуются по своему усмотрению,
а субъекты власти обязаны создавать условия
и не мешать их реализации, защищать их
(право на жалобу, трудоустройство и т.д.).
Относительные права - это права, для реализации
которых нужен акт государственного органа
(приказ о назначении на должность, лицензия
на осуществление определенной деятельностью
и т.д
Кроме того, права и обязанности граждан
в сфере государственного управления
подразделяются на общие и специальные
Общие права распространяются на все отрасли
и сферы управления. Например:
- право на участие в государственном управлении
и право на обжалование действий государственных
органов и должностных лиц, нарушающих
права и свободы граждан.
Специальные права - это права граждан в той или
иной сфере или отрасли или группе отраслей
управления. Например:
- в сфере экономики каждый гражданин имеет
право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской
деятельности.
Информация о работе Физические лица, как субъекты административного права