Конфликтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 10:13, контрольная работа

Описание работы

Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.

Файлы: 1 файл

Конфликтология.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

Министерство спорта Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чайковский государственный институт физической культуры

 

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Конфликтология»

Вариант № 7

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                                     Проверил:

       ____________________                                                                          _________________

        (Ф.И.О)                                                                                                  (Ф.И.О)

_______________                                                                                  _________________

(Группа/шифр)                                                                                              (подпись)

________________                                                                                _________________

                 (подпись)                                                                                                   (дата)

 

 

 

 

 

Чайковский, 2014

Введение

Конфликты в обществе, любого уровня и вида это прежде всего комплексное явление. В конфликтных ситуациях и действиях сплетаются социально-психологические, социальные, экономические, политические, духовные, а также индивидуальные и общественные элементы.

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Ведь уметь предугадать и разрешить конфликт на начальных этапах, знать правила поведения при различных типах конфликтов поможет избежать масштабный и глобальный конфликт. Изучить понятие конфликта, его типы и причины, стили поведения в конфликтных ситуациях, способы профилактики и методы разрешения конфликтов – вот задачи, которые я поставила перед собой в выполнении этой темы контрольной работы.

 

 

 

 

 

 

Понятие конфликта

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Конфликт (от латинского conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы принята была ее точка зрения и цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

 Различие людей во  взглядах, несовпадение восприятия  и оценок тех или иных событий  достаточно часто приводят к  спорной ситуации. Если к тому  же создавшаяся ситуация представляет  собой угрозу для достижения  поставленной цели хотя бы  одному из участников взаимодействия, то возникает конфликтная ситуация. Достаточно часто в основе  конфликтной ситуации лежат объективные  противоречия, но иногда бывает  достаточно какой-либо мелочи: неудачно  сказанного слова, мнения, т. е. инцидента  – и конфликт может начаться  очень важно знать формулу  конфликта и эффективно ею  владеть. Она выглядит следующим  образом:

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

 

Разрешить конфликт – значит устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.   Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо знать причины его возникновения, тип, возможные последствия для того, чтобы выбрать наиболее эффективный метод его разрешения. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и так далее.

 Однако не всегда  выражается в форме явного  столкновения конфликта. Это происходит  только тогда, когда существующие  противоречия, разногласия нарушают  нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных  целей. В этом случае люди просто  бывают вынуждены каким-либо образом  преодолеть разногласия, и вступают  в открытое конфликтное взаимодействие. Если конфликты способствуют  принятию обоснованных решений  и развитию взаимоотношений, то  их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию  и принятию решений, называют  деструктивными. 80 % конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей  нашей психики и того, что большинство  людей либо не знает о них, либо не придаёт им значения.

Типы Конфликтов

Существуют различные классификации конфликтов, но наиболее оптимальными являются подразделения по объёму, по длительности протекания, по источнику возникновения. По объёму конфликты подразделяют на:

- внутриличностные

  Внутриличностный  конфликт - это, как правило, конфликт  мотивации, чувств, потребностей, интересов  и поведения у одного и того  же человека.

Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего».

- межличностные

   Межличностный  конфликт - вовлекает двух или  более индивидов, воспринимающих  себя как находящийся в оппозиции  друг другу в отношении целей, расположений, ценностей или поведения. Возникновение межличностных конфликтов  определяется ситуацией, личностными  особенностями людей, отношением  личности к ситуации и психологическими  особенностями межличностных отношений. Возникновение и развитие межличностного  конфликта во многом обусловлено  демографическими и индивидуально-психологическими  характеристиками.

- между личностью  и группой

   Конфликт  между личностью и группой - проявляется  как противодействие между ожиданиями  или требованиями отдельной личности  и сложившимися в группе нормами  поведения и труда.

Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства уровню зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займёт позицию, отличающуюся от позиции группы.

 

 

 

- межгрупповые  

   Межгрупповые  конфликты - конфликты внутри формальных  групп коллектива, внутри неформальных  групп. В социально-психологических  исследованиях показано, что «своя»  группа в любой ситуации выглядит  лучше «другой». Это так называемый  феномен ингруппового фаворитизма, который выражается в том, что  члены группы в той или иной  форме благоприятствуют своей  группе. Это источник межгрупповой  напряженности и конфликтов. Основной  вывод, который делают из этих  закономерностей социальные психологи, следующий: если мы хотим снять  межгрупповой конфликт, то необходимо  уменьшить различия между группами (например, отсутствие привилегий, справедливая  оплата труда и т. д.).

Причины конфликта

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Все причины конфликтов можно объединить в пять групп в соответствии с обуславливающими их факторами – информацией, структурой, ценностями, отношениями и поведением.

В основе многих конфликтов лежит информация, приемлемая для одной из сторон и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные и неточные факты, слухи, что дезинформирует партнеров по общению: подозрения в умышленном сокрытии информации; сомнения в надёжности и ценности источников информации; спорные вопросы законодательства и т.д.

Структурные факторы возникновения конфликтов обычно связаны с существованием формальной и неформальной организаций социальной группы.

Сюда могут быть отнесены вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий и отчётности, различные социальные нормы и стандарты, традиции, системы поощрения и наказания, распределения ресурсов, товаров, услуг, доходов.

Ценностные факторы – это те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем. Это общественные, групповые или личностные системы убеждений, верований и поведения, идеологические, культурные, религиозные, этические, политические, профессиональные ценности и нужды. Факторы отношений связаны с чувством удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия. Поведенческие факторы неизбежно ведут к конфликтам, если ущемляются интересы, подрывается самооценка, возникает угроза безопасности, если создаются условия, вызывающие негативные эмоциональные состояния, если в поведении людей проявляется эгоизм, безответственность, несправедливость.

Среди огромного множества причин конфликтов можно выделить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:

- социально-политические  и экономические причины, связанные  с социально-политической и экономической  ситуацией в стране;

- социально-демографические  причины, отражающие различия в  установках и мотивах людей, обусловленные  их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.

- социально-психологические  причины, отражающие социально-психологические  явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и так далее;

- индивидуально-психологические  причины, отражающие индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и тому подобное).

Частные причины непосредственно связаны со спецификой конкретного вида конфликта.

 Например, неудовлетворенность  условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения и т.п.

Очень важно уметь правильно классифицировать конфликты и управлять ими, уметь разрешать их и предвидеть последствия.

Методы разрешения конфликтов

Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

 «Разрешить конфликт  – значит:

1)решить, кто является  победителем и кто побеждённым, каким будет будущее распределение  ценностей;

2)осуществить это распределение  ценностей;

3)прийти к заключению  о том, что конфликт полностью  завершён».

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

- внутриличностные, т.е. методы  воздействия на отдельную личность;

- структурные, т.е. методы  по устранению организационных  конфликтов;

- межличностные методы  или стили поведения в конфликте;

- переговоры;

- ответные агрессивные  действия. Эту группу методов  применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности  всех предыдущих групп.

1) Внутриличностные  методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «Я - высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение. Этот способ помогает удержать свою позицию, не превращая другого человека в своего врага. «Я - высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного под хода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я - высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения.

Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

2) Структурные  методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и так далее. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Информация о работе Конфликтология