Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:01, реферат
Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.
Введение…………………………………………………………………3
Конституционная характеристика субъектов РФ…………………….4
Статус субъекта РФ…………………………………………………….6
Типология и конституционная организация субъектов РФ…………9
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….16
ФГБОУ ВПО
Восточно-Сибирский
Технологии и управления
Кафедра: «Административное и финансовое право»
РЕФЕРАТ
На тему: «Конституционное право»
Выполнил: ст-т группы 212
Марьин М.С
Проверил: преподаватель
Баторова Т.П
г.Улан-Удэ
2013 г.
Введение…………………………………………………………
Конституционная характеристика субъектов РФ…………………….4
Статус субъекта РФ…………………………………………………….6
Типология и конституционная организация субъектов РФ…………9
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Проблемы федеративного
Несмотря на то, что в принятой
в 1993 году Конституции Российской Федерации
закреплены принципиально новые, незнакомые
предыдущим Конституциям положения
о федеративном устройстве, это
далеко не всё, что необходимо сделать
на пути строительства подлинно федеративного
государства. Еще не сложились традиции
взаимоотношения центра и регионов
на том уровне, на котором в конструктивном
ключе решались бы как проблемы федерального
центра, так и регионов. Совместная
деятельность регионов и центра на
сегодняшний день пока ещё не до
конца освободилась от идеологических
пут советской
Российская Федерация —
В п. 1 ст. 65 Конституции все субъекты
Российской Федерации перечислены
не случайно. Включение названия каждого
субъекта Федерации в эту статью
служит цели закрепления субъектов
в составе Российской Федерации
и является правовым основанием для
использования его
В сравнении с 1978 г. — годом принятия
предпоследней и четвертой по
счету Конституции Российской Федерации
— число субъектов Российской
Федерации значительно
Субъекты Российской Федерации различаются между собой по величине территории, численности и плотности населения, его национальному составу. Так, при наличии таких сравнительно небольших по территории субъектов, как Калининградская область (15,1 тыс. км и Республика Адыгея ( 7,6 тыс. км, имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как Республика Саха (Якутия), занимающая 3102 тыс. км и Красноярский край, территория которого — 2401 тыс. км. Такие субъекты по своей территории превосходят многие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) почти равна Индии и в 2 раза больше Индонезии; Республика Коми (415,9 тыс. км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии3.
Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский край (более 5 млн. человек) — входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва — всего 307 тыс. человек, Республика Калмыкия — 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.
2. Статус субъекта РФ.
Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.
Как известно, действующая Конституция закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе. В ст. 137 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при изменении субъектом Федерации своего наименования «...новое наименование... подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации». Это говорит о том, что вопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (что следует также из положений ст. 71, 72, 73). Внесение нового наименования в Конституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основании указа Президента Российской Федерации. На это указывает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации4. Именно так были внесены изменения в ст. 65 КРФ приведенным выше Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г.
Сказанное не относится к изменениям наименований субъектов связанных с изменением их статуса (например, при замене название «край» или «область» названием «республика»). Эти вопросы решаются уже на основании ч. 2 ст.65 КРФ. В ней устанавливается возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов. При этом могут быть различные варианты изменения числа субъектов Российской Федерации: путем слияния двух или более субъектов и образования на их основе нового субъекта или распада имеющегося субъекта на две или более части каждая, из которых выразила желание стать отдельным субъектом Российской Федерации; кроме того, возможно вхождение в состав Российской Федерации новой территории на правах самостоятельного субъекта.
Предусматривается, что подобные проблемы
могут решаться в порядке, установленном
федеральным конституционным
В соответствии со ст. 66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим нее субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики.
Из содержания ст. 66 Конституции РФ следует, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить статус. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Основываясь на уже упомянутом способе
определения статуса субъекта Российской
Федерации, Конституция предусмотрела
возможность регламентации
Автономная область находится в составе Российской Федерации. Из 10 автономных округов 9 в настоящее время входят в состав краев и областей. Непосредственно в состав Российской Федерации сейчас входит лишь Чукотский автономный округ, который вышел из состава Магаданской области в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации.
Конституция Российской
Преобразование конституционно-
Регулирование изменения статуса
субъекта Российской Федерации Должно
осуществляться на основе федерального
конституционного закона. Принятие его
предусматривается Конституцией Российской
Федерации. В этом акте, полагаем, следует
сформулировать основания для постановки
вопроса об изменении субъектом
Федерации своего статуса и процедуру
рассмотрения соответствующих вопросов.
В нем должны предусматриваться:
обязательное предварительное решение
данного вопроса субъектом
3. Типология и конституционная организация субъектов РФ.
Проблемы федеративного
В Конституции РФ заложены
основные принципы, гарантирующие
суверенитет государства и