Конституция - основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 13:56, реферат

Описание работы

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. К - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений гос. власти.

Содержание работы

Вступление
1. Основы учения о Конституции
2. Юридические свойства конституции
3. Понятие конституционности государства
4. Первые Конституции Беларуси
5. Особенности белорусской Конституции
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Работа.docx

— 35.65 Кб (Скачать файл)

Юридический вес конституционных  норм предопределяется их верховенством  не только по отношению к разрабатываемым  нормативным актам, т.е. необходимости  базировать их на конституции, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно в переходных положениях конституции на это обращается внимание.

Так, сначала в Законе от 15 марта 1991 г. "О порядке вступления в силу Конституции", а затем  в разделе IX Конституции "Заключительные и переходные положения" предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие Конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции  Республики Беларусь. Установить факт несоответствия ранее принятого  акта новой Конституции - это прежде всего обязанность того органа, который  его издал. Именно по этой причине  в постановлении Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1994 г. "О первоочередных мерах  по реализации Конституции 1994 г." предусматривалась  необходимость проанализировать ранее  принятые акты на предмет соответствия их Конституции и при выявлении  расхождений внести соответствующие  коррективы. Наряду с этими органами определенной автономией обладают правоприменители, которые могут применять лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат Конституции. Однако при неустранении противоречий в самом акте путем внесения в  него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких  актов или их отдельных положений  недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (в Республике Беларусь - Конституционный  Суд).

Следующим важнейшим юридическим  свойством конституции является ее стабильность, устойчивость. Нередко  это зависит от стабильности общественных отношений. Образцом стабильности является Конституция США, которая была принята  в 1787 году, и действует уже более  двухсот лет, в нее внесено  всего 27 поправок. В свою очередь  во Франции было принято полтора  десятка конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция. Оптимальное сочетание норм-целей  и норм конкретного характера  способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее норм с учетом складывающихся политических, экономических  и социальных условий.

Стабильности конституции  в юридическом плане содействует  предусматриваемый в ней усложненный  порядок ее принятия.

3. Понятие  конституционности государства

Практически во всех современных  государствах (независимо формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции  еще не позволяет отождествлять  его с “конституционным государством”  в современном смысле. Конституционность  государства отнюдь не исчерпывается  тем, что в нем существует некий  основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию  органов власти. Конституционность  не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению  к остальным законам и может  быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные  признаки конституционной государственности.

В современном смысле конституционность  государства - это прежде всего его  связанность правом, а конституция - в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных  властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция - надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации  и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.

"Конституционная запрограммированность"  осуществления государственной  власти означает, что лежащие  в основе законотворчества представления  о праве и его позитивности, о социальных функциях и инструментальном  характере законов подчинены  идеологии прав человека как  совокупности до законотворческих  требований, объективно возникающих  из бытия человека в современном  индустриальном и постиндустриальном  обществе. Эти требования составляют  конкретное практическое основание  конституции и служат юридическим,  а вовсе не моральным или  политическим критерием оценки  конституционного характера государства.  Другими словами, конституция  содержит в себе критерии, позволяющие  судить о функционировании государственной  власти с позиции права, приводить  осуществление власти в соответствие  с правом.

Таким образом, в демократическом  конституционном (правовом) государстве  система гарантий свободы, самостоятельности  и собственности должна быть закреплена прежде всего в конституции, а  это предполагает прямое действие конституционных  норм и эффективные процедуры  конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную  неотчуждаемую меру свободы в  обществе и государстве и тем  самым ограничивающих возможности  законодательных запретов (закон  не может запрещать то, что гарантировано  конституцией), очерчивающих пределы  допустимой компетенции государственных  органов и должностных лиц  в их отношениях с гражданами и  их ассоциациями. Отсюда следует, что  если статьи конституции гарантируют  права и свободы и в то же время определяют, что осуществление  этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное  право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление  прав человека и гражданина, равно  как и судебное признание (в решениях верховного или конституционного суда) конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности  и собственности, не зафиксированных  в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех  отношений, в которых действуют  эти конституционные гарантии. И  если законодатель не соблюдает или  упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином  и высшим органом государственной  власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться  только в рамках судебной процедуры  и только органом, который подчинен исключительно конституции и  в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов  права.

Далее, законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые  являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный  запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд  подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем  самым нарушающее конституционные  права граждан. А если конституционные  права нарушаются обыкновением судебной практики, то такое нарушение, как  правило, не устраняется судами второй инстанции или в порядке надзора. Эффективно защитить права в таких  случаях может только конституционный  суд, ибо он не связаны никакими обыкновениями  законоприменительной практики.

Описанные требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном  государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность  предполагает достаточно высокий уровень  развитости и эффективности формально-юридических  гарантий свободы, самостоятельности  и собственности, реальные механизмы  ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

Интересно отметить, что первый советский Основной закон - Конституция  РСФСР 1918 г. - был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон  закреплял формальное неравенство, т.е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники" (лица, прибегающие  к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и  т.д.); на выборах рабочие имели  преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы  собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и  вообще всех необходимых технических  и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты". Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты" выступала  тоталитарная бюрократия.

А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция", напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены  многие из тех прав, которые зафиксированы  во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как  всеобщие и равные для всех “трудящихся" (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники" были уже уничтожены). А в действительности человек  был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора.

Фиктивной была и Конституция  СССР 1977 г.

4. Первые  Конституции Беларуси

За всю историю развития Беларуси было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Интересно отметить, что есть страны, где Конституции  длительное время сохраняют свою устойчивость, например, в США, в  других государствах конституционные  процессы являются весьма динамичными, например, во Франции за 200 лет было принято шестнадцать Конституций.

Первые четыре Конституции  Беларуси безусловно имели свои специфические  черты, на которые мы обратим внимание ниже. Однако общим для них являлось то, что они имели явно классовый  характер, закрепляли господствующей лишь одну идеологию, исключали многопартийность, многообразие форм собственности, все  было подчинено интересам вначале  социалистического, а затем и  коммунистического строительства. Их недостатком, в том числе и  Конституции 1978 г., было то, что в  них, как правило, не получали отражение  положения важнейших международных  документов о правах и свободах человека и гражданина, многие нормы носили декларативный характер, не имели  прямого, непосредственно го действия на практике, порой подконституционные акты имели реальное преимущество перед  Конституцией.

В первый период Советской  власти права и свободы в полном объеме закреплялись за рабочими и  крестьянами (трудящимися), "эксплуататоры" ограничивались в правах. Классовый  подход явно смягчился в период "развитого  социализма", хотя все было 1 подчинено  интересам укрепления социалистических отношении и развития коммунизма. В области прав и свобод преобладали  явно коллективистские начала. Воле большинства  должны быть подчинены все, отдельный  человек рассматривался в качестве "винтика" в сложной системе отношений в обществе. Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 г. Первым Всебелорусским съездом Советов. Ее содержание было пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена в Конституции. Провозглашено полновластие Советов, создана принципиально новая система государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственность на землю, произошла передача в национальное достояние образцовых поместий и сельскохозяйственных предприятий, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Были и прогрессивные  нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашена  свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. Уничтожалась зависимость печати от капитала, однако на практике это привело  к наличию только официально выражаемой точки зрения. Предусматривалось  право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, шествия, демонстрации). Было предусмотрено равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. На территории БССР объявлялись государственными языками белорусский, русский, польский и еврейский языки.

Основной лейтмотив первой Конституции "не трудящийся да не ест".

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 г. VIII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. К  этому времени был образован  СССР (30 декабря 1922 г), в 1924 году принята  Конституция СССР, явившаяся основой  для принятия республиками, вошедшими  в его состав, своих Основных Законов.

Конституция 1927 года на первый план также ставила права "трудящегося". "Не трудящиеся" лишались ряда прав, например, проводить общественные мероприятия. Почетное право защищать революцию  с оружием в руках имели  только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В середине 30-х годов в  СССР было провозглашено построение основ социализма. Социалистические отношения стали господствующими  в экономике, политике, социально-культурной области, что потребовало нового конституционного закрепления. В 1936 году была принята Конституция СССР.

Третья Конституция Беларуси была принята 19 февраля 1937 года. В ней  был отражен факт победы социализма, господство социалистической системы  хозяйствования и социалистической собственности; перерастание диктатуры  пролетариата в общенародное государство; отменены ограничения избирательных  прав "не трудящихся"; закреплено равенство граждан, расширен в целом  круг прав и свобод граждан, например, были предусмотрены нормы об обеспечении  неприкосновенности личности, жилища, личной переписки и др. К сожалению, провозглашенные в Конституции  гарантии прав не были реализованы  на практике.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом  БССР 13 апреля 1978 г. К этому времени  в 1977 году была принята Конституция  СССР, в которой было провозглашено  построение развитого социализма и  общенародного государства. По существу, эти положения нашли отражение  и в республиканской Конституции. К сожалению, ее недостатком явилась  излишняя декларативность, отсутствие конкретных механизмов ее исполнения, в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, что было прямо закреплено в соответствующих  статьях Конституции. Органы государственной  власти по существу были придатком  единственной партии, действовавшей  в обществе. Следует отметить, что  Конституция 1978 г. после десяти лет  действия претерпела некоторые существенные изменения в 1989 - 90 гг. В 1989 г. были внесены  крупные изменения, коснувшиеся  порядка организации и деятельности Советов депутатов, в том числе  Верховного Совета и его Президиума, проведения выборов и др. В 1990 г. были внесены изменения в отдельные  статьи Конституции, приведшие к  ликвидации монополии компартии  на власть.

Информация о работе Конституция - основной закон государства