Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:55, доклад
Административные процедуры и административные производства являются сопряженными понятиями, соподчиненными по отношению к более широкому понятию административного процесса.
Административные процедуры и административные производства соотносятся как функциональный и отраслевой институты. Если административное производство составляют однородные административные дела, то административные процедуры объединяют однородные административно-процедурные отношения, которые можно выделить среди прочих процессуальных отношений в различных производствах.
Как соотносятся понятия административные производства и административные процедуры?
Административные процедуры
и административные производства являются
сопряженными понятиями, соподчиненными
по отношению к более широкому
понятию административного
Административные процедуры и административные производства соотносятся как функциональный и отраслевой институты. Если административное производство составляют однородные административные дела, то административные процедуры объединяют однородные административно-процедурные отношения, которые можно выделить среди прочих процессуальных отношений в различных производствах.
Цели административных процедур
и административных производств
не совпадают. Административные процедуры
направлены на обеспечение реализации
и защиту прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина.
Целью административного
Учитывая необходимость
упорядочения юридической терминологии,
обоснованного выделения в
Нормы права, регулирующие административно-процедурные отношения, в настоящее время не представляют собой обособленную группу юридических норм, а содержатся в многочисленных правовых актах, что затрудняет формирование самостоятельного института административных процедур, предполагающего особый правовой режим регулирования.
Наиболее высокий уровень законодательной регламентации административно-процессуальных отношений отмечается в рамках регистрационных, лицензионных, разрешительных производств и производств по обращениям граждан. Однако регулирование административно-процедурных отношений в подзаконных нормативных правовых актах имеет фрагментарный характер, поскольку каждый исполнительный орган устанавливает собственные процессуальные правила. Несмотря на многообразие нормативных актов, регулирующих отношения частных лиц и исполнительных органов в России, большинство из них не содержит достаточных правовых гарантий для обеспечения реализации конституционных прав граждан и организаций.
Для надлежащей регламентации
взаимоотношений граждан, организаций
и исполнительных органов законодательству
об административных процедурах целесообразно
придать вид трехуровневой
Трехуровневая система законодательства об административных процедурах позволит оптимизировать законотворческую работу, и гармонизировать российское законодательство об административных процедурах с зарубежным.
В федеральном законе об административных процедурах целесообразно установить правила рассмотрения административных дел на каждой из стадий. В таком случае не возникнет необходимости полностью отменять действующие федеральные законы «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Градостроительный кодекс РФ, а также иные нормативно-правовые акты. Законодательство, регламентирующее регистрационные, лицензионные, разрешительные производства и производства по обращениям граждан, при условии закрепления в законе «Об административных процедурах» принципов, элементов и стадий административных процедур, может быть преобразовано в составную часть законодательства об административных процедурах.
Систематизирующую роль для законодательства об административных процедурах первого, второго и третьего уровней должны играть принципы административных процедур, прежде всего принципы законности, приоритета прав и свобод человека и гражданина, целесообразности, пропорциональности (соразмерности), правовой стабильности, координации процедур, эффективности, беспристрастности, открытости и прозрачности.
Значимость принципов процедур заключается в том, что они являются инструментом, при помощи которого конституционные ценности воплощаются в нормы права, регламентирующие отдельные административные производства, в результате чего, в частности:
- закрепляются презумпции
добропорядочности заявителя и
активности исполнительных
- административные дела
разрешаются в максимально
- устанавливаются положения
о минимальности требований к
доказательству гражданином
- достигается предсказуемость
действий исполнительных
- преодолеваются
-обеспечивается положительная результативность, качество и оперативность оказываемых государством услуг;
- гарантируется возможность
получения исчерпывающей и
В законопроекте об административных процедурах целесообразно:
- установить в качестве
сторон административных
- четко закрепить права
и обязанности сторон
- при обращении лица
в исполнительный орган