Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:58, контрольная работа
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие административно-правовых норм;
2. рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.
Объект исследования - реализация административно-правовых норм.
Введение.
Основная часть.
Способы реализации административно правовых норм.
Заключение.
Список используемой литературы.
Правоприменение в административном порядке в случаях, специально предусмотренных действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).
Правоприменение как способ реализации норм административного права структурно складывается из 4 взаимосвязанных элементов:
1) определение фактических
2) юридическая квалификация, представляющая
собой установление
3) издание соответствующего акта применения права, в котором мотивированно излагается решение по ситуации (например, принятие постановления по делу об административном правонарушении). Так, ч.1 ст.29.10 КоАП РФ определены обязательные требования к содержанию постановления по делу об административном правонарушении. В данном постановлении, в частности, должны быть указаны:
а) должность, фамилия, имя отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
б) дата и место рассмотрения дела;
в) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
г) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
д) статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
е) мотивированное решение по делу;
ж) срок и порядок обжалования постановления;
4) исполнение принятого решения.
При этом оно необязательно
должно исполняться лицом, его
принявшим. Как правило, исполнение
решения возлагается на уполном
Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.
Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов.
Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.
Рассмотрим в качестве примера соответствующие положения Федерального закона "О государственной охране", подробно регламентирующие применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 14.07.2008)
В соответствии со ст.25 названного Закона сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнение возложенных на них служебных обязанностей.
В соответствии со ст.26 данного Закона сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право применять состоящие на вооружении федеральных органов государственной охраны специальные средства, в частности, в случае:
· отражения нападения либо угрозы нападения на объекты государственной охраны;
· отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников федеральных органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности и граждан или пресечения оказываемого сотрудникам сопротивления;
· пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих деятельность объектов государственной охраны;
· необходимости остановить транспортное средство, создающее угрозу безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов.
В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудники федеральных органов государственной охраны при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные средства.
В качестве крайней меры в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственной охране" сотрудники ее федеральных органов имеют право применять оружие, в частности, в случае:
· защиты объектов государственной охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;
· отражения нападения либо угрозы нападения на сотрудников федеральных органов государственной охраны и других государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами и средствами связи;
· отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;
· освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
· задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать лицо или изъять оружие невозможно;
· защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.
Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право использовать оружие в случае:
· необходимости остановить транспортное средство путем его повреждения, если водитель создает реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает опасность для жизни или здоровья людей;
· защиты людей от угрозы нападения опасных животных;
· предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
Применение физической силы, специальных средств и оружия ограничивается определенными законодательными рамками, в числе которых:
1) исчерпывающий перечень
2) обязанность по общему правилу
предупреждать о намерении
· промедление в применении физической силы, специальных средств или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья объектов государственной охраны, сотрудников федеральных органов государственной охраны и государственных органов обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий, а также иных граждан либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств;
· такое предупреждение является неуместным или невозможным;
3) запрещение применения
4) уведомление органов
Рассмотренные в качестве примера нормы Федерального закона "О государственной охране" позволяют сделать вывод о том, что в случае использования физической силы, специальных средств и оружия мы сталкиваемся с особым видом применения норм административного права, не связанным с изданием соответствующего правового акта. Правовой акт заменяет конкретное действие, основанное на норме административного права.
При этом реализовать данную норму могут только специальные субъекты, указанные в Законе (например, сотрудники милиции, военнослужащие, сотрудники федеральных органов государственной охраны, судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, и др.). В отношении этих субъектов, на наш взгляд, будет неверным утверждение о том, что своими действиями они используют возможности, предоставляемые им нормами административного права.
Между использованием и применением, не связанным с изданием правового акта, существует четкое разделение, а именно право действовать по своему усмотрению, в том числе право отказа от использования возможностей, предоставляемых правовой нормой (исполнение), и обязанность применить механизмы принуждения (физическая сила, специальные средства, оружие) при наличии оснований, предусмотренных законом. Напротив, применительно к гражданам, столкнувшимся с противоправными посягательствами, существует выбор: воспользоваться правом на необходимую оборону, предоставляемым, например, нормами уголовного права, либо постараться избежать посягательства (путем бегства, обращения за помощью и т.д.).
Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку его субъектами могут быть все субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.
Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Норма административного права - модель, возможность оптимального поведения. Но для превращения возможности в действительность необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения субъектов административного права предписанию нормы. Следовательно, реализация административно-правовых норм - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
Итак, реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта.
Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий.
Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в соответствующий орган.
Кроме того, в отличие от первых двух форм реализации норм при использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного права. Посредством формы использования реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.
В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
Информация о работе Формы реализации административно-правовых норм