Исполнительная власть в субъектах РФ и местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы: определение система и структуры органов исполнительной власти в субъектах РФ.
При написании курсовой работы решались следующие задачи:
отбор и изучение первоисточников, определяющих понятия, признаки и особенности исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении;
отбор и изучение научных статей и учебных пособий, комментирующих положения первоисточников по проблемам исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении ;
изучение правоприменительной практики, отражающей степень развития исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……….…3
Глава 1. Понятие, система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ……………………………………………………………………....6
1.1. Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ..………………...6
1.2. Система и структура органов исполнительной власти в субъектах РФ.....9
Глава 2. Понятие и структура органов местного самоуправления…..……….11
2.1. Понятие органов местного самоуправления…………………….……..….11
2.2. Понятие «Структура органов местного самоуправления»…………….....16
2.3 Основные модели органов местного самоуправления…………………….19
Заключение………………………………………………………….……………27
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

министерство образования и  науки российской федерации

ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет


 

Заочная форма обучения

с использованием дистанционных образовательных  технологий

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Административное право »

Тема «Исполнительная власть в субъектах РФ и местное самоуправление»

 

 

Вариант № 6

 

 

 

 

Студент В.А. Овсянникова

Группа   ЮРбз-0932 Д

Преподаватель: А.А. Мусаткина

«19» января 2013 г.

 

 

Тольятти 2013 г.

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………..……….…3

Глава 1. Понятие, система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ……………………………………………………………………....6

1.1. Понятие органов исполнительной власти субъектов РФ..………………...6

1.2. Система и структура органов  исполнительной власти в субъектах РФ.....9

Глава 2. Понятие и структура органов местного самоуправления…..……….11

2.1. Понятие органов местного самоуправления…………………….……..….11

2.2. Понятие «Структура органов местного самоуправления»…………….....16

2.3 Основные модели органов местного самоуправления…………………….19

Заключение………………………………………………………….……………27

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы организации деятельности федеральных органов исполнительной власти и местного самоуправления в общем виде определены в положениях о федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, утвержденных Президентом РФ и Правительством РФ.

В разделе III каждого положения  «Организация деятельности» определяется статус руководителя соответствующего органа как должностного лица, несущего персональную ответственность за выполнение возложенных на данный орган задач, перечисляются его полномочия, касающиеся, в частности, работы с кадрами государственной службы, назначения должностных лиц в аппарате данного органа, а также территориальных органах.

Правительством РФ приняты меры по дальнейшей конкретизации правил, определяющих порядок деятельности федеральных органов исполнительной власти. Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, устанавливает общие правила организации деятельности указанных органов по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении службами и федеральными агентствами. 1

Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает свой регламент, руководствуясь Типовым регламентом, а также административный регламент  исполнения государственных функций, административный регламент предоставления государственных услуг и должностной регламент гражданских государственных служащих данного органа, «содержание последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий». В данном постановлении установлены правила разработки и утверждения соответствующих регламентов.

Упомянутый Типовой регламент  устанавливает правила подготовки и принятия федеральными министерствами нормативных правовых актов в  установленной сфере деятельности, а также порядок предоставления федеральными агентствами государственных услуг, осуществления федеральными службами контроля и надзора. При этом необходимо обратить внимание, что «объекты контроля и надзора, требования к осуществлению контроля и надзора устанавливаются федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ».

Необходимо сделать вывод, что  детальному правовому регулированию  подвергалась внутриорганизационная  деятельность системы федеральных  органов исполнительной власти.

Объект исследования – исполнительная власть в субъектах РФ и местное самоуправление.

Предмет исследования – понятие, система и структура органов исполнительной власти субъектов РФ.

Цель написания работы: определение  система и структуры органов исполнительной власти в субъектах РФ.

При написании курсовой работы решались следующие задачи:

  • отбор и изучение первоисточников, определяющих понятия, признаки и особенности исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении;
  • отбор и изучение научных статей и учебных пособий, комментирующих положения первоисточников по проблемам исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении ;
  • изучение правоприменительной практики, отражающей степень развития исполнительной власти в субъектах РФ и местном самоуправлении;
  • осуществление построения структуры работы и размещения текста;
  • формулирование выводов, заключений;
  • формирование библиографического списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, система  и структура органов исполнительной власти субъектов РФ.

1.1. Понятие органов  исполнительной власти субъектов.

    В Конституции РФ закреплено (ч. 1 ст. 77), что система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Исходя из норм ст. 72, 73, 77 Конституции  РФ следует выделить два вида органов  исполнительной власти субъектов РФ:

1. Органы, входящие в единую систему органов исполнительной власти вместе с федеральными органами исполнительной власти по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения России и ее субъектов;

2. Органы исполнительной власти  субъектов РФ, образуемые по предметам «исключительного» ведения субъектов.

Наряду с Конституцией РФ и федеральными законами правовую основу организации  и системы органов исполнительной власти субъектов РФ составляют конституции  республик и уставы других субъектов:

- краев;

- областей;

- городов федерального значения.2

Особое значение имеет Федеральный  закон от 6 октября 1999 г. «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В  данном законе определены принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов РФ:

- государственная и территориальная  целостность Российской Федерации;

- распространение суверенитета  Российской Федерации на всю  ее территорию, верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России, единство системы государственной власти;

- разделение государственной власти  на исполнительную и законодательную,  судебную в целях обеспечения  сбалансированности полномочий  и исключения сосредоточения всех полномочий или преимущественно большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;

- разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти Российской  Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- самостоятельное осуществление  органами государственной власти  субъектов принадлежащих им полномочий;

- самостоятельное осуществление  своих полномочий органами местного  самоуправления.3

Согласно с ч. 2 ст. 7 Конституции  РФ в данном Законе подчеркивается, что в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образую единую систему исполнительной власти. В данную систему включаются высший исполнительный орган государственной власти и иные органы, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ. Конституцией (уставом) субъекта устанавливается должность высшего должностного лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система и структура  органов исполнительной власти  в субъектах.

    Система и структура органов исполнительной власти субъекта РФ определяется либо в Конституции республики и уставе иного субъекта РФ, либо законом субъекта:

- о системе исполнительных органов государственной власти;

- о структуре исполнительных  органов государственной власти;

- о схеме управления в субъекте.

В некоторых субъектах РФ приняты  законы структура органов исполнительной власти определяется указами высшего  должностного лица. Актами высшего должностного лица утверждены положения об отдельных органах исполнительной власти. Схема управления и структура высшего органа исполнительной власти субъекта РФ должна определяться законодательным актом субъекта. Часть 2 ст. 5 ФЗ № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.

В субъектах РФ действуют следующие  органы исполнительной власти:

- высшие органы исполнительной  власти, непосредственное руководство  которыми осуществляют высшие  должностные лица субъектов;

- центральные (функциональные) и  отраслевые органы исполнительной власти;

- территориальные органы указанных  центральных органов.

В структуре органов исполнительной власти субъекта РФ важное место занимают органы исполнительной власти, входящие в систему федеральных органов  исполнительной власти (органы внутренних дел), в которых объединены начала централизации и децентрализации, ибо они являются органами «двойного» подчинения:

· по вертикали - одноименному федеральному министерству

· по горизонтали - высшему органу исполнительной власти с преобладанием начал централизации.

Это проявляется в порядке назначения руководителей органов внутренних дел по вертикали, а также в  утверждении из федерального центра типовых положений об этих органах.

Те органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание сферы, области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления, главные управления, комитеты.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ также входят органы, ведающие имуществом, собственником которого является субъект, некоторые государственные органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Очень важное значение для практической деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ имеет распределение  полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в тех областях социальной сферы и хозяйства, которые отнесены к предметам совместного владения.4

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и структура  органов местного самоуправления.

2.1. Понятие органов  местного самоуправления.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления. через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130). При определении понятия местного самоуправления в Федеральном законе № 131 – ФЗ акцент делается на деятельности населения и (или) органов местного самоуправления, решающих вопросы местного значения.5

Отсюда следует два вывода. Во – первых, органы местного самоуправления наряду с отдельными гражданами, населением всего муниципального образования или его частим являются основными субъектами в системе местного самоуправления. При этом в силу того. Что органы местного самоуправления формируются на основе волеизъявления населения, граждане считаются первичными субъектами местного самоуправления, а органы – вторичными.

Во – вторых, поскольку местное  самоуправление – одна из форм осуществления  народом своей власти, то все органы местного самоуправления (как выборные так и не выборные) должны приобрести свои властные полномочия через процедуру, прямо или косвенно связанную с проявлением воли граждан на выборах. Значит другими (не выборными) органами местного самоуправления могут считаться не любые структуры, решающие вопросы местного значения, а лишь те, которые сформированы органами или должностными лицами, получившими свои полномочия на муниципальных выборах.

Именно эти две возможности  формирования органов местного самоуправления – непосредственно на выборах  или путем образования представительным органом – отражены теперь в Федеральном законе «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131- ФЗ. В статье 2 этого закона органами местного самоуправления называются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как видим, в этом определении указан еще один важный признак – самостоятельность органа в виде наличия у него собственных полномочий по решению вопросов местного значения. В процитированной статье 2 ничего не сказано о том, каким образом должно происходить наделение собственными полномочиями, но в статье 34 об органах местного самоуправления содержится ключевое положение о том, что все органы (обязательные, необязательные и иные) должны быть предусмотрены уставом муниципального образования.

Информация о работе Исполнительная власть в субъектах РФ и местное самоуправление