Источники административного права, история развития законодательства государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих.

Содержание работы

Введение …………………………………………….
с. 2
1.
Источники административного права……………..
с. 3-4
2.1.
История развития законодательства о государственной службе Российской Федерации…………………………………………..

с.5-11
2.2.
Понятие, система и принципы государственной службы……………………………………………….

с.11-17

Заключение…………………………………………..
с. 18-19

Литература …………………………………………..
с. 20

Файлы: 1 файл

К.Р.административное право.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Целями дальнейшего реформирования государственной службы является кардинальное  повышение ее эффективности в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создание целостной  систем государственной  службы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей РФ, а также проводимых в стране административной, судебной, военной и других реформ. Для достижения этих целей  в федеральной программе «Реформирование государственной  службы РФ(2003-2005 г.), утвержденной Указом Президента от 19 ноября 2002г.10, предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на совершенствование правовых, организационных, финансовых, и методических  основ  государственной  службы.

23 июля 2003г. был издан Указ  Президента РФ «О мерах проведения  административной реформы в 2003-2004годах». Планировалось устранить избыточные функции  министерств и ведомств, одновременно сократить численность государственных служащих и  установить им денежное содержание с учетом квалификации и персональной эффективности. В ходе реализации указов президента от 9 марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 10 апреля 2004г. «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности РФ, и лиц замещающих отдельные должности федеральной государственной службы»11 сокращена численность работников центральных аппаратов  этих органов примерно на 20%, а за счет этого повышены размеры денежного содержания лиц, состоящих на государственной службе в этих органах.

Президент страны в Послании Федеральному Собранию РФ 25 апреля 2005г. отметил: «Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и надменную касту, понимающую государственную  службу как разновидность бизнеса. И поэтому задачей номер один для нас по- прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности , предоставление ими  качественных публичных услуг населению.» 12   

2.2.Понятие, система и принципы государственной службы   

 

К числу важнейших  правовых и организационных основ  системы государственной службы в РФ  относятся понятия государственной  службы и ее видов, принципы ее построения и функционирования, классификация должностей государственной  службы и государственных служащих, квалификационные требования к государственным служащим, а так же правовое положение (статус) государственных служащих.

В Федеральном законе от 27 мая 2003г. «О системе государственной  службы в РФ « в соответствии с  Конституцией РФ определены единые, правовые и организационные основы системы  государственной  службы, в том  числе управления в этой сфере, а также закреплены общие правила государственной службы России, которые должны применятся при правовом регулировании всех видов и уровней государственной службы и применении их на практике  соответствующими государственными органами  и должностными лицами.

Впервые понятие государственной  службы было нормативно закреплено в  п.1 ст. 2 Федерального закона  от 31 июля 1995г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации» (ныне утратившим силу), где под государственной  службой  понималось профессиональная деятельность граждан РФ  по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов.

 В ст. Закона «О  системе государственной  службы  Российской Федерации» дано новое  определение понятия государственной  службы. Теперь государственная  служба  РФ определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных  государственных органов; субъектов Федераций; органов государственной власти субъектов Федераций, иных государственных органов субъектов Федераций; лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица,  замещающих  государственные должности РФ); лиц, замещающих должности, установленные конституциями, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Федераций (лица, замещающие государственные должности субъектов федераций).

 Что касается лиц,  замещающих государственные должности  РФ, то сводный перечень наименований  таких должностей был утвержден  Указом Президента РФ от 11 января 1995г13. Сюда относятся: Президент и Председатель правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители законодательной и исполнительной власти субъектов Федераций, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие эти должности  и не являющиеся государственными служащими, осуществляют общегосударственные  функции, и на них в соответствии с их компетенцией возлагается ответственность за положение дел в стране, нормальное функционирование государственного аппарата.

Государственная служба представляет собой вид общественно полезной профессиональной служебной деятельности, которая хотя и носит обслуживающий (обеспечивающий) характер, в конечном итоге заключается в содействии по реализации задач и функций  того государственного органа, службы или учреждения, в котором государственный служащий проходит службу.

Федеральным законом  от 27 мая 2003г. установлена новая система  государственной службы с видовой  классификацией. Если ранее, согласно Федеральному закону «Об основах  государственной  службы Российской Федерации», государственная  служба подразделялась только по уровням – на федеральную и субъектов РФ, то теперь, согласно закону от 27 мая 2004г., она подразделяется на три вида – гражданскую, военную и правоохранительную. При этом только гражданская государственная  служба подразделяется на  федеральную государственную гражданскую  службу  государственную гражданскую службу субъектов РФ. А военная и правоохранительную служба наряду с государственной гражданской службой  считаются видами федеральной государственной  службы  (см. схему 1). Наряду с федеральной государственной  службой в России складывается государственная гражданская  служба субъектов Федераций, которая в значительной степени регулируется региональным законодательством исходя из общин (единых) правовых и организационных основ, но с учетом местных условий.

Законом о системе  государственной  службы в РФ установлены  следующие основные принципы ее построения и функционирования.

  1. Принцип федерализма, который обеспечивает единство системы государственной  службы и соблюдения конституционного разграничения предметов  ведения и полномочий федеральными органами  государственной власти и органами государственной власти субъектов Федераций. Согласно п. «Т» ст.71 Конституции в ведении РФ находится федеральная государственная служба.

Учитывая  наличие  в субъектах РФ (республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области), только одного вида государственной  службы, Федеральным  законом «О системе государственной  службы Российской Федерации» (ст. 2) установлено, что правовое  регулирование и организация федеральной государственной гражданской  службы  находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской  службы субъекта Федераций  находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов, а ее организация – в ведении субъекта Федерации.

  1. Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении  своих задач и функций  обязаны строго соблюдать  законы и иные нормативные акты о государственной  службе. Принцип законности  отражает требования ст. 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ, а все остальные нормативно правовые акты, в том числе по вопросам государственной  службы, должны соответствовать Конституции. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение  своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной гражданской службы, по сравнению с актами федеральными. Понимание и применение всех правовых актов должно быть единообразным. Всякое правонарушение неизбежно должно влечь ответственность виновных лиц.
  2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдение  и защиты представляют собой новое явление в российском законодательстве. Для правового государства, которое предполагается создать  в России, должно быть характерным, когда права личности действительно является высшей ценностью, а  все государственные служащие  несут предусмотренную  законодательством РФ ответственность за деяния, нарушающие права  и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от  «усмотрений» органов государства и его работников. Отсюда вытекает необходимость совершенствования национального законодательства, приведение его в соответствие  с общепризнанными принципами и нормами  международного права, международными договорами  России и стандартами, в том числе по вопросам государственной службы.
  3. Принцип равного доступа граждан к  государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции. Это соответствует ст. 25 (п. «с») Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г. Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных  ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия  или отсутствия гражданства  субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе  обусловлена владением государственным языком РФ, возрастом и другими требованиями, установленным федеральным законом о виде государственной службы. Иностранные граждане могут приниматься на военную службу по контракту  на должности солдат, матросов, сержантов и старшин.
  4. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода  к организации государственной службы, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федераций. Конечно, субъекты Федерации,  действуя в рамках своей компетенции, вправе сами определять структуру своих органов власти, органов по вопросам государственной гражданской службы и кадров и самостоятельно осуществлять кадровую политику. Однако при этом должны использоваться  общероссийская система государственных должностей, классных чинов, единый порядок прохождения государственной гражданской службы.
  5. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы нашел свое отражение в законодательном закреплении единства основных  квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы. Требований к профессиональной подготовке, переподготовке по повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения.
  6. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой  эффективного функционирования государственной службы.

Статьей 15 Конституции  установлено, что законы подлежат обязательному  опубликованию, неопубликованные законы не применяются.

Подлинной подконтрольности государственных служащих  не может быть без разрешения гласности, учета общественного мнения, открытости и доступности  для контроля, систематического освещения  деятельности органов государственной власти  средствами массовой информации. Ни один работник государственных  органов не может оставаться вне контроля, вне критики.

  1. Принцип профессионализма  и компетентности   государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее  знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника.
  2. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность  как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения  нормальной деятельности  государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных  принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Современная  государственная  служба  РФ  представляет  собой  правовую  материю,  которая  находится  в  постоянном  движении:  она  изменяется,  дополняется,  идёт  поиск  новых  инструментов  в  разрешении  существующих  проблем,  разрабатываются  новые  нормативные  акты,  регламентирующие государственно-служебные  отношения.  Перечисление  проблем  государственной  службы  России  свидетельствует  о  том,  что  в  этой  области  в  будущем  должны  произойти  важнейшие  изменения.

Современное  развитие  законодательства  позволяет  утверждать,  что  Россия  находится  на  пути  возрождения института  профессионального  чиновничества.  Этот  институт,  основываясь на  профессионализме,  способностях,  политическом  нейтралитете  служащих  и качественном  исполнении  служебных обязанностей,  во  многих  странах обеспечивает  стабильное  государственной управление  и является  важнейшим  фактором  сохранения  и  развития  государственности.

Реформирование государственной  службы  обусловлено  многими  факторами,  главными из  которых  являются:

-  необходимость   реформ  системы  государственного  управления  и  создания  новой   государственности  в  РФ;

-  обеспечение  действия  принципа  разделения  государственной   власти  на  законодательную,  судебную  и  исполнительную;

-  осуществление   правовой  реформы;

-  проведение  экономической   и  хозяйственной  реформы;

-  укрепление  органов  федеральной  государственной  власти;

-  укрепление органов   государственной  власти  субъектов   РФ  и  органов  местного  самоуправления;

-  создание  государственного  и  муниципального  аппарата  в  субъектах  РФ;

-  необходимость   выработки   концепции и  практическое  осуществление новой  государственной  кадровой  политики; 

-  проведение  в   проведении  организационно-правовых  мероприятий  в  федеральных   и  региональных  органах   государственной  власти;

-  кардинальное  изменение   действующего    и  создание  нового  законодательства   о  государственной  службе.

Правовое  регулирование  государственно-служебных  процессов  в  настоящее  время  отстаёт  от  темпов  развития  тенденций  и  закономерностей  в  реформировании  системы  государственного  управления,  аппарата  государства,  муниципальных  органов.  Государственная  служба  как  правовой  институт  должна  обеспечить  стабильное  управление;  она  может  играть  определённую  роль  в  стабилизации  социально-политической  жизни,  разрешении  политических  конфликтов,  уравновешивании действий  различных политических  сил.           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  1. Конституция РФ.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право РФ. М.: Зерцало 2005.
  4. Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (Практика России) // Государство и право. 2004. № 1.
  5. Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М, 2005.

1 Алехин А.П., Козлов Ю.М. Указ. соч. С.56.

2 См., напр.: Пономарев С. Кодекс или Основы законодательства об административных правонарушениях? // Российская юстиция. 1996. № 1. С. 50-52.; Студеникина М. Административная юстиция: какой путь избрать в России? // Российская юстиция. 1996. № 5. С. 50.

Информация о работе Источники административного права, история развития законодательства государственной службы в Российской Федерации