Обоснование
темы диссертационного исследования.
Государственное
правовое регулирование жилищной политики
на примере субъекта РФ г.Москва
Актуальность
исследования : Государственная программа
города Москвы «Жилище» охватывает всю
жилищную сферу города, включая строительство
домов, ремонт, реконструкцию и реновацию
жилищного фонда, его управление и эксплуатацию.
Программа разрабатывалась
с учетом особенностей Москвы как крупнейшего
мегаполиса со столичными, административными
и финансовыми функциями, в котором должны
быть созданы комфортные условия для проживания.
Москва в «старых» границах
занимает площадь более 108,1 тыс. га, на
которой доля территорий жилых зон составляет
23%. Объем строительства жилья в столице
с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв.
м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет
городского бюджета. В прошлом году московские
строители ввели в эксплуатацию 2,5 млн
кв. м жилых домов, превысив показатели
2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн
«квадратов». Тем не менее ведущим сегментом
жилищного строительства в Москве является
возведение жилых домов за счет инвесторов.
В то же время за последнее десятилетие
остаются актуальными проблемы доступности
жилья для жителей города; отсутствие
развитого рынка найма жилых помещений;
старение жилого фонда; низкий уровень
комфорта жилой застройки. Все это в совокупности
требует концептуально новых подходов
решения проблем в сфере жилищного строительства.
Среди приоритетных задач новой
программы - выполнение обязательств по
обеспечению жильем льготных категорий
граждан и молодых семей, переселение
жителей пятиэтажек первого периода индустриального
домостроения, завершение строительства
жилых зданий по инвестиционным контрактам
с участием города, создание цивилизованного
рынка аренды жилья, развитие гостиничной
отрасли города, анализ возможностей перепрофилирования
нежилой недвижимости.
В рамках
выполнения программы предполагается
ежегодно:
· строить по 2,5 млн кв. м жилья;
· ремонтировать не менее 4,5
млн кв. м в жилых домах;
· направлять на реализацию городских
жилищных программ 760
тыс. кв. м жилья.
Оценка эффективности выполнения
программы «Жилище» производится по таким
показателям, как годовой объем ввода
жилья (тыс. кв. м); количество семей, относящихся
к льготным категориям, которые улучшили
жилищные условия в результате выполнения
программы; уровень обеспеченности населения
жильем (Московский регион, кв. м /чел.);
годовой объем ввода гостиниц (шт./мест)
и др.
Планируется,
что в результате реализации программы:
· 12,7
тыс. семей смогут приобрести квартиры
с помощью субсидий из городского бюджета;
· за счет городского жилого фонда будут
улучшены жилищные условия 75,5
тыс. семей;
· к 31 декабря 2016 года на 100% будет завершено строительство
по ранее заключенным инвестиционным
контрактам;
· завершена ликвидация домов подлежащих
сносу серий I периода индустриального
домостроения;
· введены бездотационные дома общей площадью
424 тыс. кв. м;
· уровень обеспеченности населения жильем
составит 24 кв. м/чел.;
· введены в эксплуатацию 177 гостиниц с
номерным фондом свыше 51 тыс. единиц;
· выполнен капитальный ремонт жилых домов
в объеме 23,5 млн кв. м.
Программу планируется реализовать
в течение пяти лет: с 2012 по 2016 год. Контроль
за ее выполнением возложен на заместителя
мэра Москвы по вопросам градостроительной
политики и строительства Марата
Хуснуллина. Программа была утверждена
в 2011 г. постановлением московского
правительства.
Государственная программа
города Москвы на среднесрочный период
(2012-2016 гг.) "Жилище"постановление
Правительства Москвы № 454-ПП от 27.09.2011
г. Государственная программа
города "Жилище" (2012-2016 гг.) утверждена
с целью создания системы улучшения жилищных
условий для жителей города с учетом их
потребностей, имущественной обеспеченности
и имеющихся государственных обязательств;
повышения комфортности и безопасности
условий проживания в городе, улучшения
качества жилищного фонда, развития системы
управления жилищным фондом; создания
комфортных условий временного проживания
гостей столицы.
Предмет
исследования:
1.Создание взаимоувязанной по задачам
и ресурсам системы улуч-
шения жилищных условий для жителей города
Москвы с учетом их
потребностей, имущественной обеспеченности
и имеющихся госу-
дарственных обязательств.
2.Повышение комфортности и безопасности
условий проживания в
городе Москве, улучшение качества жилищного
фонда, развитие си-
стемы управления жилищным фондом в городе
Москве.
3.Создание
комфортных условий временного проживания
гостей
столицы.
Объект
исследования:
Государственная программа
«Жилище» состоит из 8 подпрограмм, которые
содержат мероприятия, обеспечивающие
решение поставленных задач.
Подпрограмма 1 «Завершение
строительства по инвестиционным контрактам».
Подпрограмма 2 «Реновация существующей
жилой застройки».
Подпрограмма 3 «Капитальный
ремонт и модернизация жилищного фонда»
Подпрограмма 4 «Создание цивилизованного
рынка найма и аренды жилья. Развитие системы
улучшения жилищных условий граждан»
Подпрограмма 5 «Развитие гостиничной
отрасли города Москвы. Увеличение количества
мест для временного проживания»
Подпрограмма 6 «Комплексная
застройка земельных участков в Москве
и Московской области»
Подпрограмма 7 «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством, в том
числе молодых семей»
Подпрограмма 8 «Управление
и эксплуатация жилищного фонда в городе
Москве. Благоустройство дворовых территорий»
Предполагается, что
в результате реализации Программы будет
введено в эксплуатацию 12,7 млн. кв. м жилья,
завершится ликвидация подлежащих сносу
серий домов 1-го периода индустриального
домостроения, будут введены бездотационные
дома общей площадью 424 тыс. кв. м, 177 гостиниц,
уровень обеспеченности населения жильем
составит 24 кв. м/чел.
Всего на реализацию
Программы из бюджета города планируется
затратить 724,038 млрд руб., из внебюджетных
источников планируется привлечь 1,398 трлн
руб.
Задачи программы
- Завершение строительства жилых зданий
по инвестиционным
контрактам с участием Правительства
Москвы.
- Реновация существующей жилой застройки:
- Завершение ликвидации подлежащих сносу
серий жилых домов 1-го периода индустриального
домостроении.
- Реновация кварталов с домами «несносимых» серий.
- Реконструкция отдельных жилых домов
в районах реновации с этажей.
- Анализ возможностей перепрофилирования
нежилой недвижимо-
сти.
- Капитальный
ремонт и модернизация существующего
жилищного фонда.
- Создание
цивилизованного рынка найма и аренды
жилья. Развитие системы улучшения жилищных условий
граждан:
- Строительство доходных и бездотационных
домов для различных категорий граждан.
- Легализация существующего рынка найма
жилья.
- Развитие системы найма жилых помещений
из жилищного фонда города Москвы и жилищного
фонда, находящегося в собственности физических и юридических
лиц, нацеленной на удовлетворение потребности в жилых
помещениях различных категорий жителей города Москвы
с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности.
- Развитие механизмов замещения бюджетных
средств в жилищной сфере внебюджетными средствами.
Создание условий бизнес-сообществу для привлечения средств с длительным сроком окупаемости.
- Создание условий для обеспечения деятельности жилищностроительных кооперативов (ЖСК) и молодежных ЖСК (созданных, в том числе, из числа
граждан, состоящих на жилищном учете и учете нуждающихся
в содействии города Москвы в улучшении
жилищных условий).
- Развитие системы улучшения жилищных
условий для жителей города Москвы, направленной
на приобретение жилых помещений с использованием рассрочки
платежа, ипотечного жилищного кредитования и зачета
стоимости имеющихся в собственности этих граждан жилых помещений.
- Определение стратегии развития и использования
фонда общежитий.
- Развитие
гостиничной отрасли города Москвы, увеличение
количества мест для временного проживания:
- Строительство коллективных средств
размещения (гостиниц для длительного
проживания, малых гостиниц), в том числе
на базе плавательных средств, для сокращения
дефицита мест временного проживания.
- Реконструкция и приспособление для
гостиничных функций общежитий, находящихся в собственности г. Москвы.
- . Комплексная застройка привлеченных под жилищное строительство участков в Москве и Московском
регионе:
- Координация работ по комплексной застройке
земельных участков на реорганизуемых территориях
(включая развитие транспортной, инженерной и социальной
инфраструктуры).
- Жилищное строительство на земельных
участках Фонда «РЖС.
- Разработка новых типов жилых домов с
гибкой планировочной конструктивной
системой.
- Формирование специализированного (в
т.ч. мобильного) жилищного фонда.
- Выполнение
государственных обязательств по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным и городским законодательством, в том числе молодых
семей:
- Комплексная проверка очереди на улучшение
жилищных условий;
- Предоставление очередникам жилых помещений
в многоквартирных и малоэтажных домах,
построенных (приобретенных) за счет средств
городского бюджета;
- Строительство и реконструкция жилых
объектов собственности города Москвы;
- Оказание финансовой поддержки в жилищной сфе-ре(предоставление социальных
и единовременных выплат установленным категориям граждан);
- Развитие системы государственной поддержки
в решении жилищной проблемы молодых семей
и многодетных семей;
- Совершенствование
системы управления жилищным фондом в
городе Москве, развитие системы эксплуатации
жилищного фонда и благоустройство дворовых
территорий:
- Повышение эффективности управления
недвижимостью, находящейся в собственности города.
- Создание системы специализированных
операторов в сфере жилищного строительства и управления
недвижимостью.
- Развитие системы единого учета объектов
жилищного фонда города Москвы. Обеспечение паспортизации жилищного фонда города Москвы.
- Осуществление комплекса мер по обеспечению
безопасной эксплуатации, ремонту, благоустройству
недвижимости, в том числе находящейся
в собственности города.
- Дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение количества застрахованных
жилых помещений и объектов общего имущества
собственников в многоквартирных домах от рисков
гибели, утраты и повреждения.
- Участие города Москвы в регулировании
рынка недвижимости путем использования
государственного имущества города Москвы и разработки мер регулирования
в жилищной сфере.
Этапы и сроки реализации программы
- Программа реализуется в два этапа:
- 1 этап* 01 01 2012 — 31 12 2014 гг (завершение сноса домов 1-го периода индустриального домостроения,
завершение строительства по действующим
инвестиционным контрактам).
- 2 этап: 01.01.2015-31.12.2016
Ожидаемые основные результаты реализации
программы:
- На 31.12.16 введено в эксплуатацию 12,7 млн.
кв. м. жилья за счет всех источников финансирования,
в т.ч. за счет городского бюджета — 3,8
млн. кв. м.
- Завершено строительство по ранее заключенным
инвестиционным контрактам, 100%.
- Завершена
ликвидация подлежащих сносу серий домов I-го пе-
риода индустриального домостроения.
- Введены
бездотационные дома общей площадью 424
тыс. кв. м.
- Выполнены
в соответствии с утвержденными показателями госу-
дарственные обязательства (за счет жилищного
фонда города и социальных выплат) по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным
законодательством и законодательством города
Москвы: 88,0 тыс. семей; 208,0 тыс. чел.
- Уровень
обеспеченности населения жильем (Московский
регион)
составил 24 кв. м /чел.
- Выполнен
капитальный ремонт жилых домов в объеме
23,5 млн.
кв. м.
- Введены
в эксплуатацию 177 гостиниц с номерным
фондом свы-
ше 51 тыс. ед.
- Получила дальнейшее развитие комплексная
система страхования в жилищной сфере города Москвы.
Список литературы диссертационного
исследования:
- Постановление Правительства
Москвы от 26 июля 2011 г. N 336-ПП "Об утверждении
Положения о Государственной жилищной
инспекции города Москвы" (с изменениями
и дополнениями)
- Государственная программа
города Москвы на среднесрочный период
(2012-2016 гг.) "Жилище» постановление Правительства
Москвы № 454-ПП от 27.09.2011 г.
Пронина Л.И. Новые законы, организации
и отношения в системе ЖКХ. – Журнал руководителя
и главного бухгалтера ЖКХ: МЦФЭР. – 2010.
– часть 11. – 64 с.