Государственный контроль и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:28, контрольная работа

Описание работы

Целью представленной работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов.
Поставленная цель обусловила задачи, к которым относятся следующие:
- раскрыть понятие и признаки государственного контроля в РФ;
- рассмотреть систему и значение государственной контрольной деятельности.

Содержание работы

Введение
1.Понятие и признаки государственного контроля в РФ
1.1.Сущность понятия «государственный контроль»
1.2 Виды и признаки государственного контроля
2. Природа и значение государственной контрольной деятельности
2.1 Система контрольных органов
2.2 Объекты контрольной деятельности
2.3 Государственный учет и отчетность.
Заключение

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.36 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра государственного и административного права

 

 

 

 

Контрольно-курсовая работа

По дисциплине:

(Административное право)

На тему:

Государственный контроль и его виды

 

Выпонила:___________                                студентка гр.721023 Тагирова М.Э.

Проверила:_____________     преподаватель (доц.,кон.юр.наук)Горячева Е.М.

 

 

 

 

 

 

Тула 2014

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.

Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.

Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного.

Таким образом, тема данной курсовой работы представляется достаточно актуальной для современной России.

Над данной проблемой работали такие ученые, как: Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М., Бахрах Д.Н., Габричидэе Б.Н., Чернявский А.Г., Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Россинский Б.В. и многие другие.

Целью представленной работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов.

Поставленная цель обусловила задачи, к которым относятся следующие:

-  раскрыть  понятие и признаки государственного  контроля в РФ;

- рассмотреть  систему и значение государственной  контрольной деятельности.

 

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя три главы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и признаки государственного контроля в РФ

 

1.1.Сущность понятия «государственный контроль»

Самое общее определение контроля, означающее проверку, а также наблюдение с целью проверки, дано в Словаре русского языка С.И. Ожегова1.

Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер. Например, контроль за расходами включает в себя регулярное наблюдение за цифровыми данными о расходах, сравнение их с бюджетом, сметой или другими документами и принятие решений о сокращении или увеличении расходов, если такое расхождение будет признано наносящим вред предприятию. Другой пример. Вряд ли какая-либо организация сможет функционировать без контроля более или менее продолжительное время: работники будут все делать по-своему (возможно, с наилучшими намерениями), и организация распадется на мелкие фрагменты, что сделает координацию деятельности невозможной. Контроль, таким образом, можно рассматривать как центральный компонент управления.

Рядом ученых под контролем понимается целая система проверки и наблюдения всего процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров2.

В.М. Манохин определяет контроль как метод, включающий три элемента: проверка фактического выполнения закона, иного нормативного или индивидуального предписания, распоряжения, задания, норматива, словом, всей деятельности подконтрольных органов и организаций; проверка путей и средств выполнения закона, иного правового предписания, задания, поручения, позволяющая оценить работу конкретных лиц со стороны действительно деловой, оценить, как достигнуты результаты, в том числе соблюдена ли законность; принятие мер в процессе контроля для оценки, исправления положения, устранения недостатков, поощрения или, наоборот, наказания3.

Ряд авторов рассматривает контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. По мнению Ю.М. Козлова, при таком подходе к пониманию контроля в него включаются: наблюдение за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; получение объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; выявление причин и условий, способствующих правонарушениям; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины4.

Контроль может рассматриваться (применительно к отдельному решению) и как одна из стадий управленческого цикла. В самом управленческом цикле выделяются следующие стадии: выявление проблем, нуждающихся в разрешении, выработка и принятие решения, организация его исполнения, проверка его исполнения, подведение итогов5.

Следует отметить, что за всем этим разнообразным пониманием контроля невозможно не увидеть того главного, что объединяет все приведенные выше позиции, - его универсальный социально-правовой смысл.

Контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. Таким образом, контроль способствует защите конкретных ценностей и общественных отношений; обеспечивает их сохранение и прогрессивное изменение, утверждение и развитие достигнутых положительных результатов, преодоление отрицательных отклонений от требуемого поведения и деятельности, соблюдение законности и дисциплины; оказывает положительное влияние на деятельность как объекта контроля, так и субъекта управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Виды и признаки государственного  контроля

В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можно выделить следующие его виды6:

- президентский контроль;

- контроль законодательной  власти;

- контроль исполнительной  власти;

- судебный контроль;

- прокурорский надзор;

- контроль Уполномоченного  по правам человека.

Государственный контроль является способом обеспечения законности.

Сущность государственного контроля заключается:

1) в наблюдении за функционированием  соответствующего подчинению контрольного  объекта;

2) в достоверности и  объективности информации о состоянии  дисциплины и законности;

3) в применении мер по  устранению и предотвращению  нарушений дисциплины и  законности;

4) в оперативном выявлении  причин и условий, способствующих  правонарушению;

5) в принятии мер по  привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении дисциплины  и законности.

К признакам контроля следует отнести следующие:

1. между контролируемым  органом и подконтрольным объектом  существуют отношения подконтрольности;

2. объектом контроля является  как законность, так и целесообразность  деятельности контролируемого. Контролирующий  вправе вмешиваться в текущую  хозяйственную деятельность контролируемого;

3. контролирующий часто  наделяется правом отменять решения  контролируемого;

4. контролирующий вправе  применять меры воздействия к  контролируемому за допущенные  правонарушения;

Контрольная деятельность присуща всем субъектам управления. Каждый из них контролирует выполнение решений, осуществление плановых заданий, соблюдение законности как применительно к своей внутренней системе (в рамках министерства, предприятия и т.п.), так и вовне ее (в пределах большой системы, например, контроль вышестоящих органов за деятельностью нижестоящих, в пределах других «внешних» систем, например, контроль областных органов за работой предприятий федерального значения).

Мы не ставим своей задачей рассмотрение различных сторон организации и деятельности органов, осуществляющих функции контроля. В рамках нашей темы важнее подчеркнуть другие моменты. Один из них связан с установлением разного удельного веса контрольных функций в общем объеме деятельности каждого вида органов, другой - с применением специфических способов и методов контроля в деятельности законодательных органов, органов управления и других организаций. Соблюдение этой специфики является весьма существенным условием для эффективной контрольной деятельности каждого субъекта управления.

Первостепенное значение приобретает согласование деятельности в сфере контроля различных управляющих систем. Повторные проверки одних и тех же организаций по одинаковому кругу вопросов снижают эффективность контроля, ведут к излишним затратам общественного труда и времени, отвлекают кадры от выполнения важных управленческих задач.

Упорядочению и повышению эффективности контроля служит ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», подписанный Президентом РФ 8 августа 2001 г.

Названный ФЗ регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ7. В законе четко определены полномочия федеральных, региональных и местных органов в данной сфере; установлен строгий порядок проведения мероприятий по контролю. Новизна данного ФЗ заключается в гарантиях прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), закрепленных в ст.ст. 15, 16.

Контрольная деятельность протекает циклично. Ей присущи свои принципы, правила. Уяснению этого способствует правильное понимание объектов контроля. Не подлежит сомнению, что в качестве объектов выступают, с одной стороны, все сферы управленческой, хозяйственной, социально-культурной, административной деятельности, а с другой - управленческие функции: планирование, использование информации, решения, организационно-инструктивные и иные действия и т.д. Тем самым контроль как бы «замыкает» осуществление указанных функций, позволяя выявить степень их направленности на заданные цели, ход осуществления, оценить уровень деятельности организаций и Должностных лиц.

Есть и другие правила, которые отражают прогрессивные тенденции процесса выполнения контрольных функций. К ним относятся, например, систематичность, означающая непрерывность осуществления этих функций. Эпизодически проводимые от случая к случаю мероприятия не позволяют своевременно обнаружить и устранять «отклонения» от установленных целей. К таким правилам относится и цикличность процесса осуществления контроля, заключающаяся в периодической смене целеустремленных действий - контрольных операций. Выделяются стадии сбора, обработки, использования контрольной информации.

В контрольной деятельности используются различные методы. К ним нужно отнести тематические проверки, рейды, материалы средств массовой информации, контрольно-информационные материалы, доклады, информации и т.п. Полнота применения всех методов контроля благоприятно отражается на качестве самих проверок. В их проведении, однако, имеется немало недостатков.

В результате проверок, сбора и анализа контрольной информации принимаются различные меры. В них концентрируется главный «заряд» функции контроля. Чаще всего по итогам контрольной деятельности принимаются решения; их полезность измеряется новизной предлагаемых мер, а не воспроизведением предписаний и рекомендаций, высказанных ранее. Поэтому далеко не всегда решения являются наилучшей формой реализации контрольной функции.

Происходят изменения в содержании, способах и методах выполнения контрольных функций. Думается, что отражение в системах и процессах управления общих тенденций развития, в особенности повышение уровня организованности, сознательности и самодисциплины граждан, лишь в перспективе может привести к некоторому уменьшению удельного веса контроля. В нем будут преобладать не факторы «отклоняющегося» поведения, а условия объективной оценки происходящих управленческих процессов. В современный период государственный контроль необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Природа  и значение государственной контрольной  деятельности

2.1 Система контрольных  органов

В нашей стране всегда уделялось внимание организации контрольной деятельности и проверке исполнения принятых решений.

Государственный контроль осуществляют в нашей стране различные органы. Функции общего контроля реализуют:

а) Президент РФ,

б) Правительство РФ,

в) президенты, главы правительств и губернаторы субъектов РФ,

г) законодательные (представительные) органы.

Межведомственный функциональный контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации. Разумеется, каждый в пределах своей компетенции. Их контроль имеет ярко выраженный функциональный характер.

Информация о работе Государственный контроль и его виды