Как соотносятся понятия административные производства и административные процедуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:55, доклад

Описание работы

Административные процедуры и административные производства являются сопряженными понятиями, соподчиненными по отношению к более широкому понятию административного процесса.
Административные процедуры и административные производства соотносятся как функциональный и отраслевой институты. Если административное производство составляют однородные административные дела, то административные процедуры объединяют однородные административно-процедурные отношения, которые можно выделить среди прочих процессуальных отношений в различных производствах.

Файлы: 1 файл

дискуссия 2 Ад. право.docx

— 18.64 Кб (Скачать файл)

Как соотносятся  понятия административные производства и административные процедуры?

Административные процедуры  и административные производства являются сопряженными понятиями, соподчиненными по отношению к более широкому понятию административного процесса.

Административные процедуры  и административные производства соотносятся  как функциональный и отраслевой институты. Если административное производство составляют однородные административные дела, то административные процедуры объединяют однородные административно-процедурные отношения, которые можно выделить среди прочих процессуальных отношений в различных производствах.

Цели административных процедур и административных производств  не совпадают. Административные процедуры  направлены на обеспечение реализации и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Целью административного производства является достижение конкретного результата - разрешение индивидуально-конкретного  административного дела.

Учитывая необходимость  упорядочения юридической терминологии, обоснованного выделения в административном праве Российской Федерации института  административных процедур, а также  оптимизации законодательного регулирования, понятие административных процедур целесообразно трактовать в узком (собственном) значении: как установленный  нормами права порядок совершения управленческих действий для разрешения исполнительными органами и должностными лицами конкретных индивидуальных дел  позитивного, неконфликтного характера, направленный на обеспечение взаимодействия исполнительных органов с гражданами, а также юридическими лицами в целях реализации прав и законных интересов последних.

Нормы права, регулирующие административно-процедурные  отношения, в настоящее время  не представляют собой обособленную группу юридических норм, а содержатся в многочисленных правовых актах, что  затрудняет формирование самостоятельного института административных процедур, предполагающего особый правовой режим  регулирования.

Наиболее высокий уровень законодательной регламентации административно-процессуальных отношений отмечается в рамках регистрационных, лицензионных, разрешительных производств и производств по обращениям граждан. Однако регулирование административно-процедурных отношений в подзаконных нормативных правовых актах имеет фрагментарный характер, поскольку каждый исполнительный орган устанавливает собственные процессуальные правила. Несмотря на многообразие нормативных актов, регулирующих отношения частных лиц и исполнительных органов в России, большинство из них не содержит достаточных правовых гарантий для обеспечения реализации конституционных прав граждан и организаций.

Для надлежащей регламентации  взаимоотношений граждан, организаций  и исполнительных органов законодательству об административных процедурах целесообразно  придать вид трехуровневой системы: на первом уровне законодательства расположить  федеральный закон об административных процедурах, на втором - федеральные  законы, регламентирующие отдельные  процедурные производства, на третьем - нормативно-правовые акты, принимаемые  во исполнение федеральных законов, и административные регламенты органов  исполнительной власти.

Трехуровневая система законодательства об административных процедурах позволит оптимизировать законотворческую работу, и гармонизировать российское законодательство об административных процедурах с зарубежным.

В федеральном законе об административных процедурах целесообразно  установить правила рассмотрения административных дел на каждой из стадий. В таком  случае не возникнет необходимости  полностью отменять действующие  федеральные законы «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ, а также иные нормативно-правовые акты. Законодательство, регламентирующее регистрационные, лицензионные, разрешительные производства и производства по обращениям граждан, при условии закрепления в законе «Об административных процедурах» принципов, элементов и стадий административных процедур, может быть преобразовано в составную часть законодательства об административных процедурах.

Систематизирующую роль для  законодательства об административных процедурах первого, второго и третьего уровней должны играть принципы административных процедур, прежде всего принципы законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, целесообразности, пропорциональности (соразмерности), правовой стабильности, координации процедур, эффективности, беспристрастности, открытости и прозрачности.

Значимость принципов  процедур заключается в том, что  они являются инструментом, при помощи которого конституционные ценности воплощаются в нормы права, регламентирующие отдельные административные производства, в результате чего, в частности:

- закрепляются презумпции  добропорядочности заявителя и  активности исполнительных органов  при рассмотрении административных  дел;

- административные дела  разрешаются в максимально короткие  сроки;

- устанавливаются положения  о минимальности требований к  доказательству гражданином своих  прав;

- достигается предсказуемость  действий исполнительных органов;

- преодолеваются административные  барьеры;

-обеспечивается положительная результативность, качество и оперативность оказываемых государством услуг;

- гарантируется возможность  получения исчерпывающей и объективной  информации о ходе и результатах  подготовки, рассмотрения и принятия  решений исполнительными органами.

В законопроекте об административных процедурах целесообразно:

- установить в качестве  сторон административных процедур  лиц, которые привлечены исполнительным  органом к производству, чьи интересы  предположительно могут быть  затронуты принимаемым решением;

- четко закрепить права  и обязанности сторон процедуры,  среди которых установить право  частных лиц на справедливое  слушание и обязанность исполнительных  органов уведомить стороны процедур  о готовящемся решении и раскрыть  соответствующую информацию;

- при обращении лица  в исполнительный орган предусмотреть  обязанность такого органа проверить,  входит ли в его компетенцию  рассмотрение административного  дела, а при неподведомственности вопроса - передать дело надлежащей инстанции.


Информация о работе Как соотносятся понятия административные производства и административные процедуры