Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:15, контрольная работа

Описание работы

Римское право – это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. На всем протяжении истории общества не встречается другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2.
Основная часть
Обычное право ……………………………………………………………..…..3.
Понятие и правовое содержание законов………………………...…………..5.
Виды законов………………………………………………………..………….8.
Jus civile. Цивильное право……………………………………………...……10.
Магистратское право………………………………………………...………..13.
Формы деятельности римских юристов……………………………….…….15.
Постановления государя………………………………………………...……16.
Заключение………………………………………………………………………18.
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.40 Кб (Скачать файл)

Первое (и еще довольно значительное) время после издания законов XII таблиц развитие права совершается почти исключительно путем interpretatio. Всякий, даже очень совершенный с редакционной стороны, современный закон при своем применении к конкретным случаям и к конкретным вопросам жизни нуждается в детальном истолковании своего истинного смысла. Если роль толкования велика и в современной юридической жизни, то еще большее актуальной она была в ранние эпохи. Лицам, в руках которых находилось применение этих законов, приходилось сплошь и рядом производить очень сложную умственную работу, чтобы подвести тот или другой конкретный случай под то или иное постановление XII таблиц, выраженное по большей части неполно и казуистично.

Лицами, в руках которых сосредоточивалось в древнейшее время знание и толкование права, были понтифики. Накоплявшаяся в течение многих поколений интерпретационная традиция отлагалась постепенно в понтификальных записях - commen-tarii pontificum, которые являлись, таким образом, зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии, были закрыты для непосвященных.

Рядом с развитием цивильного права путем interpretatio идет и прямая законодательная деятельность народа. Нормальным органом законодательной власти в этом периоде являются, как известно, народные собрания; поэтому и нормальной формой закона является lex, то есть постановление комиций, а со времени - и plebiscitum (плебисцит - выражение воли народа). При этом инициатива закона могла исходить только от магистрата.

Таким образом, в объективном смысле цивильное право есть совокупность норм, изданных законодательной властью и абсолютно обязательных как для граждан, так и для магистратов, и притом обязательных навсегда - до отмены. В субъективном смысле цивильное право есть непосредственное властное отношение к вещи или лицу.

 

 

 

Магистратское право

Магистратское право  (англ. magistrate law) подсистема римского гражданского права, источниками которого являлись решения,  принятые магистратами при реализации ими своих судебных и управленческих полномочий (jus honorarium). Полномочия по изданию правоустанавливающих эдиктов имели только некоторые магистраты. Этиполномочия вытекали из:

a) jurisdictio - права лично отправлять правосудие в определенной сфере;

б) imperium - специального уполномочия высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась как судебная, так и  административная власть в целях общего блага, в т.ч. и «поддерживать, дополнять и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; imperium, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы.

Важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших М.п., стали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. Первые касались преимущественно вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностейучастников сделок, исковых требований, вытекавших из рыночного оборота. Провинциальные эдикты были посвящены утверждению местных узаконений и правовых обычаев, нововведениям начальников провинции, заимствованиям из преторских эдиктов правил, пригодных для соответствующего города или провинции по усмотрению начальника. Правоиздания указов претором возникло одновременно с учреждением в 367 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, в т.ч. контроль заправоприменением, постольку его функциями были не только личное отправление правосудия, но и дача рекомендацийсудьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение срока своих полномочий. Различались новые и перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемыепретором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника.

Эдикты подразделялись также на:

а) постоянные, содержавшие правоположения, обязательные для юридической практикина протяжении всего срока полномочий, и

 б) непредвиденные, касавшиеся  казусных обстоятельств либо правопримененияв отношении отдельных личностей. Законом Корнелия (67 г. до н.э.) преторам было строго предписано придерживаться правил постоянного эдикта.

Постоянный эдикт (edictum perpetuum) вследствие особой роли претора в судебном процессе постепенно вбирал рекомендации по многим вопросам не только процессуального, но и материального права. Их объем со временем превысил правоположения отправных законов. В 131 г. н.э. римский правовед Савелий Юлиан по поручению императора кодифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов в единый Edictum perpetuum. Этот акт обобщил постановления по подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика, определению существа спора, исполнению судебного решения, особым формам преторской охраны.

 

 

 

 

 

Формы деятельности римских юристов

Важную роль в развитии римского классического права сыграли римские юристы. Как правило, это были выходцы из знатных и зажиточных семей, глубоко и разносторонне образованные. В своей деятельности они, разумеется, всецело руководствовались волей господствующего класса, в центре их внимания была защита интересов собственников. Вместе с тем в среде юристов распространение имели и представления о высоком назначении права и юриспруденции. Как бы 
предвосхищая позднейшие теории “правового государства и конституционной формы правления”, они полагали, что право является одной из основ государственной жизни народа.

В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, a также scribere.

Термином respondere обозначается консультационная работа римских юристов — дача гражданам, обращавшимся к юристу, советов по возбуждавшим сомнение вопросам; cavere — ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок, также путем совета не включать какое-либо невыгодное условие и т. п.; для этой цели юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином scribere—писать); наконец, agere обозначало руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката).

Таким образом, юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формуляры договоров, заключаемых частными лицами, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы, исходившие от частных лиц. В этой последней форме юристы более активно толковали право и одновременно восполняли пробелы в нем.

Постановления государя

С оформлением в государственно-политической культуре единоличной верховной власти, впоследствии монархической, источником права стали и издаваемые государем, монархом, императоромпостановления (constitutiones). Отражая содержание переданной государю власти (см. II.4), эти постановления считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами. Постановления имели несколько видов, существенных не только в формальном, но и в содержательном отношении.

Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным государем как высшим должностным лицом; в нем могли правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции вообще всех магистратов государства — т.е. как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам, как правило, в отношении правоприменения; главным образом эти акты касались юрисдикции наместников и преторов, соответственно в них рассматривались самые разнообразные вопросы по преимуществу уголовного или частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных или должностных лиц. В первом случае ответ представлял простую резолюцию на прошении, написанную самим государем. Во втором — ответ на запрос магистрата составлялся в виде особого письма и имел специальное наименование epistola. Аналогичный ответ на запрос общины, города или корпорации квалифицировался как «прагматическая санкция». Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному делу, имевшим по правилам аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями  монарха как высшего судьи государства.                              

По силе своего действия постановления государя подразделялись на всеобщие (c.generales) и индивидуальные (c.personales). Первые имели значение наравне с законами, в строгом смысле к ним относились только эдикты и мандаты. Но с прекращением власти государя (его кончиной и т.д.), подразумевалось, эти акты теряли юридическую силу. Вторые — рескрипты и декреты — как правило, адресовались конкретному лицу или ситуации; но действие их считалось постоянным для права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Римское частное право стало "общим правом" ряда государств и фундаментом дальнейшего развития и феодального и буржуазного права. Оно приобрело уже через ряд столетий после падения Рима значение действующего права в ряде государств Центральной и Южной Европы. Немалую роль сыграли при этом "абстрактность" римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов.

Римское публичное право, по общему правилу, умерло вместе с падением Рима. И если германская империя присвоила себе гордое название "священной римской империи", если во многих государствах были учреждаемы сенаты, если титул императора получил значительное распространение, если и Наполеон до того, как стать императором, измыслил должность первого "консула", то все это явилось лишь заимствованием некогда знаменитого титула, но отнюдь не воскрешением римских государственных учреждений.

Римское частное право как право рабовладельческого государства не могло в своем неприкосновенном виде стать законом общества, в недрах которого уже начали развиваться буржуазные отношения. Римское право подвергалось многочисленным приспособлениям, далеко идущим толкованиям и переработке, и этим путем создалось, преимущественно в Германии XVI -XVII вв., то "искаженное" римское право, которое получило название пандектного права или же странное и нелогичное название "современного римского права". Наряду с этим, тексты римских источников подвергались формально-логической обработке: из них извлекались общие принципы, которые располагались во внешне стройном порядке. Эта переработка не являлась, однако, результатом сознательного стремления исказить римское частное право; она являлась исторически необходимым процессом

приспособления римского права к новым производственным отношениям. Но чем дальше, тем больше пандектное право отходило от "чистого" римского права. Значению последнего содействовало и то, что тексты римского права явились той основой, на которой развилась общая теория буржуазного гражданского права. Многочисленные теории сделки и волеизъявления, договора и договорной ответственности, вины, понятия, и зашиты владения и т. п. базируются на текстах римского права. Но самих этих теорий в Риме, конечно, не было.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Большая юридическая энциклопедия. Эксмо. 2006., 688 с.

2.Основы римского  частного права. /Кофанов Л.Л., отв. ред. Нижний Новгород 2000.

3. Перетерский И.С. Римское частное право – М.: Юристъ, 2001г. – 681 с.

4. Новицкий  И.Б. Римское право. М., 1996.

5. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Задача 1.

Совет общины отпустил на волю, т. е. обратно в положение вольноотпущенника, Сикста, иноземца, отличившегося примерным поведением и трудолюбием. Спустя некоторое время Сикст повздорил с одним из членов Совета и предъявил против него иск. Законен ли такой иск?

Решение:

Вольноотпущенные- это люди, отпущенные на свободу из законного рабства. Они не приобретали всей полноты правоспособности,  были обязаны своим старым хозяевам. И были предусмотрены случаи, когда вольноотпущенные возвращались в рабское состояние. Он не мог предъявлять иски против одного из членов общины, потому что не был полностью правоспособен.

Задача 2.

Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не оказывается, то следует…»

Решение:

применять право, которым пользуется город Рим

 

 

 


Информация о работе Источники римского права