Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:48, доклад

Описание работы

В теории административного права, вопросами государственного управления изначально занимались Ю. Козлов и Ю.Н. Старилов, которые в 1968 году предложили «новаторский подход» к понятию государственное управление. Согласно их точки зрения государственное управление – это, есть государственно значимая деятельность властных лиц, направленная на реализацию используемых полномочий. В дальнейшем данное определение претерпело изменения.

Файлы: 1 файл

Доклад по административному праву.docx

— 18.30 Кб (Скачать файл)
Государственное управление как вид государственной  деятельности и сфера действия норм административного права
1. Понятие управления как сферы  применения норм административного  права.
Виды  управления

 

В теории административного  права, вопросами государственного управления изначально занимались Ю. Козлов и Ю.Н. Старилов, которые в 1968 году предложили «новаторский подход» к  понятию государственное управление. Согласно их точки зрения государственное управление – это, есть государственно значимая деятельность властных лиц, направленная на реализацию используемых полномочий. В дальнейшем данное определение претерпело изменения.

Управление – функция  сложных организованных систем любой природы, направленное на сохранение ее структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию ее программных целей. По своему содержанию – это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Объектами управления могут  быть вещи (управление вещами), явления  и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом  управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.). 

Любое управление основано на двух элементах:

- Согласование (координация) - это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.

- Подчинение – властное воздействие субъекта на определенный круг лиц.

Выделяются три основных вида управления:

- техническое управление;

- биологическое управление;

- социальное управление.

Первый вид – техническое управление – это полезная деятельность индивидуума направленная на управление сложными материальными объектами в целях выполнения ими своих функций.

Признаки технического управления:

- одной из сторон выполнения  является сложный объект (например, ручка – сложный объект потому, что ее можно разобрать и собрать, а карандаш – простой потому, что имеет только одну функцию – чертить);

- наличие государственных санкционированных технических правил (ГОСТы);

- возможность исключения из отношения правовых регуляторов (законов);

- наличие опосредованности  в управленческом процессе (один  технический объект воздействует  на комплекс других).

В рамках правовой регламентации  данное управление необходимо для определения  критериев технико-социальных критериев  безопасности.

Второй вид – биологическое управление – это властное воздействие неинициативного элемента направленное на сохранение целостности всей системы.

Бывают два типа биологического управления:

- внешние биологическое управление;

- внутренние биологическое управление.

Особенности биологического управления:

- все участники не обладают самосознанием;

-  отсутствие регуляторов  социального порядка;

- наличие единой цели  допускающей частичное изменение  системы (как правило до    60 %).

Данный вид управления необходим для исключения отношения  их норм правового сектора.

Третий вид – социальное управление – это инициативное властное воздействие субъекта на подчиненный  круг лиц в целях достижения общих  задач.

Признаки социального  управления:

- наличие самосознания  у всех субъектов;

- наличие социального регулятора (закон, обычай, традиция и т.п.);

- наличие социальных последствий  за нарушение;

- обязательно вовлечение  в отношение третьих субъектов (арбитр, судья, социальная группа).

Социальное управление бывает следующих видов:

- общественное управление;

- муниципальное управление;

- государственное управление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

 

2. Государственная исполнительная  власть и государственное управление  как вид государственной деятельности (взаимосвязь и соотношение) 

 

Государственная власть в  Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Особое место в системе  занимает Президент РФ, который юридически не входит не в одну из трех ветвей власти, но является высшим должностным лицом.

Государственная власть в  стране при определенных своих полномочиях  основана на двух элементах:

- властные предпосылки  (законы, законодательные и нормативные  акты, обычаи, традиции);

-  структурное решение  (властное предписание).

Исполнительная власть при  своих функциях основана на трех элементах:

- общие предписания, т.е.  решения представительной, президентской  и правительственной власти;

-    органы власти, т.е. реализация исполнительной  власти через систему специальных  исполнительных органов власти;

-   волевые импульсы, проявляются в принятии управленческих  решений и организации их исполнения  в прoцecce и в результате осуществления  управленческой деятельности.

Волевые импульсы бывают:

- инициативными;

- нормативными (санкционированными);

- социальными;

- не обладающими осознанием (стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия);

- международными (война).

Исполнительная власть является неотъемлемым звеном в любом государстве.

 

3. Характерные особенности и  структура государственного управления  как вида государственной деятельности (исполнительной власти)

 

Все виды государственной  деятельности по их месту в системе  реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы:

- Родовая консолидированная  – по своему внутреннему содержанию  деятельность органов каждой  из этих трех ветвей власти  является сложной и консолидированной,  так как включает в себя  несколько форм, но лишь одна  из которых есть главная и  определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти  главным и определяющим видом  их деятельности является законодательная,  а для исполнительной – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность.

- Видовая специализированная  – ее формы государственной  деятельности являются производными  от трех родовых ветвей государственной  власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного  по правам человека и его  аппарата.

- Функциональная – формы  государственной деятельности, содержанием  которых являются специфические  функции различных правоохранительных  и иных государственных органов,  осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность.

Исполнительные властные отношения в своей деятельности, основываются на трех признаках:

- практически организующий  характер – желание, умение  и способности органов исполнительной  власти организовать практическое  исполнение общих предписаний  и норм федеральных и субъектов  Федерации, указов Президента  РФ до требуемого конкретного  результата;

-  непрерывный и циклический характер – государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой, и так далее;

- исполнительно-распорядительный  характер – практическая реализация  общих требований и предписаний  законов и актов президентской  власти.

Выделяют следующую структуру  административных отношений:

- субъекты;

- объекты;

- отрасли;

- процессы;

- функции;

- формы; 

- методы;

- стили.

Первых два элемента являются обязательными, а остальные факультативными.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

1. Конин Н.М.  Административное право России  в вопросах и ответах. Учебное  пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 256 с.

2. Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 189 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера действия норм административного права