Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 18:52, реферат
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства.
Введение
2
1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи
4
2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления
8
3.Структура органов местного самоуправления
9
4.Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
- местный референдум
- муниципальные выборы
- голосование населения
- сходы граждан
- опросы населения
- собрания (конференции) граждан
- публичные слушания
- обращения граждан
12
5.Современное состояние и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации
19
Заключение
21
Список литературы
Содержание
Введение |
2 |
1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи |
4 |
2.Понятие и состав правовой базы местного самоуправления |
8 |
3.Структура органов местного самоуправления |
9 |
4.Непосредственное участие
граждан в местном - местный референдум - муниципальные выборы - голосование населения - сходы граждан - опросы населения - собрания (конференции) граждан - публичные слушания - обращения граждан |
12 |
5.Современное состояние
и проблемы местного |
19 |
Заключение |
21 |
Список литературы |
22 |
Введение
Кризисная ситуация, сложившаяся в экономике России, сопровождается серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, которые в свою очередь сдерживают развитие Российской Федерации и разрушают ее государственность. В этих условиях важнейшим фактором стабилизации выступают использование потенциала самоорганизации и самоуправления населения для улучшения условий жизнедеятельности и сохранения Российского государства. Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредствам целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Формирование всех систем муниципального
управления связано с двумя основными
общественными проблемами: '' вертикальной''
организацией власти и ее взаимосвязями
с различными городскими и сельскими общинами,
с местным населением различных видов
поселения. В классовом обществе местное
самоуправление (муниципальное управление)
является тем звеном государственно-
Конституция России не только признает и закрепляет местное самоуправление, но и устраивает конституционных принцип- норму о самостоятельности местного самоуправления в пределах его компетенции, отделяя его от системы органов государственной власти, которые не имеют права осуществлять функции муниципального управления. Не обладают такими полномочиями и государственные должностные лица.(Конституция РФ ст.12; “Об общих принципах местного самоуправления в РФ” Закон РФ, Статья 14 п.4)
Конституционно-правовые гарантии местного самоуправления, обеспечение его финансовой и иной автономии и независимости от государственного аппарата, его чиновничества позволяет этому важнейшему политическому институту ускорить формирование и развитие гражданского общества в России, повышение жизненного уровня народа, качества его жизни, и, что очень важно еще, сблизить государственную власть с народом.
Исходя из всего вышесказанного, могу сказать, что я в данной работе попытаюсь раскрыть сущность, цели и задачи местного самоуправления, описать структуру органов местного самоуправления, определить роль граждан в местном самоуправлении и рассказать о современном состоянии местного самоуправления.
1.Местное самоуправление: сущность, цели и задачи
Местное самоуправление согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях и на иных территориях. Закон предусматривает ограничение прав граждан на местное самоуправление на отдельных территориях в целях обеспечения обороноспособности страны, безопасности государства и защиты конституционного строя. Численность поселения не может служить препятствием в осуществлении права граждан на местное самоуправление.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных и других стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, ответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение образа жизни в лучшую сторону; улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей.
Система местных органов самоуправления
всегда тесно связана с административно-
Главная цель создания системы местного самоуправления -- улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Повышение эффективности функционирования всех предприятий и объектов -- основа увеличения бюджетных и внебюджетных доходов местного сообщества.
Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением. Однако это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими. Самоуправление должно согласовываться с деятельностью центральных органов.
Так как местное самоуправление базируется на основе принципов ответственности, то этот термин следует понимать как управление населением соответствующей территории своими делами и под свою ответственность. К предметам ведения местного самоуправления отнесен широкий круг вопросов, в том числе: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и использование местного бюджета; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, учреждений здравоохранения, энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализация. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность.
Методы, применяемые в местном самоуправлении:
экономические;
организационно-
социально-психологические.
Наибольший эффект может быть достигнут только при их сочетании, так как они тесно взаимосвязаны.
Местное самоуправление обладает определенными признаками, среди которых можно отметить следующие:
наличие у муниципального образования собственности и автономного бюджета;
существование и реальное функционирование местных представительных органов;
отсутствие непосредственной (вертикальной) подчиненности местного органа власти вышестоящему;
соблюдение принципа невмешательства центральной власти в решение вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления;
реальная возможность участия всего населения соответствующей территории в процессе выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного значения;
выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления;
свобода и ответственность местных органов самоуправления в рамках своей компетенции при имеющихся ресурсах;
гарантия социальной защиты населения, образующего местное сообщество, особенно при проведении крупномасштабных преобразований.
Положительные стороны местного самоуправления заключаются в следующем:
1.Местное сообщество получает
полную свободу решения всех
социальных, экономических, политических
и других вопросов местного
значения исходя из интересов
населения соответствующего
2.Местное сообщество
3.Расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
4.Местное самоуправление
предусматривает гарантии и
5.Создаются благоприятные
условия для развития
Население, образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов, собраний, конференций, референдумов жителей и т. д.). Население получает закрепленное федеральным законом и уставом местного сообщества право на проявление правотворческой инициативы по всем вопросам местного значения. Это способствует развитию собственной правовой базы муниципальных образований в сочетаниий в соответствии с федеральной правовой базой. Проекты местных нормативно-правовых актов, внесенные населением в органы самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения -- обнародованию для всеобщего сведения.
Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях:
1.Гарантируется соблюдение общегосударственных интересов.
2.Обеспечиваются
3.Сохраняется единое
К числу задач, решаемых с помощью местного самоуправления, относятся следующие:
1.Выявление социальных
целей, приоритетов и потребностей
проживающего на данной
2.Определение потребности территории в трудовых, материальных и финансовых ресурсах.
3.Укрепление финансово-
4.Создание необходимых
условий для высокоэффективной
деятельности всех
5.Обеспечение многообразия
форм участия населения в
6.Формирование новых
7.Повышение инвестиционной привлекательности территории.
2.Понятие и состав
правовой базы местного
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития правовой базы.
Правовая база местного самоуправления - это система законодательных и иных нормативных актов, на основе которых оно функционирует.
Состав правовой базы:
1.Конституция Российской Федерации
2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы
3.Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные федеральные правовые акты
4.Конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные правовые акты органов государственной власти субъектов федерации
5.Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, а также правовая база Российской Федерации, включающая в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Информация о работе Избирательные системы в местном самоуравлении