Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:52, доклад
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином
(обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах
личности, общества, государства. Он сопровождается констатацией достижения гражданином
(обучающимся)
определенных государством
Под системой образования понимается совокупность элементов преемственных образовательных
программ
и государственных
включающих в себя:
• систему органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;
• сеть образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.
Образование можно получить в различной форме:
в образовательном учреждении с отрывом и без отрыва от производства;
в форме самообразования или экстерната, семейного образования.
Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.
Организационно-правовые формы образовательных учреждений
Типы образования:
Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования и может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
Образовательным учреждением среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) является образовательное учреждение, реализующее профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. К образовательным учреждениям этого типа относятся следующие виды средних специальных учебных заведений: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
Техникум (училище, школа) — основной тип среднего специального учебного заведения, реализующего профессиональные образовательные программы среднего специального учебного заведения.
Колледж — самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающие обучающимся повышенный уровень квалификации.
Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.
Действующее
законодательство устанавливает три
ступени высшего
Университет — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.
Академия — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт — высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Российское законодательство предусматривает и различает две разновидности послевузовского профессионального образования:
1)
профессиональное
2)
послевузовское научное
Правовой статус образовательных учреждений регламентируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами. Государственной аттестационной службой на основе итоговых аттестаций обеспечивается объективный контроль качества подготовки выпускников, по завершении каждого уровня образования окончившим учебу выдается соответствующий документ государственного образца.
Министерство образования РФ является федеральным органом исполнительной власти,
обеспечивающим осуществление государственной политики в области дошкольного, начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального,
дополнительного образования. Министерство является также федеральным органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.
Основными задачами Министерства образования РФ являются:
• формирование и реализация концепции среднего (полного) образования молодежи как базового для получения профессионального образования и подготовки к самостоятельной жизни и деятельности;
• разработка и реализация государственной политики в сфере образования;
• организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального образования, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования;
• разработка и контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-
региональных
компонентов государственных
• разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ перечня профессий,
направлений и специальностей, по которым осуществляются профессиональное образование и
профессиональная подготовка;
• государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в государственных,
муниципальных
и негосударственных
• участие в разработке и осуществление совместно с соответствующими федеральными органами
исполнительной власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей,
обучающихся и воспитанников;
• реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствование подготовки и использования научно-педагогических кадров;
• повышение социального статуса работника образования и других учебных заведений.
Начальное профессиональное образование может быть получено в
государственном
муниципальном
негосударственном образовательном учреждении.
Целью такого образование является подготовка
работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) согласно Перечню профессий (специальностей), утверждаемому Правительством РФ.
Основной задачей учреждения, дающего начальное профессиональное образование согласно
Типовому положению о нем является создание необходимых условий для удовлетворения
потребности личности в получении начального профессионального образования, конкретной
профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения
общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) общего образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы.
К числу учреждений начального профессионального образования относят:
профессиональные училища,
профессиональные лицеи-центры непрерывного профессионального образования,
учебно-курсовые комбинаты, пункты
учебно-производственные
технические школы
другие, включая вечерние (сменные).
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
К ним относятся программы:
начального,
среднего,
высшего,
послевузовского профессионального образования.
Формы образовательных программ:
Основными задачами Минобразования России в сфере высшего образования являются:
• формирование и реализация стратегии развития среднего, высшего, послевузовского
профессионального и соответствующего дополнительного образования;
• создание единой системы оценки деятельности всех высших профессиональных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
• разработка и реализация системы управления научной деятельностью в высшей школе, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях образования;
•
определение содержания высшего, послевузовского
профессионального и
дополнительного
образования, расширение доступа граждан
к профессиональному
различного уровня;
•
совершенствование
собственности;
•
развитие материально-технической
и экспериментально-
Правовой статус вуза определяется в соответствии с законодательством и его уставом. Устав вуза
утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и
представителей других категорий работников и обучающихся.
Информация о работе Государственое управление в сфере образования