Формы реализации права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:19, реферат

Описание работы

Формирование правового государства предполагает уважение к закону, праву, строгое соблюдение юридических норм. В данной связи теоретические проблемы реализации права приобретали особую практическую значимость. Необходим анализ правореализующей деятельности в самых разных аспектах, ибо путь от создания закона до воплощения его предписаний в фактическое поведение людей весьма сложен, зависит от множества факторов. Эти различные условия и факторы и стали предметом настоящего коллективного исследования. При изучении темы следует понять, что представляют собой различные формы реализации права.

Содержание работы

I. Введение.

II. Понятие и формы реализации права:

1. формы реализации права: понятие и виды;

2. пути реализации права;

3. применение права как особая форма его реализации.

III. Заключение.

Использованная литература.

Файлы: 1 файл

Формы реализации права.docx

— 39.78 Кб (Скачать файл)

 

Согласно этой конструкции  правоотношение понималось как общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Участники общественных отношений  считались сторонами правоотношения, его субъектами. Содержание правового  отношения определяло права и  обязанности сторон. Праву одной  стороны соответствует обязанность  другой стороны. Иногда эти права  и обязанности переплетаются. Например, в трудовом правоотношении работник имеет право получить установленную  оплату труда, а наниматель обязан такую  оплату произвести. Работник вместе с  тем обязан выполнять свои трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину, а наниматель вправе требовать  выполнения обязанностей, а за их нарушение  – привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Объектом правоотношения считалась цель, на достижение которой  нацелено правоотношение. В приведенном  примере таким объектом была трудовая деятельность.

 

Простая и четкая конструкция  правоотношения хорошо охватывала разнообразные  жизненные ситуации.

 

Но к правовым реалиям, выходящим за пределы элементарной двусторонней связи, конструкцию правоотношения применить было весьма сложно.

 

Далеко не все правоотношения сводятся к двусторонней связи с  взаимно корреспондирующими правами  – обязанностями. Взаимоотношения  в области прав человека, в области  так называемых абсолютных прав (например, право собственности), отношения  граждан с органами власти и управления, процессуальные отношения и многие – многие другие не укладывались в  русло привычного двустороннего  правоотношения. Была предпринята попытка  разделить правоотношения на регулятивные (привычная модель прав – обязанностей) и охранительные (все остальные). Но ничего кроме новых терминов эта  попытка не принесла. Да и само деление  правоотношений вряд ли корректно: каждое правоотношение несет в себе как  регулятивные, так и охранительные  элементы. Сплошь и рядом регулирование  сводится именно к охране.

 

Практические потребности  потребовали отступить от понимания  правоотношения как непременно двусторонней связи участников отношений типа кредитор – должник. Общественная практика и опыт правого регулирования  уже обнаружили и продолжают обнаруживать все больше многосторонних правоотношений. В нормальном правоотношении в рамках судебного процесса (неважно, уголовного или гражданского) три участника: две стороны и суд. Во многих правоотношениях, апробирующих трудовую деятельность, также несколько участников: работник, наниматель и трудовой коллектив; работник, наниматель и государственный орган; работник, наниматель и профсоюз. В  правоотношениях в акционерных  кампаниях, кооперативах участников могут  быть десятки и даже сотни. Таким  образом, усложнение общественных отношений  с необходимостью приводит к увеличению числа участников этих отношений. Соответственно и правоотношения охватывают уже  не две стороны, не двух участников, а множество сторон, участников. В зависимости от содержания правового  отношения права – обязанности  сторон в этих отношениях могут совпадать (например, у акционеров) или различаться (стороны в судебном процессе).

 

Многосторонние правоотношения отличаются от двусторонних числом участников. Это отличие количественное, оно  не затрагивает замкнутого, ограниченного  характера правоотношения и не требует  новых теоретических подходов.

 

Реализация норм через  правоотношения – один из признаков  зарегулированности общественных отношений. Не регулирования, а именно зарегулированности, когда правовое регулирование дает не свободу поведения, а намечает конкретные, заранее предопределенные поступки. В перспективе главным правовым предметом может стать запрет, на что обращалось внимание в литературе (Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. – М., 1989, с. 81-103). Запрет охватывает определенную сферу поведения, большую или меньшую. Но он оставляет свободным любое поведение за пределами запрета. Вот почему запрет, несмотря на его кажущуюся недемократичность, на самом деле является правовым средством свободы поведения в гораздо большей степени, чем дозволение и предписание. А свобода поведения, когда субъект права свободен в своих поступках, когда он защищен недопустимостью вмешательства в его действиях, такая свобода поведения не вписывается в привычные рамки правоотношения. Соответственно внимание науки и поиск правовых моделей переключается от правоотношения к другим формам, в большей степени апробирующим свободу. В развитых демократических странах широко используется в тех или иных модификациях механизм невмешательства государственно-правового регулирования в поведение участников общественных отношений. С помощью правовых норм устанавливаются рамки возможного поведения, его пределы, причем широко используется форма запретов. С помощью правовых норм устанавливаются также процедуры разрешения разногласий. Нетрудно убедиться, что подобный механизм реализации норм противоположен правоотношениям с точно предопределенным поведением их участников. Разумеется, мы в перспективе непременно перейдем в более широкому использованию механизма свободы и запретов, но еще долгие годы будет преобладать типичный для нас механизм правоотношений. Было бы неверно отказаться от механизма правоотношений и разрушить его. Реализация норм через правоотношения и вне их – два самостоятельных равноценных пути применения права. Каждый из этих путей связан с определенными группами общественных отношений и с определенными правовыми средствами.

 

Практика правого регулирования  выявила две крупные области, где реализация норм идет не через  правоотношения. Во-первых, это область  прав человека. Правовое регулирование  в этой сфере по мере продвижения  к правовому государству будет  развиваться и усугубляться. Во-вторых, область применения запретов, прежде всего область уголовной и  административной ответственности. Будущее  развитие выявит и новые области.

 

3.Применение права как  особая форма его реализации

 

Применение права –  одна форма из форм государственной  деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.

 

Путем применения права государство  в своей деятельности осуществляет две основные функции:

 

организацию выполнения правовых норм, позитивное регулирование посредством  индивидуальных актов;

 

охрану и защиту права  от нарушения.

 

На этом основании в  литературе выделяются две формы  применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.

 

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деятельность государственных  органов по реализации предписаний  норм права путем создания, изменения  или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Указанная форма  деятельности есть основной способ организации  исполнения положительных велений  права.

 

Применение права как  особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования  рядом характерных черт.

 

Во-первых, по своей сущности применение права выступает как  организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается  общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений  между различными субъектами общественных отношений, сосредоточивания решения  определенных вопросов в руках компетентных органов.

 

Эта деятельность связана  с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, путем профессиональных знаний, навыков. Учитывая это, государство  определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности. К ним относятся: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РК, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (профсоюзы).

 

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не умаляет роли граждан в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права.

 

Следовательно, применить  норму права - это не просто осуществить, реализовать ее. Эта властная деятельность компетентного органа, которому государство  предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

 

Во-вторых, применение права  осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной  литературе название правоприменительных  отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит  субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, он обязан использовать их на удовлетворение не своих собственных интересов, а интересов других участников правового  отношения в направлении конкретной жизненной ситуации.

 

Субъект правоприменения – это наделенный государством соответствующей компетенцией активный участник правоприменительных отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.

 

В-третьих, правоприменения осуществляются в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.

 

В-четвертых, применение права, как самостоятельная форма реализации - сложная, поскольку ее осуществление  проявляется в сочетании с  иными формами реализации (исполнением, соблюдением, использованием) и во взаимном проникновении друг в друга.

 

В-пятых, применение права - это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание  и состоящий из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).

 

В-шестых применение права  сопряжено всегда вынесением индивидуального  правового акта (акта применения права) исходящего от субъекта правоприменения.

 

Необходимость применения в  определенных сферах общественных отношений  диктуется природой и характером этих отношений. В частности, когда  правоотношение не может появиться  без властного веления государственного органа или должностного лица (призыв граждан на действительную службу и  т.д.).

 

Заключение

 

Право (объективное и субъективное) таково по природе, что требует своей  реализации в деятельности людей. Порожденное  общественными отношениями право  в тех же отношениях должно найти  свое осуществление. Сказанное относится  к нормам законодательства, поскольку  они представляют собой возможность, которая подлежит превращению в  действительность. Без выполнения правовых предписаний в жизнь, нормы теряют свое социальное значение.

 

Реализация права –  это процесс, процедура претворения  правовых норм в общественную практику.

 

Динамичная правовая система  представляет собой постоянное «воспроизводство»  права, исторически непрекращающийся процесс правообразования и непрерывное, исключительно многообразное его осуществление в общественных отношениях, постоянно действующий процесс правореализации. Оба эти процессы связаны и проникают друг в друга. При первом пути правообразования, еще до принятия закона, существует и реализуется субъективное право, защищенное судебными актами – в процессе становления юридических норм вкраплены элементы правореализации. При втором пути правообразования субъективное право вкраплено в уже начавшийся процесс реализации юридических норм. В одном случае правообразования включает не только установление, но и какое-то осуществление субъективного права. В другом – правореализация включает продолжающийся процесс правообразования в условиях, когда объективное право уже начало осуществляться. Правообразование – предпосылка правореализации, в то время как социальные последствия последней образуют новые условия, вызывающие вновь правообразование.

 

К формам реализации права  относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права  и применение норм права. Применение норм права является основной из форм реализации права и проходит несколько  стадий применения права.

 

Установление или анализ фактических обстоятельств юридического дела – эта стадия характеризуется  тем, что по ней выясняется, обладает ли рассматриваемый случай юридической  значимостью, попадает ли он под действие норм права или нет, нормами какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа.

 

Выбор правовой нормы, подлежащей применению – это стадия предполагает отыскание нормы права, которая  связывает с теми или иными  фактами юридические последствия.

 

Следующая стадия применения права – «уяснения и разъяснения, смысла и содержания (толкование) нормы  права». Она имеет своей целью  правильное применение содержащихся в  них предписаний к конкретным случаям жизни. Толкование норм права  это деятельность государственных  органов, различных организаций  и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержание общеобязательной воли общества, выраженный в нормах права.

 

После разъяснения и уяснения смысла, и содержание юридических  норм соответствующие органы государства  принимают решения, которые оформляются  в официальных актах. Эти акты называются актами применения права. Акт  применения права – это властное предписание органов государства, индивидуализирующее нормы права  к конкретным случаям жизни. Принятое решение в порядке, предусмотренном  нормами права, составляет содержание акта применения права. В нем обосновывается необходимость данного решения, указывается его целевое назначение.

 

Завершающей стадией применения права является осуществление контроля за реализацией принятого решения. Контрольными функциями по проверке и реализации акта применение на высшем уровне обладают Президент Российской Федерации и Конституционный Суд Российской Федерации. На ином уровне ими наделены соответствующие государственные органы и должностные лица.

 

В работе раскрыта содержание понятия реализации права, в определении  и характеристике путей им форм реализации права, рассмотрено правоприменение как особая форма реализация права.

 

Список использованной литературы:

 

   1. Лебедев В.А., теория  государства и права – Москва 2003 г.

   2. Алексеев С.С.  Теория права. – М. Бек, 1994

   3. Алексеев С.С.  Общие дозволения и общие запреты  в советском праве. – М., 1989

   4. Лившиц Р.З. Теория  права. – М: Бек, 1994

Информация о работе Формы реализации права