Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:49, курсовая работа
Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов.
В пределах своей компетенции органы исполнительной власти наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права………………………...5
1.1 Виды полномочий Президента Российской Федерации………………………5
1.2 Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти…………………………………..12
2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России…………………..18
2.1 Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации…………………………………………………18
2.2 Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации…………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………………34
Полномочия Президента Российской
Федерации по отношению к отдельным
ветвям власти концентрируются, главным
образом, вокруг вопроса о кадрах,
и, прежде всего руководящих, федеральных
органов государственной
1) единолично назначает и
2) назначает в порядке,
3) по предложению Председателя
Правительства Российской
4) представляет Совету Федерации
кандидатуры для назначения на
должности судей
5) представляет Государственной
Думе кандидатуру для
Четвертую группу составляют полномочия
Президента Российской Федерации по
отношению к субъектам
Пятую группу составляют полномочия
Президента Российской Федерации, связанные
с внешнеполитическими
Шестая труппа полномочий Президента
связана с его
Наряду с тем, что Президент
Российской Федерации имеет собственные
нормотворческие полномочия, Конституция
России относит его к числу
субъектов права
Наконец, Президент Российской Федерации, в соответствии со статьей 107 и 108 Конституции Российской Федерации, подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием законы, завершая тем самым законотворческий процесс. Без этого ни один закон не приобретает юридической силы. Указами Президента Российской Федерации включаются в текст статьи 65 Конституции России новые наименования субъектов страны (часть 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, рассмотрев вопрос статуса
Президента России, можно сделать
вывод, что глава государства
обладает широким кругом прав и обязанностей,
которые необходимы для реализации
его полномочий, затрагивающих, по сути
дела, деятельность всех ветвей государственной
власти (законодательной, исполнительной,
судебной). Именно Президент Российской
Федерации, в конечном счете, выступает
в качестве объединяющего начала
в системе государственной
Полномочия Президента Российской
Федерации в сфере
Для государственно-управленческой деятельности Президента характерно то, что используемые им правовые формы связаны единством исполнительно-распорядительных функций. Они применяются для установления подзаконных правил поведения по отнесенным к компетенции Президента в сфере исполнительной власти вопросам; для реализации норм права и распорядительных полномочий; для самостоятельного осуществления в установленных законодательством случаях административной юрисдикции. Действия одного типа всегда вызывают непосредственное управляющее воздействие. Естественно, что внешне выраженные управленческие функции и полномочия занимают центральное место в наборе форм управления.
Формулируя понятие «форма управления», можно сказать, что это внешне выраженное действие Президента, осуществленное в рамках его компетенции и влекущее определенные последствия, направленные на возникновение, изменение, приостановление или прекращение правоотношение в целях осуществления задач, функций и полномочий, принадлежащих, в соответствии с законодательством, главе государства в сфере исполнительной власти.
Представляется целесообразным выделить
наиболее общие и крупные группы
форм управленческой деятельности или
форм реализации Президентом полномочий
в сфере исполнительной власти: правовые
формы, которые связаны с
Существует еще вариант
Таким образом, такие формы управления как издание нормативных и индивидуальных актов управления все же представляется более целесообразным объединить в одну группу под названием издание правовых актов, включающую в себя как административное нормотворчество Президента, так и распорядительство.
Цели, задачи, функции исполнительной власти и полномочия Президента Российской Федерации в этой области практически реализуются в правовых управленческих актах различного характера и содержания. Соответственно, имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.
По юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные и индивидуальные.
Нормативными являются те акты управления,
содержащие в себе нормы права, регулирующие
общественные отношения в сфере
государственного управления, рассчитанные
на длительный срок действия и не имеющие
конкретного
Индивидуальным актам присущ правоприменительный характер. По своему юридическому содержанию - это распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы.
Заключение договоров - весьма дискуссионная
форма осуществления
Останавливаясь на характеристике
договоров, прежде всего, следует учесть,
что в действующем
Соглашение между органами исполнительной
власти Российской Федерации и органами
исполнительной власти ее субъектов
является правовой формой передачи осуществления
части своих полномочий друг другу.
А это означает, что соглашения
не равнозначны по своему юридическому
содержанию договорам. Об этом свидетельствуют,
по крайней мере, два момента. Во-первых,
соглашения не имеют своим предметом
разграничение предметов
Далее - сторонами договора являются законодательные органы Российской Федерации и ее субъектов, а сторонами соглашений являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Есть и другие различия между договорами и соглашениями. Порядок подготовки, предварительного рассмотрения и согласования проектов договоров и соглашений определяются Президентом России. Но, если одобрение или отклонение проекта договора - компетенция законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и Совета Федерации, то проект соглашения одобряется или отклоняется Правительством Российской Федерации.
И еще об одном различии следует упомянуть. Договор подписывается Президентом России и должностным лицом, уполномоченным субъектом Российской Федерации на подписание договора. Что же касается соглашений, то после их одобрения Правительством Российской Федерации они подписываются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти и должностными лицами, уполномоченными субъектом Российской Федерации на их подписание.
Правовые акты управления являются
основной юридической (административно-правовой)
формой реализации задач и функций
Президента. Правовой акт управления,
исходящий от Президента, можно определить
как основанное на законе одностороннее
юридически властное волеизъявление,
изданное в пределах его компетенции,
регулирующее общественные отношения
в сфере государственного управления
либо направленное на установление административно-правовых
норм или возникновение, изменение
и прекращение административно-
Правовые акты Президента имеют следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, императивность.
Подзаконность акта управления означает, что издаваемый акт не должен противоречить требованиям действующих законодательных актов и должен издаваться в пределах компетенции Президента Российской Федерации.
Правовой характер актов управления означает их способность вызывать определенные юридические последствия. Эти последствия могут выражаться в установлении соответствующих правил поведения (норм) общего характера или затрагивать отношения, связанные с конкретными лицами.
Императивность акта управления связана с государственно-властными полномочиями Президента Российской Федерации и выражается в обязательности исполнения, независимо от желания исполнителей.
Наконец, Президент России в соответствии
со статьей 107 и 108 Конституции Российской
Федерации подписывает и
Правовые акты Президента могут
издаваться в пределах его конституционных
полномочий. Круг вопросов, которые
могут в них затрагиваться, конкретно
в законодательном порядке не
установлен. Выявить их возможно лишь
путем анализа компетенции
Во-вторых, Президент не может издавать свои правовые акты, если Конституция или федеральный закон содержит прямое предписание о том, что какой-то конкретный вопрос подлежит регулированию только законом.
В-третьих, в Конституции и некоторых
законодательных актах