Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 16:15, контрольная работа
Римское право – это система права, сложившаяся в наиболее развитом государстве древнего мира – Древнем Риме, и ставшая основной для правовых систем большинства современных европейских государств. На всем протяжении истории общества не встречается другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское частное право.
Введение…………………………………………………………………………..2.
Основная часть
Обычное право ……………………………………………………………..…..3.
Понятие и правовое содержание законов………………………...…………..5.
Виды законов………………………………………………………..………….8.
Jus civile. Цивильное право……………………………………………...……10.
Магистратское право………………………………………………...………..13.
Формы деятельности римских юристов……………………………….…….15.
Постановления государя………………………………………………...……16.
Заключение………………………………………………………………………18.
Список литературы…………………
Первое (и еще довольно значительное) время после издания законов XII таблиц развитие права совершается почти исключительно путем interpretatio. Всякий, даже очень совершенный с редакционной стороны, современный закон при своем применении к конкретным случаям и к конкретным вопросам жизни нуждается в детальном истолковании своего истинного смысла. Если роль толкования велика и в современной юридической жизни, то еще большее актуальной она была в ранние эпохи. Лицам, в руках которых находилось применение этих законов, приходилось сплошь и рядом производить очень сложную умственную работу, чтобы подвести тот или другой конкретный случай под то или иное постановление XII таблиц, выраженное по большей части неполно и казуистично.
Лицами, в руках которых сосредоточивалось в древнейшее время знание и толкование права, были понтифики. Накоплявшаяся в течение многих поколений интерпретационная традиция отлагалась постепенно в понтификальных записях - commen-tarii pontificum, которые являлись, таким образом, зародышем юридической литературы. Но эти комментарии, равно как и другие дела коллегии, были закрыты для непосвященных.
Рядом с развитием цивильного права путем interpretatio идет и прямая законодательная деятельность народа. Нормальным органом законодательной власти в этом периоде являются, как известно, народные собрания; поэтому и нормальной формой закона является lex, то есть постановление комиций, а со времени - и plebiscitum (плебисцит - выражение воли народа). При этом инициатива закона могла исходить только от магистрата.
Таким образом, в объективном смысле цивильное право есть совокупность норм, изданных законодательной властью и абсолютно обязательных как для граждан, так и для магистратов, и притом обязательных навсегда - до отмены. В субъективном смысле цивильное право есть непосредственное властное отношение к вещи или лицу.
Магистратское право (англ.
magistrate law) подсистема римского гражданского права, источниками которого являлись
решения, принятые магистратами при реал
a) jurisdictio - права лично отправлять правосудие в определенной сфере;
б) imperium - специального уполномочия
высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась
как судебная, так и административная власть в целях общего блага, в т.ч.
и «поддерживать, дополнять и улучшать
jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали
т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило
поддержание общественного порядка в узком смысле; imperium, помимо консулов, обладали начальники провинций (
Важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших М.п., стали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. Первые касались преимущественно
вопросов правового регулирования торговли, прав и обязанностейучастников сделок, исковых требований, вытекавших
из рыночного оборота. Провинциальные эдикты были посвящены утверждению
местных узаконений и правовых обычаев, нововведениям
начальников провинции, заимств
Эдикты подразделялись также на:
а) постоянные, содержавшие правоположения, обязательные для юридической практикина протяжении всего срока полномочий, и
б) непредвиденные, касавшиеся
казусных обстоятельств либо пр
Постоянный эдикт (edictum perpetuum) вследствие особой
роли претора в судебном процессе постепенно
вбирал рекомендации по многим вопросам
не только процессуального, но и материального права. Их объем со временем превысил
правоположения отправных законов. В 131 г. н.э. римский правовед
Савелий Юлиан по поручению императора кодифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов в единый Edictum perpetuum. Этот акт обобщил постановления по подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика, определению
Формы деятельности римских юристов
Важную роль в развитии римского классического
права сыграли римские юристы. Как правило,
это были выходцы из знатных и зажиточных
семей, глубоко и разносторонне образованные.
В своей деятельности они, разумеется,
всецело руководствовались волей господствующего
класса, в центре их внимания была защита
интересов собственников. Вместе с тем
в среде юристов распространение имели
и представления о высоком назначении
права и юриспруденции. Как бы
предвосхищая позднейшие теории “правового
государства и конституционной формы
правления”, они полагали, что право является
одной из основ государственной жизни
народа.
В произведениях Цицерона формы деятельности римских юристов характеризуются терминами respondere, cavere, agere, a также scribere.
Термином respondere обозначается консультационная работа римских юристов — дача гражданам, обращавшимся к юристу, советов по возбуждавшим сомнение вопросам; cavere — ограждение интересов данного гражданина при совершении сделок, также путем совета не включать какое-либо невыгодное условие и т. п.; для этой цели юрист часто составлял формуляр договора, писал другие деловые документы (эта форма деятельности обозначалась и термином scribere—писать); наконец, agere обозначало руководить процессуальными действиями сторон (но не вести дело в качестве адвоката).
Таким образом, юристы обучали знанию права, были юридическими советниками должностных лиц, составляли формуляры договоров, заключаемых частными лицами, оказывали юридическую помощь своими советами и давали ответы на юридические вопросы, исходившие от частных лиц. В этой последней форме юристы более активно толковали право и одновременно восполняли пробелы в нем.
Постановления государя
С оформлением в государственно-политической культуре единоличной верховной власти, впоследствии монархической, источником права стали и издаваемые государем, монархом, императоромпостановления (constitutiones). Отражая содержание переданной государю власти (см. II.4), эти постановления считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами. Постановления имели несколько видов, существенных не только в формальном, но и в содержательном отношении.
Эдикт, или указ, (edictum) считался актом, изданным государем как
высшим должностным лицом; в нем могли
правоустанавливаться все нормы, отнесенные
к компетенции вообще всех магистратов
государства — т.е. как в сфере публичного,
так и частного права. Поручение, или мандат, (mandatum) содержало инструкции должностным лицам,
как правило, в отношении правоприменения;
главным образом эти акты касались юрисдикции
наместников и преторов, соответственно
в них рассматривались самые разнообразные
вопросы по преимуществу уголовного или
частного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы
частных или должностных лиц. В первом
случае ответ представлял простую резолюцию
на прошении, написанную самим государем.
Во втором — ответ на запрос магистрата
составлялся в виде особого письма и имел
специальное наименование epistola. Аналогичный ответ на запрос общины,
города или корпорации квалифицировался
как «прагматическая санкция». Декрет (decretum) был судебным решением государя по конкретному
делу, имевшим по правилам аналогии распространительное
значение. Его содержание предопределялось
судебными полномочиями монарха как высшего
судьи государства.
По силе своего действия постановления государя подразделялись на всеобщие (c.generales) и индивидуальные (c.personales). Первые имели значение наравне с законами, в строгом смысле к ним относились только эдикты и мандаты. Но с прекращением власти государя (его кончиной и т.д.), подразумевалось, эти акты теряли юридическую силу. Вторые — рескрипты и декреты — как правило, адресовались конкретному лицу или ситуации; но действие их считалось постоянным для права.
4. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1996.
Продолжите умозаключение юриста Юлиана, касающееся перерастания обычая в закон: «Если мы не имеем писаных законов для каких-либо дел, то следует установленное нравами и обычаем; а если этого нет для какого-либо дела, то следует соблюдать наиболее близкое и вытекающее из последнего правило; если и этого не оказывается, то следует…»