История становления государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 20:22, доклад

Описание работы

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства. В истории государственной службы можно выделить несколько периодов: Этапы:
XV-XVII века период становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений - "приказов" - в более или менее устойчивые должности.
Государственная служба возникла в период начала формирования государственности на Руси. Во времена Московского великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную службу.

Файлы: 1 файл

История государственной службы.docx

— 20.54 Кб (Скачать файл)

История государственной  службы России насчитывает несколько  столетий. Она неразрывно связана  с созданием русского централизованного  государства. В истории государственной  службы можно выделить несколько  периодов:              Этапы:

  1. XV-XVII века период становления государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности, складывание и развитие приказной системы, превращение поручений - "приказов" - в более или менее устойчивые должности.

Государственная служба возникла в  период начала формирования государственности  на Руси. Во времена Московского  великого княжества были служилые князья, связанные с великим князем обязанностью служить ему, нести общую военную  службу.

Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в  структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной  власти.

  1. Рубежное событие, придавшее службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром I "Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных".

Табель о рангах был задуман  и учрежден в рамках и контексте  широкой и комплексной реформы  всего Российского государства. Например: создание практически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империи.

В течение второй четверти XVIII в. Табель о рангах выступала как регулятор  государственной службы. Дворянам обеспечивались преимущества при чинопроизводстве по сравнению с представителями  других сословий. Кроме того, всячески затруднялось проникновение в государственный  аппарат выходцев из податных сословий, а также продвижение по службе для них и для разночинцев.

Появление признаков сословия, т.е. устойчивых особенностей юридического статуса, было обусловлено необходимостью обеспечить привилегированное положение  государственных служащих как носителей  государственной власти, не допустить  размывания дворянской сословности  из-за проникновения в дворянство с помощью механизма, предусмотренного Табелью о рангах, представителей других сословий.

Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества  было введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Устанавливалась возможность дифференцированного подхода к оплате труда мелких канцелярских служащих в зависимости от их способностей и прилежания. Высшие должностные лица производили жалование низшим, имели право регулировать количественный состав нижних канцелярских служащих, не превышая положенной штатной суммы. Высшие чиновники, имевшие офицерский (в том числе соответствующий статский чин), должны были получать жалованье в точном соответствии со штатными окладами.

  1. В годы правления Николая I (1825-1855гг.) произошло фактическое разделение государственной службы; государственная служба распалась на военную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приобретать свои специфические свойства.

В течение XIX в. основными условиями поступления на государственную службу были происхождение, возраст, знания, подданство, "гражданская честь".

В гражданскую службу постепенно вносились  изменения и дополнения, особенно много после отмены крепостного  права в 1861 году и проведения известных  реформ Александра II (1855-18881гг.). Гражданская  служба получила свою линию развития и итоговое закрепление в обобщенном законодательстве 1896 года.

Законодательство Российской империи  устанавливало минимальный возраст  для поступления на государственную  службу с 14 лет (действительной она  считалась только с 16 лет).

С назначением на должность гражданской  службы канцелярский служитель или  чиновник получал содержание (зарплату), которое состояло из жалованья, столовых денег, квартирных денег или казенной квартиры. Руководитель учреждения имел право содержать на службе меньше лиц, чем положено по штату. Сэкономленные  таким способом деньги он мог использовать на содержание наиболее отличившихся работников.

Государственный служащий имел право  на отпуск сроком до 4 месяцев, в том  числе с сохранением содержания до 2 месяцев. Вместе с тем, отпуск на срок более месяца в гражданской  службе мог быть предоставлен не более  раза в два года.

 

  1. После Октябрьской революции 1917 г. были подписаны декреты Я.М. Свердловым (23 ноября 1917 года) «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», и В.И.Лениным (16 декабря 1917 года) «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в результате чего было отменено дореволюционное законодательство о государственной службе, при этом взамен не было выработано полноценной правовой базы госслужбы.

Существовавшая в советский  период практика подбора и расстановки  кадров была основана на "номенклатуре", представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных  и общественных организаций, при  приеме на которые требовалась санкция  соответствующего партийного органа. Государственных служащих в РСФСР и СССР стали относить к административно-управленческому персоналу. Попытки выделить из всей массы служащих управленцев привели к весьма своеобразной трактовке понятия "орган государственного управления".

Сложившаяся "нормативная база" госслужбы в советское время представляла собой комплекс актов различной юридической силы и разнообразной отраслевой принадлежности: одни из них распространялись на всех госслужащих, другие - на отдельные группы лиц, чаще всего занятых в конкретной отрасли управления.

Работа над правовым оформлением  института госслужбы началась в конце 80-х годов, но распад СССР приостановил ее. К решению данной проблемы вернулись уже в условиях независимой России.

 

 

  1. Федеративный договор 1992 г., Конституция РФ 1993г. предусматривали принятие на федеральном уровне основ законодательства о государственной службе, закона о федеральной государственной службе.

31 июля 1995 г. был принят Федеральный  закон N 119-ФЗ "Об основах государственной  службы Российской Федерации", который впервые на законодательном  уровне дал определение понятия  государственной службы как профессиональной  деятельности по обеспечению  исполнения полномочий государственных  органов, а также установивший  категории государственных должностей, принципы государственной службы, перечень квалификационных требований  к государственным служащим, основы  их правового положения, основные  обязанности государственных служащих  и ограничения, связанные с государственной службой. При его создании был использован опыт, накопленный в дореволюционной России, опыт советского периода и зарубежный опыт государственного управления.

Сформировались уровни государственной  службы - федеральная государственная  служба и государственная гражданская  служба субъектов Федерации, а также  фактически сложилось разделение федеральной  государственной службы по видам - гражданская  служба, военная служба, служба в  правоохранительных органах. Таким  образом, различные виды и уровни государственной службы образуют единую систему государственной службы.

Важным этапом реформирования государственной  службы стало принятие в 2003 году ФЗ "О системе государственной службы РФ", в 2004 году ФЗ "О государственной гражданской службе РФ". Данными ФЗ определены новые подходы к формированию кадрового состава государственной гражданской службы, введен конкурсный отбор на вакантные должности государственной гражданской службы и конкретизированы квалификационные требования к гос. гражданским служащим, обеспечивается участие независимых экспертов в аттестационных, конкурсных комиссиях и в комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на гос.гражданской службе.

Опыт осуществления мероприятий  федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", продленной на период 2006 - 2007 годов Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2005г. N 1437 "О продлении срока  реализации федеральной программы "Реформирование государственной  службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)" на 2006 - 2007 годы", выявил сложность  и комплексный характер проблем  реформирования государственной службы, необходимость постановки целей  и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.

В связи с тем, что ряд направлений  реформирования государственной службы оставался нереализованным, в том  числе положения о формировании системы управления государственной службой, Указом Президента РФ была утверждена программа "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)". Цель Программы - создание целостной системы государственной службы посредством завершения реформирования ее видов и создания системы управления государственной службой, формирования высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.


Информация о работе История становления государственной службы