Функции государства: понятие, классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Функции государства - это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность.
Функции государства - это виды социальной деятельности, присущие ему как органу политической власти по управлению обществом, в которых находит свое выражение его сущность и социальное значение1.

Файлы: 1 файл

текст.docx

— 73.18 Кб (Скачать файл)

2. Децентрализованный метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.

3. Рекомендательный метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.

5. Поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов10 .

 

2. Механизм государства.

2.1. Понятие, признаки механизма государства.

Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Выделяют следующие характерные признаки механизма государства.

1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

2. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

3. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Единый и целостный механизм государства дифференцируется на составные части - органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция. К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др11.              Механизм Российского государства - это система взаимосвязанных объединенных общими принципами государственных органов, осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи. Механизму нашего государства должны быть присущи единство всех частей, их тесное и деловое взаимодействие, поскольку все органы государства осуществляют единую власть народа, опираются на одни и те же принципы образования и деятельности - демократизма, законности, разделения властей, субординации и координации, федерализма и профессионализма.

2.2.  Орган государства как элемент механизма государства: понятие, признаки, классификация.                  Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства. Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями12.                          Признаки государственного органа :                     1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в  государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.      2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.                    3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать13.           4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность14.                      5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными; б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.              6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования.             7. Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.        Органы государства классифицируются по различным основаниям:        1. По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.                    2.По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные.                       3. По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции.              Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы15.              Законодательные органы. Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином «парламент». Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах. Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.                Глава государства. Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.           Монарх в силу конституционных постановлений или сложившихся традиций обладает рядом прав в отношении парламента: созыва сессий, роспуска, назначения членов верхних палат, утверждения и опубликования законов. Он назначает (или утверждает) главу правительства и министров, но с учетом мнения фракций партийного большинства или коалиций фракций парламента. Формально он считается верховным главнокомандующим и представляет страну в международных отношениях. Но фактически эти полномочия осуществляются правительством (или соответствующим министром). В большинстве современных государств главой государства является президент, избираемый либо населением либо парламентом либо путем особой избирательной процедуры.                Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента. В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.                В парламентарных республиках президент малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть.                В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.            Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства, его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.         В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.             По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты, которые обязательны к исполнению.        Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.        Свою  много стороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации - министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства. Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т.д.                      В механизм государства входят силовые ведомства, составляющие основу властной силы государства, - вооруженные силы, органы безопасности, полиция.                  Особо выделяются в механизме государства местные органы власти. Такие органы или должностные лица назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами. Нередко наряду с назначенными должностными лицами на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства, где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1 -ФКЗ).

2. М.И. Абдулаев. Правоведение: Учебник для вузов -М.: Финансовый контроль, 2012 г. (Серия «Учебники для вузов»).

3. Общая теория права / том 2; Москва 2009 г.

4. Общая теория государства  и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2010 г.

5. Основы государства  и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г.

6. Теория государства  и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г.

7. Теория государства  и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2012 г.

8. Теория государства  и права: учебное наглядное пособие. I - Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2011 г.

9. Теория государства  и права / Под редакцией В.К Бабаева, Москва; Юристъ 2012 г.

10. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 2011 г.

 

1. Основы государства и права / Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. С 170.

2. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 2011 г. С 55.

3. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА,2010 г. С 142-144.

4. Основы государства и права /Под ред. В.А. Ржевского.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. С 183,184.

5. Теория государства и права/ Под редакцией В.К. Бабаева, Москва; Юристъ 2012 г .С 78,79, 81.

6. Теория государства и права / под редакцией В.К. Бабаева. Москва; Юристъ 2012 г. С 83, 84.

7. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2012 г. С.75-78.

8. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - 2- е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2011 г. С.152-153.

9. Теория государства и права: учебное наглядное пособие. - Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2011 г. С.36.

10. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - 2- е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2011 г. С 156, 268.

11. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г. С 156-160.

12. Общая теория государства и права: Учебник /Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2010 г. С 78.

13. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г. С 156-157.

14. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г. С 157-161.

15. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г. С 158-161.

16. Теория государства и права: Учебн. /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010 г. С 160-161.

17. Алексеев С.С Общая Теория Права / Москва 2012 г.

18. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2012 г. С 370.

19. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 10.01.2008 г. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).

20. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 10.01.2008 г. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)

21. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 2011 г. С 60.

22. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1 -ФКЗ).

23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права /Под ред. Стрекозова В.Г.- М., 2011 г. С 64.

24. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 2012 г.С 377.

25. М.И. Абдулаев. Правоведение: Учебник для вузов -М.: Финансовый контроль, 2012 г. С 194-195. - (Серия «Учебники для вузов»).

 26. М.И. Абдулаев. Правоведение: Учебник для вузов -М.: Финансовый контроль, 2012 г. С 196-197 . - (Серия «Учебники для вузов»).

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание.

Дайте определение, найдите а нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) императивную норму: б) статью, в которой содержится одна норма. Охарактеризуйте особенности федеративного устройство России.

а) Императивная норма- (лат. jus cogens) - норма, содержащая категорические предписания, которые не могут быть заменены по усмотрению лиц другими условиями их поведения17. Императивная норма-обязательное для сторон правило, установленное законом или иными правовыми актами, которое не может быть изменено соглашением сторон18. Так, ст. 422 ГК РФ устанавливает, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения19.

Императивной, например, является норма статьи 19 ГК РФ - гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени20.

Информация о работе Функции государства: понятие, классификация