Государственное управление в области промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 00:11, реферат

Описание работы

В развитии промышленности в Российской Федерации и организации ее функционирования, наряду с деятельностью хозяйствующих субъектов, большую роль играет государственное управление.
Под промышленностью понимается отрасль экономики, которая охватывает переработку сырья, разработку недр, производство промышленных товаров, производство энергии и энергоносителей, ремонтно-восстановительные работы, а также деятельность по переработке (утилизации) или уничтожению твердых, жидких и газообразных отходов, возникающих в ходе производственных процессов.

Содержание работы

Содержание управления в области промышленности…………………3

Государственное управление……………………………………………...7

Проблемы и возможные варианты их решения…………………………11

Список, используемой литературы………………………………………15

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 35.03 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии выполняет функции компетентного  административного органа Российской Федерации в соответствии с Соглашением  о принятии единообразных технических  предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и  частей, которые могут быть установлены  или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного  признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенным в Женеве 20 марта  1958 г.

Федеральное агентство также  осуществляет функции национального  органа по стандартизации.

Федеральное агентство руководит  деятельностью Государственной  метрологической службы, Государственной  службы времени, частоты и определения  параметров вращения Земли, Государственной  службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах  веществ и материалов, Государственной  службы стандартных образцов состава  и свойств веществ и материалов.

Федеральное агентство организует экспертизу и подготовку заключений по проектам федеральных целевых  программ, а также межотраслевых  и межгосударственных научно-технических  и инновационных программ; экспертизу проектов национальных стандартов, а также проведение поверки средств измерений в Российской Федерации. Оно осуществляет опубликование в установленном порядке уведомлений о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, а также официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и их распространение.

Федеральное агентство осуществляет межрегиональную и межотраслевую  координацию деятельности в области  обеспечения единства измерений, координацию  проведения работ по аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия, и координацию деятельности по развитию системы кодирования  технико-экономической и социальной информации; утверждает национальные стандарты; вводит в действие общероссийские классификаторы технико-экономической  и социальной информации, а также  осуществляет ряд других полномочий в области технического регулирования  и метрологии.

В данной области государственное  управление осуществляется также Федеральным  космическим агентством, руководство  деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральное космическое  агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию, оказанию государственных  услуг и управлению государственным  имуществом в сфере космической  деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической  деятельности, проведения организациями  ракетно-космической промышленности работ в области ракетно-космической  техники военного назначения и боевой ракетной техники стратегического  назначения, координации работ в части поддержания, развития и использования глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и международного сотрудничества в области спутниковых навигационных систем, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур, и руководству этими работами.

Федеральное агентство организует использование (эксплуатацию) космической  техники в целях реализации Федеральной  космической программы, федеральной  целевой программы "Глобальная навигационная  система" и других федеральных  целевых программ в области космической  деятельности; системные исследования по обоснованию основных направлений  развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с Министерством  обороны Российской Федерации - космической  техники двойного назначения; сертификацию космической техники научного и социально-экономического назначения; организует и координирует работы по коммерческим космическим проектам и содействует их осуществлению, а также организует и обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации запуски космических аппаратов социально-экономического и научного назначения и управление ими в полете.

Федеральное агентство обеспечивает совместно с Министерством обороны  Российской Федерации запуски космических  аппаратов военного назначения; совместно  с другими заинтересованными  федеральными органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по созданию космической техники  научного и социально-экономического назначения, закупку серийной космической  техники и совместно с Министерством  обороны Российской Федерации ее использование (эксплуатацию); отбор  и подготовку космонавтов, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ по тематике пилотируемых космических  полетов, экспертизу проектов создания космической техники, проведение испытаний  и исследований для обеспечения  развития космической техники, а  также осуществление ряда других мер в области космической  деятельности.

 

 

 

 

Проблемы и возможные варианты их решения

 

 

 

В начале 2000-х годов стало  очевидно, что без участия государства  в решении ключевых задач инфраструктурного, инвестиционного и инновационного характера промышленность не сможет выйти на необходимый уровень  конкурентоспособности и обеспечить реализацию конкурентных преимуществ  на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, для развития этого важнейшего сектора экономики, выведения его на современный технологический, экономический и управленческий уровень необходимо выработать государственную промышленную политику, определяющую национальные цели и приоритеты в сфере промышленности, сформировать стратегии развития отраслей промышленности и инструменты их реализации.

 Данная задача стала определяющей в течение последующих семи лет, когда были сформулированы основные положения государственной промышленной политики, разработан и принят комплекс стратегических документов, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые определили цели, задачи и направления развития промышленного комплекса страны. Для определения приоритетов развития отдельных отраслей промышленности были разработаны отраслевые стратегии, содержащие меры государственного регулирования, и целевые показатели, которые учитывают особенности отраслевого развития. Отраслевые стратегии и федеральные целевые программы, развитие являются не только эффективным инструментом проведения промышленной политики, но и представляют собой результат выработки согласованного взгляда государства, бизнеса и независимых экспертов на то, каким путем должна развиваться та или иная отрасль промышленности.

 Ключевыми документами, определившими политику государства в сфере развития промышленного потенциала являются указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной социально-экономической политике в Российской Федерации», а также отраслевые стратегические документы.

 Текущее состояние гражданских отраслей российской обрабатывающей промышленности характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Соответственно, необходимо диверсифицировать инструменты промышленной политики применительно к целям и задачам отдельных отраслей. В условиях возможного ухудшения мировой конъюнктуры на товарных рынках и сохранения нестабильности на рынке капитала необходимо фокусировать ресурсы государства на приоритетных направлениях поддержки, избегая распыления средств.

 Промышленная политика государства должна быть ориентирована на решение системных проблем, тормозящих выход промышленности на инновационный путь развития. К таким проблемам можно отнести следующие: структурные диспропорции промышленного комплекса; высокая степень износа основных фондов; низкая восприимчивость к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкая производительность труда; высокая материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции; недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости; недостаточное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.

 Конкурентоспособность предприятий обрабатывающей промышленности, безусловно, зависит от макроэкономической конъюнктуры, прежде всего, от динамики реального курса рубля, налоговой нагрузки и инфраструктурных ограничений. Вместе с тем проблемы развития промышленных компаний обусловлены внутренними факторами: низкой инновационной активностью на уровне отдельной организации или предприятия, невысоким качеством менеджмента, а также низкими стимулами к реформированию и модернизации.

 Выход государства из капитала промышленных компаний, в том числе с использованием таких форм как публичное размещение акций в России и на международных биржах, будет способствовать интеграции российских предприятий в международные цепочки создания стоимости. Поддержка стратегических инвесторов-лидеров в своих секторах даст возможность привлечь передовые промышленные технологии, необходимые для обновления ассортимента и технологической базы промышленности. В целом, выход государства из капитала промышленных компаний приведет к повышению прозрачности при распределении бюджетных средств, а усиление конкуренции за государственной заказ повысит бюджетную эффективность.

 

Цели и задачи государственной  программы.

Стратегической целью  государственной программы является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в  мировую технологическую среду  и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения  обороноспособности страны.

 Государственная программа в соответствии с определённой выше системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение следующих задач:

 Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи:     

·опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

 снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

 Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, необходимо решить следующие задачи:

 стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

 поэтапное сокращение объёмов прямого государственного финансирования отраслей;

 фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

 Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения двух ключевых задач:

 обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности; 
стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

 обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;

 стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

 развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

 координация программ технологического развития отраслей; промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.

 Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

 В сфере технического регулирования основной задачей является гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами.

 

Итогом федеральных целевых программ станет достижение следующих результатов:

 Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкоземельные металлы, продукция промышленной биотехнологии) будет создана полноценная инфраструктура, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей; созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.

 Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение) будет повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объёмов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.

 Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение и др.) проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.

 Положительное системное воздействие на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности окажет разработка технических регламентов и национальных стандартов, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий.

 Результатом реализации программных мероприятий в ОПК станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.

 Важным результатом будет выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении по срокам, показателям и объемам в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

Информация о работе Государственное управление в области промышленности