Государственный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие.
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1.Понятие и признаки государственного контроля в РФ………………………3
1.1Сущность понятия «государственный контроль»…………………………...3
1.2 Виды и признаки государственного контроля………………………………6
2. Природа и значение государственной контрольной деятельности……..…9
2.1 Система контрольных органов……………………………………………….9
2.2 Объекты контрольной деятельности……………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

административное курсовая.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Так, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей - государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления. Госторгинспекция    состоит из Главного управления и подчиненных ему управлений по республикам, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу10.

Госторгинспекция имеет право:

а) осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными Положением о Гос-торгинспекции;

б) производить контрольные покупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;

в) осуществлять контроль за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары и соответствием его требованиям конкретного стандарта или другого нормативного документа;

г) давать заключение по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение в части их соответствия стандарту;

д) получать от министерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов и лабораторий, граждан документацию, характеризующую качество продукции, данные о производителе (поставщике) товаров, а также другие материалы, необходимые для выполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;

е) составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания:

об устранении выявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины при производстве товаров;

о снятии с реализации товаров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;

о приостановлении или введении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных с нарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков и повторного заключения Госторгинспекции;

ж) передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;

з) выступать стороной в органах суда и арбитражного суда.

В настоящее, время указанная структура действует в рамках МВЭС.

С административным контролем в его «чистом виде» переплетается контроль за исполнением федерального бюджета, осуществляемый Счетной палатой11.

На основе ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

(уценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов в ЦБР, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Объекты контрольной  деятельности.

 

Установление содержания и объема государственного контроля в различных сферах деятельности - дело очень сложное. Требуется строгая ориентация в выборе объектов и методов контроля, равно как в действиях субъектов, обладающих контрольными полномочиями. Иначе возникает немало ошибок, связанных с неиспользованием или превышением контрольных полномочий, с неправильным поведением проверяемых юридических и физических лиц. Деформация контроля резко снижает его эффективность. Поэтому публичная и устойчивая регламентация контрольной деятельности в статутных и тематических законах и положениях имеет актуальное значение.

Приведем ряд пояснений. В Воздушном кодексе РФ есть гл. IV «Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации»12. Целью государственного контроля является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества работ и услуг.

Государственный контроль за деятельностью в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Государственный контроль осуществляется за соблюдением воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ.

Этот орган создает инспекторские службы. Структура и функции инспекторских служб устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Права и ответственность инспекторов определяется Правительством РФ. Требования инспекторов и инспекторских служб, предъявленные в связи с проведением проверок, являются обязательными для исполнения гражданами и юридическими лицами (ст. 27-31).

Особое значение приобретает финансовый контроль, который осуществляется государственными органами на основе сочетания норм административного и финансового права. Этот контроль выражается в двух основных формах - контроль за формированием государственных доходов и рациональным их использованием и валютный контроль, связанный в большей степени с подвижностью валютных операций на внутреннем и внешнем рынках.

В связи с ростом задолженности регионов центру Минфином РФ предпринят ряд мер по усилению контроля за использованием бюджетных средств. Для контроля за целевым использованием бюджетных средств предполагается расширить полномочия Контрольно-ревизионного управления Минфина, причем как по территориям, так и по ведомствам. Минфин переходит на исполнение федерального бюджета через органы федерального казначейства. Ужесточается и расчетная дисциплина.

Другой аспект проблемы можно выявить в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».13 ЦБР утвердил Положение об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций. Ответственность уполномоченных банков за неправильное ведение порядка учета валютных операций, за непредставление информации, указанной в положении, выражается в виде штрафа в размере всей неучтенной, учтенной в нарушение порядка суммы и (или) каждого осуществленного платежа в иностранной валюте. Как видно, контроль такого рода связан с жесткими санкциями.

Разновидностью государственного контроля является таможенный и валютный контроль, осуществляемый таможенными органами в соответствии с ТК РФ (разд. V и VI). Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через границу РФ. Контроль осуществляется в следующих формах: досмотр, проверка документов и сведений, учет товаров и транспортных средств, осмотр территорий и помещений складов и др. Причем используются разные режимы контроля за товарами различных категорий (для важных сырьевых товаров, для товаров, требующих повышенной безопасности их перемещения, и др.). Правила таможенного контроля устанавливает ГТК РФ, в т.ч. набор необходимых документов14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Чтобы избежать узкого понимания государственного контроля как проверки, являющейся основной, но не единственной формой его осуществления, необходимо помнить следующее:

Контроль охватывает наблюдение за разными участками и аспектами деятельности и принятие необходимых мер.

Государственный контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия.

Одной из отличительных черт государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, является то, что правоприменительные формы деятельности исполнительной власти: регистрация, сертификация, аттестация, аккредитация, лицензирование - представляют собой особые формы осуществления государственного контроля исполнительной властью.

В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можно выделить следующие его виды:

- президентский контроль;

- контроль законодательной власти;

- контроль исполнительной власти;

- судебный контроль;

- прокурорский надзор;

- контроль Уполномоченного по  правам человека.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

3.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

4.Федеральный закон 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

5.Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

6.Административное право в схемах / Рук. автор. коллектива Б.В. Россинский / Под ред. А.М. Никитина. М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2000.

7.Административное право зарубежных стран.// Под ред. д.ю.н., проф. Козырина А.Н. Изд-во "СПАРК", 2008. - 229 с.

8.Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. М.. 2008.

9.Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2007.

10.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2008.

11.Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма-Инфра-М, 2009.

12.Габричидэе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

13.Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2009.

14.Россинский Б.В. Административное право. Вопросы и ответы. М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2000.

 

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шнедоной. М., 1973. С. 268.

2 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2007. С. 433.

3 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003. С. 242.

4 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 297

5 Лазарев Б.М. Государственное управление на этане перестройки. М., 1988. С. 164; Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. М.. 2002. С. 6.

6 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

 

7 Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма-Инфра-М, 2009.

8 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», от 8 августа 2001 г.

9 Габричидэе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2007.

10 Бахрах Д.Н. Административное право России. М.: Норма-Инфра-М, 2009.

11 Н.Д. Погасян. Счетная Палата Российской Федерации. М.: Юристъ, 2007

12 Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2008.

13 Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2007.

14 Комментарий Таможенного кодекса РФ. - М.: Юрид. лит., 2006, с. 77-86

 


 


 

 


Информация о работе Государственный контроль