Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 15:48, доклад
В теории административного права, вопросами государственного управления изначально занимались Ю. Козлов и Ю.Н. Старилов, которые в 1968 году предложили «новаторский подход» к понятию государственное управление. Согласно их точки зрения государственное управление – это, есть государственно значимая деятельность властных лиц, направленная на реализацию используемых полномочий. В дальнейшем данное определение претерпело изменения.
В теории административного
права, вопросами государственного
управления изначально занимались Ю. Козлов
и Ю.Н. Старилов, которые в 1968 году
предложили «новаторский подход» к
понятию государственное
Управление – функция сложных организованных систем любой природы, направленное на сохранение ее структуры, поддержание режима функционирования, направленного на реализацию ее программных целей. По своему содержанию – это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объектами управления могут быть вещи (управление вещами), явления и процессы (управление процессами), люди (управление людьми), а субъектом управления всегда выступает человек (оператор, распорядитель, руководитель и т.д.) или коллективное образование — администрация (дирекция, руководство, командование и т.д.).
Любое управление основано на двух элементах:
- Согласование (координация) - это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность.
- Подчинение – властное воздействие субъекта на определенный круг лиц.
Выделяются три основных вида управления:
- техническое управление;
- биологическое управление;
- социальное управление.
Первый вид – техническое управление – это полезная деятельность индивидуума направленная на управление сложными материальными объектами в целях выполнения ими своих функций.
Признаки технического управления:
- одной из сторон выполнения является сложный объект (например, ручка – сложный объект потому, что ее можно разобрать и собрать, а карандаш – простой потому, что имеет только одну функцию – чертить);
- наличие государственных санкционированных технических правил (ГОСТы);
- возможность исключения из отношения правовых регуляторов (законов);
- наличие опосредованности
в управленческом процессе (один
технический объект
В рамках правовой регламентации данное управление необходимо для определения критериев технико-социальных критериев безопасности.
Второй вид – биологическое управление – это властное воздействие неинициативного элемента направленное на сохранение целостности всей системы.
Бывают два типа биологического управления:
- внешние биологическое управление;
- внутренние биологическое управление.
Особенности биологического управления:
- все участники не обладают самосознанием;
- отсутствие регуляторов социального порядка;
- наличие единой цели
допускающей частичное
Данный вид управления необходим для исключения отношения их норм правового сектора.
Третий вид – социальное управление – это инициативное властное воздействие субъекта на подчиненный круг лиц в целях достижения общих задач.
Признаки социального управления:
- наличие самосознания у всех субъектов;
- наличие социального регулятора (закон, обычай, традиция и т.п.);
- наличие социальных
- обязательно вовлечение в отношение третьих субъектов (арбитр, судья, социальная группа).
Социальное управление бывает следующих видов:
- общественное управление;
- муниципальное управление;
- государственное управление.
Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).
Прямые связи – целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.
Обратные связи – канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.
Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
2. Государственная
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исполнительная власть – ветвь
государственной власти, деятельность
по управлению делами государства и общества,
осуществляемая системой государственных
органов, которые наделены исполнительно-
Особое место в системе занимает Президент РФ, который юридически не входит не в одну из трех ветвей власти, но является высшим должностным лицом.
Государственная власть в стране при определенных своих полномочиях основана на двух элементах:
- властные предпосылки (законы, законодательные и нормативные акты, обычаи, традиции);
- структурное решение (властное предписание).
Исполнительная власть при своих функциях основана на трех элементах:
- общие предписания, т.е. решения представительной, президентской и правительственной власти;
- органы власти,
т.е. реализация
- волевые импульсы,
проявляются в принятии
Волевые импульсы бывают:
- инициативными;
- нормативными (санкционированными);
- социальными;
- не обладающими осознанием (стихийные бедствия, чрезвычайные происшествия);
- международными (война).
Исполнительная власть является неотъемлемым звеном в любом государстве.
3. Характерные особенности и
структура государственного
Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы:
- Родовая консолидированная
– по своему внутреннему
- Видовая специализированная
– ее формы государственной
деятельности являются
- Функциональная – формы
государственной деятельности, содержанием
которых являются
Исполнительные властные
отношения в своей
- практически организующий
характер – желание, умение
и способности органов
- непрерывный и циклический характер – государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой, и так далее;
- исполнительно-
Выделяют следующую структуру административных отношений:
- субъекты;
- объекты;
- отрасли;
- процессы;
- функции;
- формы;
- методы;
- стили.
Первых два элемента являются обязательными, а остальные факультативными.
Список использованных источников
1. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 256 с.
2. Макарейко Н.В. Административное право. Конспект лекций. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2009. – 189 с.