Исполнительная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права………………………...5
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации………………………5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти…………………………………..12
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России…………………..18
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………18
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

контрольная моя.docx

— 51.53 Кб (Скачать файл)

Полномочия Президента Российской Федерации по отношению к отдельным  ветвям власти концентрируются, главным  образом, вокруг вопроса о кадрах, и, прежде всего руководящих, федеральных  органов государственной власти. Президент Российской Федерации  располагает рядом конституционных  полномочий по воздействию на их состав:

1) единолично назначает и освобождает  высшее командование Вооруженных  Сил Российской Федерации, а  после консультаций с соответствующими  комитетами и комиссиями палат  Федерального Собрания, назначает  и отзывает дипломатических представителей  России в иностранных государствах  и международных организациях;

2) назначает в порядке, установленном  федеральным законом, судей федеральных  судов (кроме Конституционного, Верховного  и Высшего Арбитражного судов  Российской Федерации);

3) по предложению Председателя  Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя  Правительства Российской Федерации  и федеральных министров;

4) представляет Совету Федерации  кандидатуры для назначения на  должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного  судов Российской Федерации, а  также кандидатуру Генерального  прокурора Российской Федерации;

5) представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения  на должность председателя Центрального  банка Российской Федерации и  ставит перед ней же вопрос  об освобождении его от должности; 6) по предложению министра внутренних  дел Российской Федерации назначает  на должность и освобождает  от должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.

Четвертую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации по отношению к субъектам Федерации, которые будут рассмотрены в  главе 2 настоящей работы.

Пятую группу составляют полномочия Президента Российской Федерации, связанные  с внешнеполитическими отношениями  России. Они отражены в статье 86 Конституции  Российской Федерации, согласно которой  Президент России осуществляет руководство  внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные  договоры, принимает верительные  и отзывные грамоты аккредитуемых  при нем дипломатических представителей, представляет страну в международных  отношениях.

Шестая труппа полномочий Президента связана с его нормотворчеством. В соответствии со статьей 90 Конституции  Российской Федерации глава государства  издает указы и распоряжения, которые  обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Наряду с тем, что Президент  Российской Федерации имеет собственные  нормотворческие полномочия, Конституция  России относит его к числу  субъектов права законодательной  инициативы (часть 1 статьи 104).

Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции  Российской Федерации, подписывает  и обнародует принятые Федеральным  Собранием законы, завершая тем самым  законотворческий процесс. Без этого  ни один закон не приобретает юридической  силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, рассмотрев вопрос статуса  Президента России, можно сделать  вывод, что глава государства  обладает широким кругом прав и обязанностей, которые необходимы для реализации его полномочий, затрагивающих, по сути дела, деятельность всех ветвей государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной). Именно Президент Российской Федерации, в конечном счете, выступает  в качестве объединяющего начала в системе государственной власти России, осуществляет функцию координации  и единения всех ветвей власти, что  является юридической основой административно - правового согласия и созидательного взаимодействия всех ветвей власти российского  государства.

    1. Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти опосредованы использованием и  применением системы наиболее подходящих, оптимальных средств, приемов, форм и методов их осуществления.

Для государственно-управленческой деятельности Президента характерно то, что используемые им правовые формы связаны единством  исполнительно-распорядительных функций. Они применяются для установления подзаконных правил поведения по отнесенным к компетенции Президента в сфере исполнительной власти вопросам; для реализации норм права и распорядительных полномочий; для самостоятельного осуществления в установленных законодательством случаях административной юрисдикции. Действия одного типа всегда вызывают непосредственное управляющее воздействие. Естественно, что внешне выраженные управленческие функции и полномочия занимают центральное место в наборе форм управления.

Формулируя понятие «форма управления», можно сказать, что это внешне выраженное действие Президента, осуществленное в рамках его компетенции и  влекущее определенные последствия, направленные на возникновение, изменение, приостановление  или прекращение правоотношение в целях осуществления задач, функций и полномочий, принадлежащих, в соответствии с законодательством, главе государства в сфере  исполнительной власти.

Представляется целесообразным выделить наиболее общие и крупные группы форм управленческой деятельности или  форм реализации Президентом полномочий в сфере исполнительной власти: правовые формы, которые связаны с установлением, применением и защитой норм административного  права, то есть это те формы управления, которые вызывают четко выраженные внешние юридические последствия (в этом и заключается их юридическое  значение и назначение); неправовые формы, в которых совершение тех или иных управленческих действий непосредственно не связано с изданием юридических актов управления, а совершаются на их основе и в интересах их применения.

Существует еще вариант классификации  форм управления внешне выражаемый боле широко, но по сути сводящийся к уже  описанному: издание нормативных актов управления; издание индивидуальных актов управления; заключение договоров; проведение непосредственных организационных действий, к которым относят повседневную оперативно-организационную, организационно-инструкторскую и контрольную работу, которая включает в себя анализ состояния дел на тех или иных участках, входящих в сферу исполнительной власти, проведение различных совещаний, проверок, разработку новых программ3; осуществление материально-технических операций, которые включают в себя не только подготовительно-техническую деятельность по обеспечению процесса реализации задач и функций в сфере исполнительной власти, но и работу с информацией, связанную с проведением всевозможных проверок и разработок; осуществление непосредственного административного принуждения.

Таким образом, такие формы управления как издание нормативных и  индивидуальных актов управления все  же представляется более целесообразным объединить в одну группу под названием  издание правовых актов, включающую в себя как административное нормотворчество  Президента, так и распорядительство.

Цели, задачи, функции исполнительной власти и полномочия Президента Российской Федерации в этой области практически  реализуются в правовых управленческих актах различного характера и  содержания. Соответственно, имеются  условия, необходимые для классификации  этого вида юридических актов  по различным критериям.

По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативными являются те акты управления, содержащие в себе нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере  государственного управления, рассчитанные на длительный срок действия и не имеющие  конкретного персонифицированного характера. В нормативных правовых актах управления находит свое выражение  административное нормотворчество. В  них конкретизируются нормы законов  и других актов высшей юридической  силы и определяются типовые правила  поведения в сфере государственного управления. Этими актами закрепляется правовой статус органов исполнительной власти, определяется порядок совершения определенных действий и процедур государственно-управленческого  характера, устанавливаются необходимые  ограничения и запреты, а также  регулируются другие вопросы государственно-управленческой сферы. Нормативные правовые акты управления являются одним из важнейших источников административного права.

Индивидуальным актам присущ правоприменительный  характер. По своему юридическому содержанию - это распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов  исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений проявляется  в том, что, во-первых, с их помощью  решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в  сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы.

Заключение договоров - весьма дискуссионная  форма осуществления исполнительной власти (соглашение), тесно связанная  с законодательной властью (договор), в силу чего нуждается в особом рассмотрении.

Останавливаясь на характеристике договоров, прежде всего, следует учесть, что в действующем законодательстве термин «административный договор» не употребляется. Применительно к  органам исполнительной власти используется иной термин, а именно - «соглашение». И это далеко не формальный момент, так как договоры могут заключаться только органами государственной представительной власти Российской Федерации и ее субъектов, являясь правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между ними4.

Соглашение между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти ее субъектов  является правовой формой передачи осуществления  части своих полномочий друг другу. А это означает, что соглашения не равнозначны по своему юридическому содержанию договорам. Об этом свидетельствуют, по крайней мере, два момента. Во-первых, соглашения не имеют своим предметом  разграничение предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами и, во-вторых, соглашения могут заключаться на основании  федерального закона по предметам совместного ведения или договора.

Далее - сторонами договора являются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, а сторонами соглашений являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Есть и другие различия между  договорами и соглашениями. Порядок  подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов договоров  и соглашений определяются Президентом  России. Но, если одобрение или отклонение проекта договора - компетенция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и Совета Федерации, то проект соглашения одобряется или отклоняется  Правительством Российской Федерации.

И еще об одном различии следует  упомянуть. Договор подписывается  Президентом России и должностным  лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора. Что же касается соглашений, то после  их одобрения Правительством Российской Федерации они подписываются  руководителями соответствующих федеральных  органов исполнительной власти и  должностными лицами, уполномоченными  субъектом Российской Федерации  на их подписание.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций  Президента. Правовой акт управления, исходящий от Президента, можно определить как основанное на законе одностороннее  юридически властное волеизъявление, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения  в сфере государственного управления либо направленное на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение  и прекращение административно-правовых отношений в целях реализации задач и функций исполнительной власти.

Правовые акты Президента имеют  следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, императивность.

Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента Российской Федерации.

Правовой характер актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.

Императивность акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.

Наконец, Президент России в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием  законы, завершая, тем самым, законотворческий процесс. Без этого ни один закон  не приобретает юридической силы.

Правовые акты Президента могут  издаваться в пределах его конституционных  полномочий. Круг вопросов, которые  могут в них затрагиваться, конкретно  в законодательном порядке не установлен. Выявить их возможно лишь путем анализа компетенции Президента и текста Конституции Российской Федерации. Во-первых, в соответствии с ней, указы Президента не могут  противоречить Конституции России, федеральным конституционным и  федеральным законам (статья 90).

Во-вторых, Президент не может издавать свои правовые акты, если Конституция  или федеральный закон содержит прямое предписание о том, что  какой-то конкретный вопрос подлежит регулированию  только законом.

В-третьих, в Конституции и некоторых  законодательных актах предусматривается  необходимость регулирования определенных отношений исключительно указами  Президента. Так, военное и чрезвычайное положение вводятся указами Президента (статьи 87, 88, Конституции Российской Федерации). Указами Президента вносятся изменения в статью 65 Конституции  при изменении наименования субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Исполнительная власть в РФ