Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:01, реферат

Описание работы

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Конституционная характеристика субъектов РФ…………………….4
Статус субъекта РФ…………………………………………………….6
Типология и конституционная организация субъектов РФ…………9
Заключение……………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………………………….16

Файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 36.01 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

Восточно-Сибирский государственный  университет 

Технологии и управления

Кафедра: «Административное  и финансовое право»

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Конституционное право»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-т группы 212

Марьин М.С

Проверил: преподаватель

Баторова Т.П

 

г.Улан-Удэ

2013 г.

                                                     Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Конституционная характеристика субъектов  РФ…………………….4

Статус субъекта РФ…………………………………………………….6

Типология и конституционная организация  субъектов РФ…………9

Заключение……………………………………………………………..15  

Список литературы…………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой  Конституции Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной  целостности и единства России как  многонационального государства, решающего  задачи устранения дезинтеграционных  процессов и стабилизации своей  внутренней структуры, с другой —  реального обеспечения самоопределения  народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам  Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

Несмотря на то, что в принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации  закреплены принципиально новые, незнакомые предыдущим Конституциям положения  о федеративном устройстве, это  далеко не всё, что необходимо сделать  на пути строительства подлинно федеративного  государства. Еще не сложились традиции взаимоотношения центра и регионов на том уровне, на котором в конструктивном ключе решались бы как проблемы федерального центра, так и регионов. Совместная деятельность регионов и центра на сегодняшний день пока ещё не до конца освободилась от идеологических пут советской государственности. В своей деятельности как региональные, так и федеральные органы государственной  власти руководствуются подчас не законодательными нормами, а некоей «целесообразностью», «полезностью», которая противоречит закону.  Таким образом, следует  констатировать, что на пути  построения  гармоничных взаимоотношений между  центром и регионами обеим  сторонам придется решить ряд непростых  задач. И одной из таких задач  является более четкое определение  границ компетенции обеих сторон, уточнение и корректировка правового  статуса.    

 

  1. Конституционная характеристика субъектов РФ

 

Российская Федерация — государство  с уникальной государственной структурой. В составе субъектов Российской Федерации в настоящее время  насчитывается 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 городафедеральногозначения,1 автономная область и 10 автономных округов. В них проживает более 140 наций и народов, исторически  объединившихся на российской земле  в многонациональный народ Российской Федерации.                           

В п. 1 ст. 65 Конституции все субъекты Российской Федерации перечислены  не случайно. Включение названия каждого  субъекта Федерации в эту статью служит цели закрепления субъектов  в составе Российской Федерации  и является правовым основанием для  использования его государственными органами конституционных прав, таких, например, как право законодательной  инициативы, право на вхождение в  Совет Федерации двух представителей (ст. ст. 95 и 104 КРФ).  Следует учесть, что в соответствии с Указом Президента Российской  Федерации от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации  в статью 65 Конституции Российской Федерации»1,  а также в связи с изменением наименований Ингушской Республики и Республики Северная Осетия соответственно на Республику Ингушетия и Республику Северная Осетия — Алания эти новые наименования включены в ч. 1 ст. 65 Конституции вместо прежних. Позднее, в соответствии с аналогичным Указом Президента  от 10 февраля 1996 г «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации»2 и в связи с изменением наименования Республики Калмыкия новое наименование этой Республики также было внесено в ч. 1 ст. 65 Конституции Российской Федерации. Поэтому при переиздании текста Конституции Российской Федерации новые наименования субъектов должны быть внесены в текст Конституции.

В сравнении с 1978 г. — годом принятия предпоследней и четвертой по счету Конституции Российской Федерации  — число субъектов Российской Федерации значительно возросло. Изменились наименования и правовой статус субъектов Федерации. В число  субъектов Российской Федерации  вошли 49 областей и 6 краев, а также 2 города федерального значения. Статус республик, кроме 16 бывших автономных республик, приобрели также 4 автономные области — Адыгейская, Карачаево-Черкесская, Горно-Алтайская и Хакасская, а  из автономных областей осталась только одна — Еврейская. В 1992 г. Чечено-Ингушская  Республика была разделена на Чеченскую  Республику и Ингушскую Республику.

Субъекты Российской Федерации  различаются между собой по величине территории, численности и плотности  населения, его национальному составу. Так, при наличии таких сравнительно небольших по территории субъектов, как Калининградская область (15,1 тыс. км и Республика Адыгея ( 7,6 тыс. км,  имеются и такие значительные по размеру территории субъекты, как  Республика Саха (Якутия), занимающая 3102 тыс. км и Красноярский край, территория которого — 2401 тыс. км. Такие субъекты по своей территории превосходят  многие иностранные государства. Например, Республика Саха (Якутия) почти равна  Индии и в 2 раза больше Индонезии; Республика Коми  (415,9 тыс. км) больше вместе взятых Великобритании, Греции и Бельгии3.

Самые крупные по численности населения  субъекты Российской Федерации —  города федерального значения Москва (более 9 млн. человек) и Санкт-Петербург (более 5 млн. человек), а также Московская область (почти 7 млн. человек) и Краснодарский  край (более 5 млн. человек) — входят в состав Российской Федерации наряду с такими относительно малочисленными субъектами, как Республика Тыва —  всего 307 тыс. человек, Республика Калмыкия — 328 тыс. человек, Камчатская область - 473 тыс. человек.

 

2. Статус  субъекта РФ.

Субъекты Российской Федерации  различаются и по ряду признаков  — уровню развития экономики в  целом, наличию и развитию отдельных  отраслей промышленности и сельского  хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

Как известно, действующая Конституция  закрепила преобразование России в  подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов  как между собой, так и в  отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе. В ст. 137 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что при  изменении субъектом Федерации  своего наименования «...новое наименование... подлежит включению в статью 65 Конституции  Российской Федерации». Это говорит  о том,  что вопрос о наименовании субъекта относится к компетенции самого субъекта (что следует также из положений ст. 71, 72, 73). Внесение  нового наименования в Конституцию Российской Федерации происходит уже автоматически на основании указа Президента Российской Федерации. На это указывает Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 ноября 1995 г по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации4. Именно так были внесены изменения в ст. 65 КРФ приведенным выше Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г.             

Сказанное не относится к изменениям наименований субъектов  связанных  с изменением их статуса (например, при замене название «край» или «область» названием «республика»). Эти вопросы решаются уже на основании ч. 2 ст.65 КРФ. В ней устанавливается возможность принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе новых субъектов. При этом могут быть различные варианты изменения числа субъектов Российской Федерации: путем слияния двух или более субъектов и образования на их основе нового субъекта или распада имеющегося субъекта на две или более части каждая, из которых выразила желание стать отдельным субъектом Российской Федерации; кроме того, возможно вхождение в состав Российской Федерации новой территории на правах самостоятельного субъекта.

Предусматривается, что подобные проблемы могут решаться в порядке, установленном  федеральным конституционным законом. Он подлежит разработке и принятию в соответствии с Конституцией. Представляется, что в законе будет разработана  процедура принятия в Российскую Федерацию и образования в  ее составе нового субъекта; в нем  следует также установить гарантии добровольности вхождения в Российскую Федерацию новых субъектов, соблюдения международно-правового принципа самоопределения  народов.

В соответствии со ст. 66 Конституции  РФ основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим нее субъекты Российской Федерации  обладают элементами учредительной  власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации  и с этой целью принимать нормативные  акты, регламентирующие его статус. Статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики. 

Из содержания ст. 66 Конституции  РФ следует, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем  порядке изменить статус. Конституции  республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить ее Конституции, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.

Основываясь на уже упомянутом способе  определения статуса субъекта Российской Федерации, Конституция предусмотрела  возможность регламентации статуса  автономной области и автономных округов также и путем принятия соответствующего федерального закона об автономной области, автономном округе (п. 3 ст. 66 Конституции).  Такие законы могут быть приняты в отношении  каждого из этих субъектов по представлению  их законодательных и исполнительных органов. Вместе с тем возможно принятие и единого федерального закона об автономных округах.

Автономная область находится  в составе Российской Федерации. Из 10 автономных округов 9 в настоящее  время входят в состав краев и  областей. Непосредственно в состав Российской Федерации сейчас входит лишь Чукотский автономный округ, который  вышел из состава Магаданской  области в соответствии с Законом  Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации.

 Конституция Российской Федерации  в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность  изменения статуса субъекта Российской  Федерации по взаимному согласию  Российской Федерации и данного  субъекта.

Преобразование конституционно-правового  статуса субъекта, например области  в республику или наоборот, в принципе может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации, видимо, возможно и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области5.

Регулирование изменения статуса  субъекта Российской Федерации Должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Принятие его  предусматривается Конституцией Российской Федерации. В этом акте, полагаем, следует  сформулировать основания для постановки вопроса об изменении субъектом  Федерации своего статуса и процедуру  рассмотрения соответствующих вопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительное решение  данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведения регионального  консультативного референдума; порядок  рассмотрения в федеральном парламенте; способы разрешения разногласий  и порядок обжалования в Конституционный  Суд РФ в случае отказа в положительном  решении вопроса.

 

3. Типология  и конституционная организация  субъектов РФ.

Проблемы федеративного устройства Российского государства занимают одно из центральных мест в новой Конституции Российской Федерации. Это обусловлено необходимостью, с одной стороны, укрепления территориальной целостности и единства России как многонационального государства, решающего задачи устранения дезинтеграционных процессов и стабилизации своей внутренней структуры, с другой — реального обеспечения самоопределения народов как носителей и источников власти применительно ко всем субъектам Федерации при сохранении многообразия объединяемых каждым из них этнических, религиозных и языковых сообществ.

  В Конституции РФ заложены  основные принципы, гарантирующие  суверенитет государства и незыблемость  его границ, единство основ конституционного  строя в каждом регионе, открытый  режим внутренних границ в  Российской Федерации как разграничительных  административных, а не государственных или экономических линий между территориями, верховенство федерального законодательства, неправомерность односторонних действий по изменению статуса субъектов федерации и др.

Информация о работе Конституционное право