Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 23:48, реферат
Настоящая работа представляет собой описание и анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего статус, функции, сущность, роль, место и принципы организации Конституционного суда России. В задачи работы входит:
- изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России;
- описание процесса образования Конституционного Суда : процедуры избрания членов Суда, их полномочий и обязанностей;
- описание организации деятельности Конституционного суда;
- определение полномочий Конституционного суда Российской Федерации как специализированного органа конституционного контроля и рассмотрение понятия «толкования Конституции» , а также некоторых проблем текущей практики конституционного судопроизводства;
- определение демократических принципов современного конституционного судопроизводства в России;
- определение основных видов решений, принимаемых Конституционным Судом, понятия правовой позиции Суда, а также такого понятия как «правовая позиция Суда».
1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ.
3. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА.
3.1. Состав и порядок образования Конституционного Суда.
3.2. Структура и организация деятельности Конституционного Суда.
3.3. Принципы деятельности Конституционного Суда.
3.4. Полномочия Конституционного Суда .
3.5. Решения Конституционного Суда .
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного суда, оговоренных законом, не допускается.
2. Коллегиальность.
Рассмотрение дел и
вопросов и принятие решений по ним
производятся Конституционным Судом
Конституционный Суд Российской Федерации правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
3. Гласность.
Рассмотрение дел в
заседаниях Конституционного Суда Российской
Федерации проводится открыто. Проведение
закрытых заседаний допускается
лишь в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным
4. Устность разбирательства.
Разбирательство в заседаниях
Конституционного Суда Российской Федерации
происходит устно. В ходе рассмотрения
дел Конституционный Суд
Производство в
5. Непрерывность судебного заседания.
Заседание Конституционного
Суда Российской Федерации по каждому
делу происходит непрерывно, за исключением
времени, отведенного для отдыха
или необходимого для подготовки
участников процесса к дальнейшему
разбирательству, а также для
устранения обстоятельств, препятствующих
нормальному ходу заседания. Конституционный
Суд Российской Федерации до принятия
решения по делу, рассматриваемому
в пленарном заседании, или до
отложения его слушания не может
рассматривать в пленарном
6. Состязательность и равноправие сторон .
Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3.4. Полномочия Конституционного Суда .
“Конституционный суд
Российской Федерации - судебный орган
конституционного контроля, самостоятельно
и независимо осуществляющий судебную
власть посредством конституционного
судопроизводства”, - гласит ст.1 Закона
о Конституционном суде РФ. В нем
четко определены характер, сущность
и место Конституционного суда в
системе органов
Полномочия Конституционного
суда определяются Конституцией Российской
Федерации 1993 г. (ст.125) и Федеральным
конституционным законом о
Изменения, внесенные Конституцией
1993 г. по сравнению с ранее
В целях защиты основ конституционного строя в Российской Федерации Конституционный суд РФ обладает следующими полномочиями:
1. Решать дела о соответствии
Конституции Российской
- федеральных законов,
нормативных актов Президента
России, Совета Федерации,
- конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов
- договоров между органами
государственной власти России
и органами государственной
- еще не вступивших
в силу международных
2. Разрешать споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами
- между высшими
3. Проверять конституционность
закона, применяемого или подлежащего
применению в конкретном деле,
по жалобам на нарушения
4. Давать толкование Конституции РФ;
5. Давать заключение о
соблюдении установленного
6. Выступать с законодательной
инициативой по вопросам
7. Осуществлять иные полномочия,
предоставленные ему
Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, Конституционный суд России
решает вопросы исключительно
Федеральный закон о Конституционном суде по этому поводу высказывается весьма однозначно. Тем не менее, как показывает практика, Конституционный суд РФ в своей работе опирается не только на Конституцию, но и на обычные законы, а также на международные пакты о правах человека, исходя при этом, однако, из посылок самой Конституции. Верх в данном вопросе на сегодняшний день одерживают сторонники той позиции, которые утверждают, что, действуя на основе разделения властей, Конституционный суд не должен подменять собой другие государственные органы, превращаясь в “суперинстанцию”, но своими решениями он должен как бы очерчивать границы “конституционного поля”.[23]
Несмотря на разногласия
в лоне отечественных правоведов,
Федеральный закон о
С запросом о толковании Конституции, согласно тексту Закона, в Суд могут обращаться исключительно: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов федерации. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права. Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.[24]
Полномочия Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком.[25]
Если провести сравнительный анализ полномочий Конституционного Суда РФ по законодательству 1991 г. и его полномочий по Федеральному закону 1994 г. можно сделать вывод, что сузилась сфера контроля Конституционного Суда за актами исполнительной власти. Изъята, содержавшаяся в ст.165 Конституции РФ (ред. 21.04.92) норма о разрешении Конституционным Судом РФ дел о конституционности не только актов Президента, правительства и т.д., но наряду с ними и актов «федеральных органов исполнительной власти», что давало основания говорить об ориентации судебного конституционного контроля и на акты министерств, ведомств, и т.д. В то же время это ограничение сферы юрисдикции Конституционного Суда может быть оценено как «работающее» не только на его деполитизацию, но, прежде всего - его разгрузку с целью эффективной работы по иным основным направлениям. Во-вторых, конституционный контроль актов федеральных органов ограничен актами высших звеньев законодательной и исполнительной ветвей власти и актов главы государства. В отличие от унитарных европейских стран сфера юрисдикции Конституционного Суда РФ не распространяется на акты местного самоуправления. В том числе и в проекте Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ « соответствующие вопросы отнесены к общему судебному порядку (ст.46.2 проекта). Акты субъектов федерации требуют особого анализа. Говоря о перечне актов, хотелось бы обратить внимание на нерешенность вопроса о федеральных конституционных законах - новой разновидности законов в РФ, впервые предусмотренной Конституцией 1993 г. Являются ли они объектами охраны Конституционным Судом либо объектами проверки в Конституционном Суде, т.е. конституционно-контрольной экспертизы? Как известно, по своей юридической силе (процедуре принятия) они весьма близки, но полностью не совпадают с законами об изменении и дополнении Конституции. Затрагивая тему о перечне актов, хотелось бы остановиться и на проблеме предварительного конституционного контроля. Специфика России не просто в сдержанном, но и в отрицательном отношении к проектам нормативных актов. В новом Законе о Конституционном Суде проекты актов не упоминаются в перечне подлежащих проверке в Конституционном Суде. А в прежнем законе 1991 г. содержался прямой запрет на такое полномочие. В ст.32.6 говорилось, что Конституционный суд не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов договоров и нормативных актов, высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, не принятых нормативных актов и т.д. Это одно из немногих своеобразий, которые должны быть учтены как корректирующие к общему выводу о предельно широком круге актов, могущих стать объектами проверок в Конституционном Суде РФ.[26]
Закон о Конституционном Суде РФ более ясно и детально урегулировал вопросы касающиеся дел о конституционности законов по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан. Данное полномочие суда имеет важнейшее значение в деле правовой защиты личности. Положения предыдущего акта, касающиеся конституционности правоприменительной практики, связанной с деятельностью суда по охране конституционных прав и свобод граждан были весьма сложны. Значительно упрощена ныне и процедура возбуждения такого рода дел. Жалобы на нарушения конституционных прав и свобод граждан могут быть индивидуальными или коллективными. Они допускаются при двух условиях: если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан: если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде, или ином органе, применяющем такой Закон. Налицо преодоление ранее существовавшего положения, когда гражданин, чьи права нарушены, перед обращением в Конституционный Суд должен был пройти множество инстанций. Важное значение имеют и предусмотренные последствия принятия жалобы к рассмотрению. Прежде всего, Конституционный Суд уведомляет об этом рассматривающий дело суд или иной орган, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Это не обязывает приостановить производство по делу, но вместе с тем суд или иной орган, рассматривающие дело, вправе приостановить производство до принятия решения Конституционным Судом. Установлено, что если последний признает закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
Изменены полномочия Конституционного Суда , связанные с процедурой отрешения Президента от должности. Теперь Конституционный Суд дает лишь заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а не о наличии оснований для отрешения от должности, как это было ранее. Такие действия Конституционный Суд принимает по запросу Совета Федерации. Если Суд принимает решение о несоблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, то предусмотренное Конституцией рассмотрение обвинения прекращается. Во всех остальных случаях окончательное решение об отрешении Президента РФ от должности принимает Совет Федерации.
Конституционный Суд РФ согласно
новому законодательству утратил ряд
полномочий, имевшихся у него ранее.
Из компетенции этого органа исключено
рассмотрение дел о конституционности
партий, общественных объединений, действий
и решений всех высших должностных
лиц РФ и ее субъектов, о даче заключений
о наличии оснований для их
отречения от должности. Теперь нет
у Конституционного Суда и права
давать заключения о наличии у
соответствующих должностных