Исполнительная власть в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Основной целью настоящей работы является выявление и анализ функционирования исполнительной власти в государственном управлении.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определить понятие исполнительной власти Республики Беларусь;
сравнить понятия «исполнительная власть» и «государственное управление»;
обозначить функции исполнительной власти Республики Беларусь;
определить понятие органа государственной власти;
привести классификацию органов исполнительной власти.

Содержание работы

Введение
1. Исполнительная власть: понятие и функции
1.1 Исполнительная власть и государственное управление
1.2 Функции исполнительной власти
2. Понятие органа исполнительной власти
3. Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь
3.1 Система и структура органов исполнительной власти
3.2 Классификация органов исполнительной власти
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Исполнительная власть в системе государственного управления.docx

— 44.99 Кб (Скачать файл)

Данная классификация, несмотря на объёмность и комплексность, не является исчерпывающей. Вероятно, следовало  бы включить такие функции органов  исполнительной власти, как прогнозирование, планирование, учёт.

Наиболее важным элементом  компетенции органа исполнительной власти называют права и обязанности [14, с. 102]. Полномочия входят в компетенцию  в качестве составной части, поскольку  компетенция более широкое понятие, чем полномочия. Компетенция предоставляется  любому органу, в том числе и  органу исполнительной власти для осуществления  своих задач и функций. Поэтому  составными элементами компетенции  являются не задачи и функции, а права и обязанности осуществлять предусмотренные в правовом акте задачи и функции. Поэтому элементом компетенции следует считать право органа решать эти вопросы, дела (например, рассмотрение обращения гражданина и принятие по нему решения), хотя сами данные вопросы, как и формы работы органа не могут быть элементом компетенции [11, с. 239].

Каждая из функций исполнительной власти, её органов даже применительно  к одним и тем же управляемым  объектам в разной степени нуждается  в подкреплении конкретными властными  полномочиями[12, с. 247]. Например, чтобы  осуществлять прогнозирование каких-либо экономических и социальных процессов, властные полномочия могут и не потребоваться, а чтобы инспектировать работу каких-либо объектов, необходимо, как минимум, обладать правом официальной констатации выявленных недостатков и нарушений, дачи предписаний об их прекращении и устранении.

Поскольку исполнительная власть в известном смысле производна от государственного управления, поэтому  оправданным является рассмотрение функций исполнительной власти в  определённом «отрыве» от функций государственного управления. Будучи одной из ветвей единой государственной власти, исполнительная власть выполняет также собственные  функции, задающие основные направления  деятельности её органов. Исполнительная власть гораздо полнее, «реальнее» чем иные ветви власти представляет функциональную направленность государства.

Кроме классификации Ю. А. Тихомирова существуют и другие. Например, Ю.Н. Старилов выделяет следующие основные функции современной исполнительной власти: 1) исполнительная (правоприменительная) функция, т.е. функция исполнения Конституции; 2) «правозащитная» функция, т.е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) социально-экономическая функция, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; 4) функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране; 5) регулирующая функция, в рамках которой осуществляются функции государственного управления: руководство, контроль и т.д.; 6) нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов; 7) охранительная (юрисдикционная) функция, т.е. означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства [24, с. 195].

К.С. Бельский делит их на два уровня. К первому уровню относит  три основные функции исполнительной власти: 1) функция охраны общественного  порядка и обеспечения национальной безопасности; 2) регулятивно-управленческая функция по руководству экономикой, финансами, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства; 3) функция обеспечения прав и свобод граждан. Ко второму уровню функций исполнительной власти, имеющих вспомогательный характер, автор относит нормотворческую, оперативно-исполнительную и юрисдикционную функции [1, с. 20]. Подход К.С. Бельского к выделению функций исполнительной власти на два уровня является оправданным. Однако, по мнению В. Н. Дубовицкого, в первый уровень входит только одна функция - исполнительно-распорядительная (управленческая) [8, с. 65]. Она является своего рода главной и отправляющей. К основным (общим) функциям исполнительной власти следует отнести: 1) регулирующую; 2) правоприменительную; 3) нормотворческую; 4) юрисдикционную. Эти функции следуют за главной функцией и обеспечивают её реализацию. Указанные функции находятся в тесной взаимосвязи и содержание одной может перекрывать содержание другой. Представляется, что данная классификация, не претендуя на бесспорность, является наиболее оправданной и полной, она отражает всю сферу действий исполнительной власти.

  1.  
    Понятие органа исполнительной власти

Из части 1 статьи 106 Конституции  следует, что единственным органом, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь, является Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Но в статье 107 закреплено положение, что Правительство Республики Беларусь руководит системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Исполнительная власть как  одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, что, безусловно, должно отражаться на характере и  определении органа исполнительной власти. В современной научной  и учебной юридической литературе встречаются различные точки  зрения относительно понятия органа исполнительной власти. Например, В.М. Манохин считает, что орган исполнительной власти - это часть государственного аппарата, действующего от имени государства и по его поручению, имеющего государственные полномочия, территориальные масштабы своей деятельности, источники финансирования [16, с. 67]. Однако, данное определение не раскрывает специфических черт органа исполнительной власти, а указывает лишь на признаки, характерные только для органа государства в целом.

Наиболее удачным, на мой  взгляд, является определение Б.Н. Габричидзе. Он дает следующее определение органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти - это составная часть механизма (системы) исполнительной власти; он действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства, осуществляет деятельность исполнительно-распорядительного характера, обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности [5, с. 373]. В нем наиболее полно раскрыты характерные особенности органов исполнительной власти. Давая характеристику органу исполнительной власти, совершенно верно и обоснованно, привязать его в первую очередь не к органу государственного управления и, соответственно, к государственному управлению, а именно к исполнительной власти и соответственно к органу государства. Однако, утверждение о том, что орган исполнительной власти действует только в сфере данной власти не бесспорно, так как осуществляя административную юрисдикцию орган исполнительной власти в определенной мере «вторгается» в судебную власть.

Представляется, что основными  признаками органа исполнительной власти являются следующие:

1) орган государства;

2) составная часть механизма  (системы) исполнительной власти;

3) осуществляет деятельность  исполнительного и распорядительного  характера;

4) применяет присущие  ему формы и методы деятельности  совершенно верно и обоснованно[8, c. 93].

Именно эти четыре признака, по мнению В. Н. Дубовицкого, и следует выделять. Первых два признака являются определяющими, главными, из которых следуют уже иные признаки. Приведенные признаки позволяют разграничить понятия «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления».

Орган исполнительной власти - это всегда орган государства  и орган государственного управления, в то время как не всякий орган  государства и орган государственного управления являются органом исполнительной власти. Категории «орган государства» и «орган государственного управления»  более широкие, нежели «орган исполнительной власти». Так, к органам государства  относятся не только органы исполнительной ветви власти, но и органы законодательной, судебной, контрольной власти. Во-вторых, понятия «орган государства» и «орган государственного управления» также  не совпадают, так как не каждый орган  государственного управления является органом государства. Например, комитеты, управления, отделы местных органов  управления, администрации государственных  предприятий, организаций и учреждений, хотя и относятся к органам  государственного управления, но не являются органами государства. И, в-третьих, правовое положение органов исполнительной власти в отличие от органов государственного управления во многом предопределяется тем, что они в своей основе в большей степени становятся органами политического руководства, проводящими государственную политику в определенных сферах и областях.

Итак, органом исполнительной власти является составная часть  механизма исполнительной власти; действующая  в сфере исполнительной власти; выступающая  по поручению и от имени государства; осуществляющая деятельность исполнительно-распорядительного  характера; обладающая собственной  компетенцией и структурой.

 
3. Система органов исполнительной  власти в Республике Беларусь

3.1 Система и структура  органов исполнительной власти

В философских словарях понятие  «система» определяется как объединение  некоторого разнообразия в единое и  четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и  другим частям занимают соответствующие  им места; как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [28, с. 584].

«Структура» - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее постоянный аспект[8, с. 629]. По мнению В.Н. Дубовицкого, «в данном определении понятия структуры указание на внутренние устойчивые связи и то, что они обеспечивают целостность объекта и своего рода тождественность самому себе, а главное указание на постоянный характер связи системы и структуры не являются совершенно верными. Подобное ограничение излишне, так как в ряде отраслей знания, в том числе и в правоведении, рассматриваются объекты с переменной, нестационарной структурой» .

В настоящее время в  юридической литературе нет единого  понимания терминов «система органов» и «структура органов» [21, с. 132]. По замечанию В.С. Прониной, увлечение некоторых юристов социологией привело к тому, что без учета принципов сложившихся наименований в законодательстве стали использовать понятие «структура органов» и для характеристики природы органов и даже для определения целых систем органов, хотя ранее юристы правильно использовали этот термин для определения внутреннего строения какого-либо органа, при установлении его структурных подразделений и соответственно при определении общего штатного расписания органа [20, с. 32]. Понятие «система органов», с точки зрения юридической, более точное и рассматривается как соединение факторов, явлений и т.п. в одно законченное целое, либо оно расшифровывается как совокупность частей, связанных общей функцией, а «единая система» предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных объектов управления, подведомственных соответствующему центру (министерствам, госкомитетам, ведомствам).

Структура органов исполнительной власти - это перечень конкретных органов, относящихся к этой ветви власти и действующих в конкретный период времени с указанием их подчиненности.

Система органов исполнительной власти представляет собой совокупность органов исполнительной власти, установленных  законодательством, имеющих свое специальное  назначение (осуществление деятельности исполнительного и распорядительного  характера), организационную структуру  и нормативно определенную компетенцию  для решения задач и однородных по своей природе управленческих функций. При характеристике системы  органов исполнительной власти в  отличие от их структуры главным  является не перечень органов исполнительной власти, а формы этих органов (министерства, государственные комитеты, агентства  и т.д.), которые также имеют  подчиненные им системы и структуры  органов [25, с 53]. Структура органов  исполнительной власти характеризует  наличие определенной системы органов  в тот или иной период времени.

Структура органов исполнительной власти более подвижна, чем их система  и может неоднократно изменяться в течение деятельности, например, одного правительства. Так, одни министерства, государственные комитеты или иные ведомства, подчиненные правительству, могут создаваться, другие - преобразовываться, третьи - ликвидироваться.

Поскольку для системы  органов исполнительной власти на первый план выходит «структура форм» органов, то для ее характеристики и определения  факторов необходимо в большей мере учитывать политико-правовую концепцию  построения государства в целом  и взаимосвязь между его органами в частности. Иначе говоря, при  определении системы органов  исполнительной власти следует учитывать  такие основы формирования государства  и его органов, как тип государства, формы организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношения с индивидами как субъектами права, государственного устройства и политического режима. Следовательно, поскольку понятие системы органов исполнительной власти носит «стратегический характер» по отношению к структуре, то и определяющие ее факторы имеют более объемный по теоретическому содержанию масштаб.

Тем не менее, грань отличия  между системой органов и ее структурой в определенной мере относительна. Конечно, в систему органов исполнительной власти включается ее структура, которая состоит из форм органов, которые в свою очередь, являясь системой (например, система государственных комитетов), включает структурные элементы, которые представляют собой их конкретный перечень, т.е. частей этой системы. То же относится и к таким структурным элементам системы органов исполнительной власти, которые являются низовыми звеньями в ее структурной иерархии. Так, в качестве системы может выступать конкретная местная администрация района в любом городе Беларуси, в структуру которой входят: руководство местной администрации (глава администрации, его заместители, управляющий делами), управления, отделы, комитеты [25, с. 37]. Вместе с тем сами местные администрации являются структурным элементом как системы местных органов исполнительной власти, так и системы исполнительных органов Республики Беларусь в целом.

Информация о работе Исполнительная власть в системе государственного управления