Формы государственного управления, понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие формы управленческих действий
Глава 2. Виды форм управленческих действий
2.1 Правовые акты управления
Заключение
Задачи
Литература

Файлы: 1 файл

контрольная работа по административному праву.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)

Особо следует выделить заключение административных договоров как особую правовую форму регулирования административно-правовых отношений, которая в отличие от обычных односторонне властных правовых актов имеет между субъектами равенство отношений. Конин Н.М. Административное право России. Общая и Особенная часть. Курс лекций.-М.: Юристъ, 2004.-С.182-186.

К неправовым формам управления относятся, прежде всего, различного рода организационно-технические действия, которые часто встречаются в повседневной деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администрации органов МСУ. Это не значит, что эти формы вообще не регламентируются нормами права. Такие формы деятельности не порождают, не изменяют и не прекращают административные правоотношения. Эти действия не рассматриваются в качестве форм правового регулирования или воздействия. Например, разработка и принятие методических рекомендаций по составлению протокола об административных правонарушениях в таможенной, налоговой сфере или безопасности дорожного движения.

Исполнительная деятельность, государственное управление является подзаконной деятельностью, уполномоченной осуществлять распорядительные функции. Эта деятельность осуще-ствляетсячв  рамках действующего законодательства по вопросам, входящим в компетенцию  конкретного органа исполнительной власти, государственного управления или администрации органов МСУ. В целом организаторская деятельность этих органов управления опирается  на правовые формы (акты управления), но многие организационные меры не требуют  такого правового оформления, но без  них не могут быть ус пешно реализованы  правовые формы управления, так как  основным механизмом реализации правовых форм зачастую являются организационные  и материально-технические операции или действия.

К организационным  мерам относятся: разработка программ в различной сфере управленческой деятельности, планирование, проведение оперативных совещаний, контроль, проверка исполнения, разъяснение тех или иных заданий или мероприятий, обучение, координация и обеспечение взаимодействия, изучение и обобщение передового опыта работы, подбор и расстановка кадров и т.п. Организационные мероприятия по упорядочению и согласованию действий субъектов и объектов органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ - это важнейшая повседневная деятельность призванная обеспечить их эффективную деятельность по предметам ведения, в объеме их полномочий и порядке определенном законом.

Не менее важной, чем  организационные формы в деятельности органа исполнительной власти, государственного управления, являются вопросы финансирования и материально-технического обеспечения. Они носят вспомогательный или обеспечивающий характер в процессе организации управленческой деятельности. Это относится, прежде всего, к финансированию мероприятий, ведению делопроизводства, регистрации предложений, заявлений и жалоб граждан, составлению различных справок, аналитических обзоров, отчетов, работа с информацией, в том числе с компьютерной информацией и другими видами вспомогательных работ, без которых невозможно осуществление управленческой деятельности вообще.

Работа с информацией  в последнее время приобрела  особую актуальность и значимость, без применения количественных методов, современных компьютерных средств  и новых информационных технологий проблематично решать вопросы повышения эффективности управленческой деятельности в государстве и обществе в целом.

В связи с этим необходимо вести постоянную исследовательскую  работу по совершенствования различных  форм управленческой деятельности органов  государственной власти как основного  гаранта обеспечения прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц как субъектов  административного права.

2.1 Правовые акты  управления

По общепринятому в  административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе  говоря, административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти. Смоленский М.Б. Административное право /М.Б. Смоленский.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.-С.120-127с.

При помощи этих актов органы исполнительной власти, в пределах своих полномочий, регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок  и государственную безопасность, защищают законные права и свободы  граждан, общественных и государственных  организаций.

В отличие от других форм государственного управления правовые акты управления имеют ярко выраженное юридическое значение.

С помощью правовых актов  проявляется властная воля аппарата органов исполнительной власти. Они  юридически закрепляют действия органов  управления. Поэтому юридическим  основанием издания акта управления является компетенция органа управления, которая определена в установленном порядке.

Объем и содержание компетенции органа управления определяет содержание и юридическую силу принимаемых ими правовых актов управления.

Все акты управления независимо от того, каким органом принят тот  или иной акт, издаются только на основании  и во исполнение закона и тем самым  являются подзаконными.

Таким образом, правовой акт управления, есть основанное на законе, одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного объекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функции государственно-управленческой деятельности.

Оформление правового  акта управления предполагает обычно использование письменной формы.

Важный и необходимый  признак акта управления заключается в том, что он порождает юридические последствия, которые, в основном, сводятся к тому, что акт управления:

а) устанавливает или изменяет правила поведения, нормы права, а такие последствия вызывают лишь нормативные акты;

б) налагает конкретные обязанности  на определенных субъектов или предоставляет  им определенные права (например, обязанности  и права государственного служащего);

в) служит юридическим фактом. В этом случае акт управления является обстоятельством, которое порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения (например, назначение на должность  в аппарате управления служит юридическим  фактом, которое порождает служебные  правоотношения).

Виды актов  государственного управления, иначе говоря, их классификация, дает возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления, его отраслевое и пространственное действие, а также место среди других актов.

Наука административного  права обычно классифицирует акты государственного управления по пяти признакам: Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право.-М.: ООО «ТК Велби», 2002.-С.204-218.

1) по юридическим свойствам;

2) по действиям в пространстве;

3) по характеру компетенции  органов, издающих акты;

4) по органам, издающим  акты;

5) по форме выражения.

По юридическим  свойствам акты государственного управления различаются на нормативные или акты, устанавливающие общие правила, и индивидуальные - административные акты.

Нормативные акты -- это такие акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, то есть общие правила безличностного характера, рассчитанные на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям. Такие акты имеют особое значение, они являются источником права. На них базируются акты применения норм права.

К индивидуальным актам относятся такие акты, которые содержат конкретные предписания определенному лицу. На основании индивидуальных актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. Таким актом будет, например, постановление о наложении административного взыскания.

По действию в  пространстве -- различаются акты, действующие в масштабе Российской Федерации, республики в составе России, и акты, действующие в масштабе края, области, округа, города, района, поселка или сельского населенного пункта.

По характеру  компетенции органов, издающих акты, все акты подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

Акты общего управления -- издаются органами общей компетенции -- Правительством РФ, правительствами республик в составе России, администрацией.

Акты межотраслевого управления, принимаются органами управления межотраслевой компетенции, которые решают вопросы, имеющие межотраслевой характер.

Акты отраслевого  управления, регулируют отношения, возникающие в одной отрасли управления. Такие акты издаются, например, министрами, руководителями ведомств, управлений или отделов.

Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами  административного права.

Прежде всего, правовые акты по вопросам организации исполнительной власти издает Президент РФ. Административное право РФ /Отв.ред. Н.Ю. Хаманева.-М.: Юристъ, 2004.-290-299.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 115) и Законом  «О Правительстве Российской Федерации» последнее издает постановления  и распоряжения, причем подчеркивается, что постановления носят нормативный  характер, а распоряжения -- индивидуальный.

Федеральные органы исполнительной власти издают приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции, положения. Аналогичны наименования административно-правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти республик в составе России.

Главы администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов издают постановления и распоряжения. Главы  администрации в системе местного самоуправления издают постановления  и распоряжения.

По форме выражения  правовые акты управления подразделяются на: словесные и конклюдентные. Словесные, в свою очередь, делятся на письменные и устные. Обязательная письменная форма определена законодательством  для нормативных актов государственного управления и для актов о привлечении  к административной ответственности.

Наряду с письменными  актами существуют устные -- приказы, распоряжения, указания, команды и т. п. Их исполнение гарантируется принудительной силой  государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного  акта управления может повлечь юридическую  ответственность. Во многих органах  управ ления заведен порядок: все устные распоряжения, требующие  в дальнейшем проверки исполнения, записываются в специальную книгу.

Заключение

Государственное управление -- важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию  и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов  общества, государства, граждан (физических лиц) и их ассоциаций в рамках действующего законодательства. Четвериков В.С. Административное право: Серия «Высшее образование».- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.-С.181.

В процессе государственного управления реализуются методы и  формы организации и деятельности системы управления при активном использовании методов и форм административно-правового регулирования.

Формы государственного управления -- это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или  должностного лица, осуществляемое в  рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Формы действий органов исполнительной власти с точки зрения их правового  значения делятся на правовые и не правовые.

К числу правовых форм управленческой деятельности относятся: принятие нормативных  актов; издание индивидуальных (административных, распорядительных актов).

По содержанию правовые формы  управленческой деятельности подразделяются на: правотворческие, правоприменительные  и договорные.

Акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе  говоря, административно-правовой формой реализации задач и функций исполнительной власти. Правовой акт управления, есть основанное на законе, одностороннее, юридически властное волеизъявление полномочного объекта исполнительной власти, направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функции государственно-управленческой деятельности.

Практическое значение форм управления заключается в том, что  посредством использования их в  управленческой практике осуществляются полномочия государственных органов  и органов местного самоуправления, создаются и обеспечиваются порядок  управления, права и свободы граждан, законность совершения управленческих процедур, гласность и учет общественного  мнения.

Ситуация 1

Начальник линейного отдела внутренних дел на ст. Горький - Московский, руководствуясь ч. 2 ст. 20.20 и п. 2 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, своим постановлением подверг  гражданина Ивкина В.Д. штрафу в размере 700 рублей за то, что его пятнадцатилетняя дочь, ученица 8 класса средней школы  без на значения врача потребляла наркотические вещества в здании железнодорожного вокзала. Гр. Ивкин  В.Д. обжаловал это постановление  в суд и Управление внутренних дел на транспорте одновременно, обосновывая  свою жалобу слишком большим размером штрафа.

Дайте юридический анализ ситуации. Какой порядок обжалования  постановления по делу об административном правонарушении?

Решение:

Согласно ч.1. ст.2.3. КоАП РФ административный протокол предусмотрренный ст.20.22. КоАП РФ-появление в состоянии  опьянения несовершеннолетних, а  равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной  и спиртосодержащей продукции, потребление  ими наркотических средств или  психотропных веществ в общественных местах, должен быть составлен на родителей  или иных законных представителей н/л, не достигшей 16-ти летнего возраста. В данном случае ч.2. ст.20.20. предусматривает состав административного правонарушения как распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах и составляется на лицо, достигшее 16-ти ле6тнего возраста (девочка не достигла 16-ти летнего возраста).

Информация о работе Формы государственного управления, понятие и виды