Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 18:35, курсовая работа
Основой всякой хозяйственной деятельности является стремление к получению наибольшего дохода с наименьшими затратами. В условиях рыночных отношений любому предпринимателю становится объективно необходимым устраивать свое хозяйство как экономически выгодное предприятие, с оптимальными размерами и соотношением объемов и элементов издержек производства.
Введение.
Глава 1. Экономическое содержание издержек производства.
1.1. Понятие издержек производства.
1.2. Теория вопроса.
1.3. Классификация издержек производства.
1.4. Региональные особенности издержек
и затрат предприятия.
1.5. Издержки производства и доход.
Вывод.
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения.
2.1. Анализ издержек производства.
2.2. Основные пути снижения издержек производства.
Выводы.
Заключение.
Литература.
1.5. Издержки производства и доход.
Не надо быть экономистом, чтобы предположить, что издержки производства и доход предприятия — это как положительный и отрицательный полюса магнита. Говоря об издержках производства, французский экономист Д. Сэй (19) так сформулировал основное правило управления производством: «Нужно снижать издержки производства с тем, чтобы увеличить прибыль». Совет этот, действительно, является мудрым в тех случаях, когда отрасли производства, ассортимент выпускаемой продукции и рынки остаются стабильными. Но, сегодня, в быстро меняющемся мире, данное правило уже не является столь же разумным как раньше. В эру постиндустриального общества, в условиях информационного взрыва предприятия должны уделять большое внимание и таким сферам, как реализация, сбыт продукции, увеличение доходов (это, разумеется, связано и с издержками, как будет показано далее), улучшение своего финансового состояния. Сегодня нужно заботиться не только о снижении издержек и цен, но и о повышении качества, улучшении потребительских свойств своей продукции, увеличении объемов продаж товара. Если это не будет делать предприятие, его рано или поздно задавят и выживут с рынка наиболее предприимчивые конкуренты.
Если хозяйство сегодня ищет путь увеличения прибыли только за счет снижения издержек производства, то оно рано или поздно прекращает свое существование.
Прежде чем пытаться выявлять закономерности взаимодействия, следует провести грань между понятиями «доход» и «прибыль».
Доход — чрезвычайно распространенное, широко применяемое и в то же время крайне многозначное понятие, употребляемое в разнообразных значениях. В широком смысле слова обозначает любой приток денежных средств или получение материальных ценностей, обладающих денежной стоимостью. В валовой доход предприятия принято включать выручку, денежные поступления от продажи товаров и услуг, выполнения работ, от продажи имущественных ценностей, проценты, получаемые за счет предоставления денег в кредит, и другие денежные и материальные поступления. Доход государства или региона образуют в основном налоги, платежи, отчисления, рента, поступающие в бюджеты соответствующих уровней.
Теперь дадим понятие следующей экономической категории, такой как «прибыль». Прибыль — превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров; один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, предпринимателя. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении. Полная, валовая (балансовая), чистая и бухгалтерская прибыль нас в дальнейшем интересовать будет незначительно. Экономическая прибыль же учитывает альтернативные издержки, о которых говорилось выше. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включают упущенные возможности.
Главным сегодня для множества предприятий, независимо от организационно-правовой формы и масштабов, является не только забота о снижении издержек производства, но и цен на свою продукцию, с тем, чтобы дать потребителю подешевле товар качества, не ниже прежнего. Важным является способность хозяйства дать потребителю товар высокого качества, или обладающего каким-то новым потребительским свойством.
Издержки производства оказывают влияние на предложение товаров на рынке. Повышение издержек, снижая предложение товаров, приводит к повышению цен на них. Рост цен на товары, в свою очередь, приводит к снижению спроса. А это приводит к снижению цен и предложения товаров, вызывающих последующий рост спроса. Повышение спроса на товары сопровождается повышением цен, увеличением предложения товара и т. д. Таким образом, динамика издержек производства связана как с динамикой цен, так и с изменениями предложения и спроса.
При решении этих задач С.Н. Абдуллина и Н.И. Вишневская (1) обнаруживают, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли. Этот феномен они называют эффектом производственного рычага.
В практических расчетах для определения силы воздействия производственного рычага применяют результат от реализации после возмещения переменных издержек. Результат от реализации после возмещения переменных издержек представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными издержками. Этот показатель в экономической литературе обозначается также как сумма покрытия.
Желательно, чтобы результата от реализации после возмещения переменных издержек хватало не только на покрытие постоянных издержек, но и на формирование прибыли.
Иными словами, сила воздействия производственного рычага равна результату от реализации после возмещения переменных издержек, деленному на прибыль.
При формировании затрат на предприятии определение максимально возможной прибыли не обходится без понятия «порога рентабельности». Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возмещения переменных издержек в точности хватает на покрытие постоянных издержек, и прибыль равна нулю. По-другому, порог рентабельности равен постоянным издержкам, деленным на результат от реализации после возмещения переменных издержек в относительном выражении.
Вычленив из цены единицы товара затраты на реализацию и умножив результат на количество проданных товаров, получим сумму поступлений предпринимателя для покрытия его затрат на производство и формирование прибыли:
П = ( Ц - З ) х О,
где:Ц — цена реализации единицы товара, руб.
З — затраты на реализацию единицы товара, руб.
О — количество реализованных товаров, ед.
П — сумма поступлении для покрытия затрат на производство и формирование прибыли, руб.
Введем в эту формулу переменные и постоянные издержки, но выделим из них расходы на рекламу и на обслуживание компьютерной сети:
Р = ( Ц - ПИ ) х О - ПОИ - ЗР - ЗК ,
где:Р — прибыль, руб.
ПИ — переменные издержки на производство единицы товара, руб.
ПОИ — постоянные издержки, руб.
ЗР — затраты на рекламу, руб.
ЗК — затраты на обслуживание компьютерной сети, руб.
Данная методика, предложенная С.Н. Абдуллиной и Н.И. Вишневской, показывает связь издержек производства и прибыли, зависящей от их уровня; она позволяет с помощью варьирования соотношении между переменными и постоянными издержками получать максимально возможную прибыль.
Приведенная выше методика может быть использована при условии полного, стопроцентного использования производственных мощностей и полной реализации всей продукции, т. е. характеризуют результаты деятельности компании при всех максимумах: выпуска, продаж, выручки.
Вывод.
В данной главе я раскрыла понятие издержек производства – это по своей сути затраты, непосредственно связанные с производством продукции. Указала разные теории возникновения издержек, основоположниками различных времен, начиная от А. Смита, К. Маркса и Ф. Энгельса, А. Маршала и до современных специалистов, занимающихся изучением этой же проблемы. Показала сущность и виды издержек, их влияние на цену, коммерческую политику предприятия и т.д. С помощью приведенных примеров и таблиц раскрыла зависимость издержек от различных факторов производства, а также пути и методы снижения этих затрат. Мы знаем, что главной целью любого предприятия является получение максимальной прибыли и снижение затрат, то мне было необходимо дать определение прибыли, порога рентабельности и т.д.
Подводя итог главе, хотелось бы сделать окончательный вывод сущности издержек: издержки — это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и реализационной деятельности.
Глава 2. Издержки производства и резервы их снижения.
2.1. Анализ издержек производства.
Проблема издержек производства — одна из основных проблем для российских промышленников и производителей на сегодняшний день. Ситуация, сложившаяся в экономике России, представляет собой разновидность структурного кризиса, но очень глубокого и всестороннего, особенностью которого является его долговременный характер при отсутствии механизмов саморегуляции и невозможность, как правило, его разрешения без вмешательства государства. Помощь государства может быть, на мой взгляд, в двух направлениях: либо поддерживать, подпитывать кризисные отрасли (если отрасль умрет, то пусть это произойдет с наименьшими социальными издержками), либо попытаться их спасти с помощью массированных инвестиции, направленных на преодоление истоков болезни. Выбор каждого конкретного пути зависит от реальной обстановки в отрасли.
Важной особенностью экономического кризиса в Российской Федерации является «инфляция издержек» — опережающий рост затрат на производство при ограниченных возможностях повышения цены на готовую продукцию. Инфляция издержек обычно обусловливается нарушением механизмов предложения и монополизацией рынков, как со стороны производителей, так и со стороны профсоюзов. В России инфляция издержек сменила инфляцию спроса и была обусловлена наследством, оставшимся со времен плановой экономики, в виде сильной монополизации и концентрации промышленности, нарушения механизма предложения.
Вследствие падения производства на предприятиях длительное время сохраняется низкий уровень использования производственных мощностей.
Снижение уровня загрузки мощностей по мере углубления кризиса оказывало все более усиливающееся влияние на сокращение возможностей самоокупаемости производства. В известной мере картину «скрашивали» быстрые темпы инфляции, создававшие иллюзию роста объемов продаж и получаемой прибыли, а также сравнительно высокой рентабельности производства. Переломным оказался период с ноября 1993 г. по март 1994 г., когда резко ускорившийся спад выпуска продукции в связи с обострившейся проблемой ее сбыта, вызвал не только дополнительное свертывание производства, но и массовую остановку предприятии. В результате, для многих из них критически низкий уровень загрузки мощностей ведет к исчерпанию естественного предела финансовых возможностей окупаемости текущих издержек.
2.2 Основные пути
снижения издержек
Перечисленные выше факты еще раз доказывают необходимость принятия правильных решений в планировании издержек производства.
Основным показателем измерения производственной эффективности функционирования компании и входящих в нее дочерних производств является прибыль в целом по компании после налогообложения. Планирование в компании рассматривается как непрерывный процесс согласования производственных, финансовых и экономических показателей между уровнями и периодами планирования, который обеспечивает конкурентоспособность основной производимой продукции при минимальных текущих и капитальных вложений.
Одним из основных направлений использования новой системы планирования является возможность создания механизма управления затратами в компании с целью обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности основной производимой продукции. Управление затратами заключается в разработке конкретных мероприятий, реализация которых обеспечивает возможность выхода на заданные уровни цен и объемы производства конечной продукции компании по конкретным рынкам сбыта.
Экономическая эффективность внедрения новой системы планирования обусловлена возможностью определения наиболее эффективных способов достижения конкурентоспособности продукции компании, исходя из необходимости обеспечения заданных цен на конечную продукцию по конкретным рынкам сбыта, при рациональном использовании существующих и введенных основных фондов в условиях собственности компании на всю выпускаемую продукцию.
В настоящее время при анализе фактических издержек производства, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства — средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятия по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.
Резервы снижения издержек производства условно поделим на внешние и внутренние. Внешними назовем те, с помощью которых федеральное и республиканское законодательства оказывают влияние на этот процесс.
Планирование в компании рассматривается как непрерывный процесс согласования производственных, финансовых и экономических показателей между уровнями и периодами планирования, который обеспечивает конкурентоспособность основной производимой продукции при минимальных текущих и капитальных вложений.
Внутренние резервы снижения издержек производства непосредственно связаны с мероприятиями в этом направлении на самих предприятиях.
Факторы, обусловливающие фактическое снижение издержек производства, можно представить в виде следующего перечня:
1. Повышение технического
уровня производства. Это внедрение
новой, прогрессивной технологии, механизация
и автоматизация
Снижение издержек может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании компьютерной техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и т. д.