Государственное управление межотраслевой сферой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

В своей контрольной работе, я, на основе полученных в ходе обучения знаний, попытаюсь правильно и объективно раскрыть и изучить заданную ранее тему.
Задачи контрольной работы, по сути, предопределяются целью и состоят в том чтобы:
дать понятие и рассмотреть сущность межотраслевого управления;
изложить административно-правовые основы регулирования межотраслевого управления;
подвести итоги и дать заключение по данной теме;
решить поставленную задачу.

Содержание работы

1. Введение 2-3
2. Понятие и сущность межотраслевого государственного управления 4-7
3. Административно – правовые основы регулирования межотраслевого
управления 8-9
4. Организация управления в особых и чрезвычайных ситуациях 10-12
5. Заключение 13-14
6. Решение задач 15-22
7. Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

жжжжжжжжжжжж.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Тема IV «Государственное управление межотраслевой сферой»

  1. Введение          2-3
  2. Понятие и сущность межотраслевого государственного управления  4-7
  3. Административно – правовые основы регулирования межотраслевого

управления          8-9

  1. Организация управления в особых и чрезвычайных ситуациях  10-12
  2. Заключение          13-14
  3. Решение задач         15-22
  4. Список использованной литературы      23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В своей контрольной работе, я  хотела бы более подробно изучить  тему «Государственное управление межотраслевой сферой». Сам термин «управление» происходит от латинского слова администрация и в буквальном смысле означает деятельность по руководству чем-либо или кем-либо. Употребление этого термина весьма разнообразно и зависит от того, какой наукой он рассматривается. Для выявления определённых закономерностей и исследования происходящих явлений необходимо определить то понятие, которое могло бы быть относительно универсальным для всех наук. Например, в  философском энциклопедическом словаре определение управления понимается как элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающий сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности. Государственное управление - важнейший вид социально значимой деятельности, обеспечивающей организацию и системное взаимодействие всех заинтересованных субъектов в экономической, социальной, культурной деятельности, создающей гарантии реализации их прав и обязанностей при соблюдении интересов общества, государства, граждан и их объединений в рамках действующего законодательства.

В процессе государственно - управленческой деятельности исполнительных органов  и должностных лиц используются различные способы осуществления  управляющего воздействия, в которых с наибольшей наглядностью проявляется содержание государственной деятельности по управлению важнейшими сферами жизни общества.

Именно управленческие связи по универсальному типу «субъект-объект»  в максимальной степени выражают содержание повседневного процесса функционирования всех звеньев государственно-властного механизма, созданного для претворения в жизнь управленческой миссии государства.

Использование в рамках управленческой деятельности различных форм и методов  управления обусловливается целями, задачами и функциями государственного управления. Формы управления призваны обеспечить наиболее целесообразное выполнение функций управления и достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Управленческая деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих осуществляется в определенных формах, каждая из которых обусловлена задачами и функциями управления и имеет особое содержание. Всякая деятельность по управлению характеризуется собственным содержанием, то есть конкретными связями, принципами, процессами, участниками и элементами; всякое содержание управления имеет конкретную форму своего внешнего выражения.

В государственном управлении выделяется в отдельный вид межотраслевое управление. Органами государственного управления принято считать государственные комитеты, которые осуществляют надведомственное управление. Такой подход к определению субъектов отраслевого и межотраслевого управления в основном присущ науке административного права 60-80 годов прошлого столетия.

В современное время достаточно затруднительно провести четкие границы  между субъектами отраслевого и  межотраслевого управления, так как  они имеют больше скорее общих  признаков, чем отличительных  особенностей.

В своей контрольной работе, я, на основе полученных в ходе обучения знаний, попытаюсь правильно и  объективно раскрыть  и изучить  заданную ранее тему.

Задачи контрольной работы, по сути, предопределяются целью и состоят  в том чтобы:

  1. дать понятие и рассмотреть сущность межотраслевого управления;
  2. изложить административно-правовые основы регулирования межотраслевого управления;
  3. подвести итоги и дать заключение по данной теме;
  4. решить поставленную задачу.

При разрешении поставленных задач, для  достижения цели исследования, я буду использовать следующую литературу: Конституцию Республики Беларусь, законодательные акты, учебную литературу по административному праву.

Структура моей контрольной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три вопроса, заключение, задачу, список использованной литературы. Контрольная работа выполнена на 23 страницах компьютерного текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и сущность межотраслевого государственного управления

Административно-правовое регулирование  представляет собой механизм нормативного упорядочения организации и деятельности субъектов и объектов управления и формирования устойчивого правового порядка их функционирования, причем, как и административное управление, оно распространяется на многие сферы государственной и общественной жизни.

Успешное решение задач государственного управления в различных отраслях социально-политической, социально-культурной и экономической деятельности во многом зависит от организации и  осуществления межотраслевого управления.

Межотраслевое государственное управление — это особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которой является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции. Более подробно понятие «межотраслевое государственное управление» можно обозначит следующим образом: это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными межведомственными полномочиями относительно организационно не подчиненных им объектов, во время которой обеспечиваются слаженность и единство действий при решении общегосударственных и межотраслевых задач.

 Отличие межотраслевого управления от отраслевого, заключается в том, что последнее, представляет собой совокупность вертикальных правоотношений, а при межотраслевом управлении имеют место горизонтальные отношения, то есть отношения субъектов, организационно не подчиненных друг другу. Межотраслевая исполнительная и распорядительная деятельность возложена в основном на государственные комитеты, службы, администрации и инспекции Республики Беларусь, а в некоторых случаях на министерства. Эти органы осуществляют межотраслевую координацию по вопросам, относящимся к их компетенции, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности [7; 56]. Сфера деятельности органов межотраслевого намного шире, чем у органов отраслевого управления. Связано это с тем, что их компетенция носит надведомственный характер и распространяется на все или несколько отраслей управления.

Надведомственность полномочий органов  межотраслевого характера проявляется  в том, что их акты, содержащие правовые нормы, обязательны для других органов исполнительной власти и организаций, не входящих в систему соответствующего органа межотраслевого управления.

Для субъектов межотраслевого управления характерными методами реализации их деятельности являются координация, согласование и взаимодействие с соответствующими органами управления при выполнении возложенных на них межотраслевых задач и функций.

Поскольку правовые формы управления имеют юридическое установление и содержание, то они влекут соответствующие  правовые последствия. Правовая форма управления характеризуется следующими признаками:

  • установление в нормативном акте;
  • наличие государственно - властной природы;
  • подзаконность управленческих действий и подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц;
  • главное содержание - исполнительно-распорядительная деятельность. [6; 800]

Среди форм управления выделяют:

  • -установление норм права (правотворчество);
  • -применение норм права (издание индивидуальных актов управления);
  • -проведение организационных действий;
  • -осуществление материально-технического обеспечения этих действий.

Выделяют следующие две наиболее общие и крупные группы форм управленческой деятельности:

  • правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного права;
  • неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления.

Рассмотрение вопроса о формах управления влечет за собой анализ другого правового явления в управленческой теории и практике - метода осуществления управленческих действий. Методы осуществления управленческих действий - способы (приемы) воздействия органа исполнительной власти (должностного лица) как субъекта управления на объект управления, который используется для достижения поставленных целей и задач государственного управления.

Характерные признаки методов управления:

1) Методы управления тесно связаны  с целевым назначением этого  вида государственной деятельности  как особого варианта практической реализации единой государственной власти.

2) Методы управления выражают  упорядочивающее воздействие субъектов  исполнительной власти на соответствующие  объекты.

3) Методы управления находят  свое непосредственное выражение  в связях между субъектами  и объектами государственного управления.

4) Методы управления используются  субъектами исполнительной власти  в качестве средств реализации  закрепленной за ними компетенции.

5) Метод управления всегда имеет  своим адресатом соответствующий  объект.

6) Учитывая многообразие приемов и способов реализации управления, метод управления является определенной возможностью решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.

7) В методах управления в определенном  объеме выражается публичный  интерес, управляющая воля государства.

8) Метод управления всегда непосредственно  выражает полномочия юридически-властного  характера, исходящие от государства  и его исполнительного аппарата.

9) Для методов управления характерна  правовая форма их практического  выражения, что проявляется в правовых актах управления.

10) Выбор конкретных методов  управления зависит от особенностей  организационно-правового статуса  субъектов исполнительной власти  и объектов управления.

Методы управления подразделяются на:

  1. методы управляющего воздействия, которые называются также административно-правовыми методами. Они всегда имеют юридически властное значение и выражение;
  2. методы организации работы аппарата управления (имеют частное значение);
  3. методы совершения отдельных управленческих действий (имеют процедурный характер).

Административные методы можно  классифицировать по различным основаниям:

  • в зависимости от формы выражения административные методы управления могут быть правовыми (содержатся в нормативно-правовых актах и имеют свое правовое содержание) и организационными (характеризуются осуществлением организационно-управленческих действий);
  • на основе административно-правовых признаков выделяются нормативные (применяются в целях принятия нормативных правовых актов) и индивидуальные (применяются с целью принятия индивидуального административного акта);
  • по степени управляющего воздействия на объекты управления различают императивные, уполномочивающие и поощрительно-рекомендательные методы управления.

Императивные методы содержат запреты, прямые административные команды, государственно-властные предписания. Уполномочивающие методы разрешают совершать определенные действия или принимать соответствующие акты управления. Поощрительно-рекомендательные методы содержат поощрения и рекомендации по осуществлению соответствующих действий.

Информация о работе Государственное управление межотраслевой сферой