Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Государственное принуждение и его виды
1.1. Государственное принуждение………………………………………4
1.2. Административное принуждение – один из видов государственного принуждения………………….8
Глава 2. Меры государственного принуждения
2.1. Соотношение социальной и юридической ответственности ……13
2.2. Правонарушение как основание юридической ответственности, её принципы и виды …………….18
Заключение…………………………………………………………..23
Список источников…………………………………………………24

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

По дисциплине: Административное право

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Тема: «Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки»

                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………3

 

Глава 1. Государственное  принуждение и его виды

         1.1. Государственное принуждение………………………………………4

         1.2. Административное принуждение – один из видов государственного принуждения……………………………………………………………………..8

 

Глава 2.  Меры государственного принуждения

2.1. Соотношение социальной и юридической ответственности ……13

2.2. Правонарушение как основание юридической ответственности, её принципы и виды ………………………………………………………..18

 

Заключение…………………………………………………………..23

Список источников…………………………………………………24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной работы является государственное принуждение. Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Убеждение и принуждение, как методы государственного управления, явления социальные, так как они находят свое проявление в содержании связей между участниками конкретных общественных отношений.

Цель работы состоит в изучении понятия государственного принуждения и его видов.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие государственного принуждения;
  • Изучить виды государственного принуждения на примере административного принуждения.

Принуждение существует во всяком человеческом общежитии и  является необходимым элементом всякой социальной организации. В доклассовом обществе оно базировалось на авторитете старейшин, вождей племен и т.п., в классовом обществе — на власти государства. Следовательно, принуждение теснейшим образом связано с государственной властью и определяет качество этой власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное принуждение и его виды

 

1.1. Государственное принуждение

 

Для каждой стадии социально-экономического развития общества свойственна собственная основа формирования государственных учреждений (государственной власти), системы права, методов управления и т.п. Таким образом, объективные закономерности определяют как те цели, которые мы перед собой ставим, так и возможности, в том числе способы и средства, т.е. методы воздействия на общественные отношения, имеющиеся для достижения этих целей.

Управление делами государства, реализация исполнительной власти, обеспечение дисциплины и правопорядка осуществляются с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих способов выступают два универсальных метода государственного управления — убеждение и принуждение.

Проблема убеждения  и принуждения в современном  обществе — это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Я считаю, что убеждение  и принуждение как методы государственного управления — это явления социальные, поскольку они реализуются в связях между участниками конкретных общественных отношений. Эти методы, представляя собой систему способов организующего воздействия государства (органа управления, должностного лица) на сознание и поведение людей, являются необходимым условием нормального функционирования общества в целом, любого государственного объединения, любого процесса управления.

Социальное назначение и эффективность этих методов  определяется тем, что они:

а) обусловлены общими социально-экономическими закономерностями развития современного общества;

б) должны находиться в неразрывном единстве;

в) зависят от того, насколько правильно, социально адекватно 
отражают требования жизни, экономические и политические потребности развития общества;

г) основаны на соотношении убеждения и принуждения, обусловливаемом сущностью и состоянием общества и государства, 
которое может быть тоталитарным, полицейским или демократическим, правовым.

Я убеждена в том, что Российское государство, будучи по самой своей природе демократическим государством, не может строить отношения с населением на каких-либо иных основах, кроме убеждения граждан в правильности своей политики и принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Убеждение и принуждение используются государством не во имя каких-то абстрактных целей, а в интересах создания необходимых условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Следовательно, суть соотношения  убеждения и принуждения состоит  в том, что они взаимно дополняют  друг друга, способствуя достижению одних и тех же целей.

Главное заключается  в том, что Российское государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения и принуждения в современном обществе.

В качестве основного  метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их Должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

При воздействии на сознание людей путем убеждения у личности создаются внутренние моральные стимулы, потребность правомерного поведения, принуждение же заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан.

Таким образом, на мой взгляд, под содержанием убеждения и принуждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

Содержание метода убеждения весьма разнообразно и выражается в воспитательной, организаторской и пропагандистской работе, в разъяснении решений, принимаемых органами государственной власти, в широкой системе поощрений.

Убеждение далеко не всегда оказывается достаточным средством воздействия в отношении отдельных лиц, нарушающих нор мы поведения в обществе. Поэтому государство, защищая права и свободы граждан, интересы общества, принуждает лиц, не поддающихся мерам убеждения и общественного воздействия, к соблюдению порядка, устанавливает различные виды ответственности за совершение правонарушений. Убеждение при этих обстоятельствах перестает быть единственным средством воздействия. Возникает объективная необходимость применения принуждение. При этом органы государственного управления используют принуждение в целях искоренения антиобщественных явлений, охраны собственности, воспитания дисциплины труда и организованности.

Принуждение обусловлено  объективными потребностями развития   общества, является свойством государственной власти, поскольку оно — необходимый элемент всякой социальной организации и «качество всякой власти».

Государственное принуждение, в зависимости от характера общественно опасного деяния (события) и непосредственного объекта воздействия подразделяется на физическое и психическое (угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Его цель — заставить конкретные субъекты права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий. Принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта, при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

Государственное принуждение  опосредуется в праве, выступает  в форме правового принуждения и выражается в конкретных принудительных мерах, применяемых компетентными государственными органами. К ним относятся:

1. меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, материальной);

2. меры пресечения и административно-предупредительные меры принудительного характера (например, таможенный досмотр, меры карантинного характера, принудительное медицинское освидетельствование и др.).

В качестве непосредственного  объекта физического принуждения выступают личность и материальное положение юридического лица. Физическое принуждение может выражаться в конкретных мерах, т.е. в определенных ограничениях, лишении некоторых благ, имеющихся в распоряжении субъекта.

Принуждение характеризуется  рядом признаков. Оно является в полной мере правовым, подчиняется общим принципам права, применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления  оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия. Тем самым гарантируются права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что назначение принуждения состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. В этих условиях особое значение приобретает неизбежность наказания. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательный и устрашающий элементы, которые, однако, носят подчиненный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

 

1.2. Административное принуждение – один из видов

государственного  принуждения

 

Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит  государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения «(основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.»1 Государственное принуждение, «опосредствуясь в праве, выступает в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.»2 В праве выделяют 4 вида мер юридического (правового) принуждения:

  • Дисциплинарное;
  • Материальное (гражданско-правовое);
  • Уголовное;
  • Административное.

Административное принуждение  является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение,  играет важную роль в  охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий.3 Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в  установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать и, в-третьих, предупреждать правонарушения.

Административное правонарушение (проступок) - негативное  социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права... общественным и личным интересам (благам). В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.4 Поэтому целью применения мер административного принуждения является «защита охраняемых правом общественных отношений»5.

Я считаю, что меры административного  принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения). В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что «административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями».6 Также, Д.Н. Бахрах отмечает, что «всякую принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав... Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата»7.

Информация о работе Государственное принуждение: понятие, сущность, признаки