ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАФЕДРА ПУБЛИЧНОГО ПРАВА
(кафедра)
Административное право
(дисциплина)
Вариант №2
Письменное контрольное
задание
для студентов и слушателей дистанционного
обучения
|
Студент |
|
Группа |
|
Дата |
|
|
|
Преподаватель |
|
|
|
|
|
|
|
|
Новосибирск 2013
ВАРИАНТ 3
- Перечислите особенности административно-правовых отношений. Какие виды административно-правовых отношений выделяются в науке? Приведите не менее пяти примеров административно-правовых отношений различных видов.
Административно-правовые
отношения – это урегулированные
нормами административного права
общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности
исполнительной власти.
Административно-правовые
отношения напрямую связаны с
практической реализацией задач, функций
и полномочий исполнительной власти
в процессе государственно-управленческой
деятельности. Эта их особенность накладывает определенный
отпечаток на поведение любых участников
такого рода правовых отношений; их обязанности
и права непременно связаны с практической
реализацией исполнительной власти в
центре и на местах. Интересы другого рода,
небезразличные для государства и общества,
обеспечиваются, если у них имеется четко
выраженная специфика, в рамках иных правоотношений.
Поэтому, определяющая черта административно-правовых
отношений состоит в том, что они складываются
преимущественно в особой сфере государственной
и общественной жизни - в сфере государственного
управления. Стоит отметить также, что административные
правоотношения характеризуются определенным
субъектом. Всегда одной из сторон является
официальный или полномочный субъект
исполнительной власти (в широком смысле
государственного управления).
Особенности административно-правовых
отношений:
- Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего, гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. построенными на началах «власть-подчинение». Подобная их оценка имеет определенные основания, т.к. для административно-правовых отношений характерно отсутствие юридического равенства сторон. Административно-правовое отношение невозможно без участия в нем соответствующего представителя исполнительной власти (исполнительного органа, должностного лица), обладающего такими полномочиями, каких нет у другой стороны.
- Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического применения.
В административно-правовом
отношении одной из сторон всегда
является официальный и полномочный
субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное лицо). А это означает,
что, несмотря на то, что в правовых отношениях
подобного рода практически могут участвовать
самые различные стороны, в них всегда
имеется обязательная сторона. Из этого,
в частности, вытекает и следующая особенность
административно-правовых отношений:
они не могут возникать между гражданами
или негосударственными объединениями.
- Административно-правовые отношения, как и все иные правоотношения, имеют свой объект. Его понимание связано с сущностными чертами государственно-управленческой деятельности, а именно: управление всегда предполагает соподчиненность воль. Практически это означает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле. С одной стороны – авторитет или господствующая воля субъекта управления, а с другой - подчинение ей воли всех иных участников регулируемых управленческих отношений. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть (авторитет) является средством волевого регулирования управленческих процессов, в которых участвуют люди, наделенные волей и сознанием.
Таким образом, объектом
административно-правового отношения
является воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной
власти
- Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативных правовых актов, поскольку действуют по поручению государства.
- Для административных правоотношений характерна предусматриваемая действующим правом возможность выступать в роли одного из элементов общего механизма правового регулирования или юридического (в данном случае административно-правового) опосредования общественных отношений, относящихся к предмету иных отраслей российского права (например, зачисление на работу, т.е. возникновение трудовых правоотношений, оформляется управленческим актом администрации и т.д.).
- Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п. Особенностью же их является то, что возникать они могут вопреки желанию или согласию второй стороны. Условиями возникновения являются также: наличие административно-правовых норм, которыми определены права, обязанности и ответственность сторон; их дееспособность; юридический факт.
- Выражают организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую определенными органами государства и должностными лицами с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.
- Для разрешения различного рода административно-правовых споров установлен, как правило, административный, т.е. внесудебный, порядок, суть которого заключается в том, что полномочный исполнительный орган (должностное лицо) рассматривает спор и в пределах своих полномочий принимает одностороннее юридически-властное решение по данному спору. Граждане и нижестоящие звенья системы исполнительных органов используют для разрешения спорных ситуаций институт административного обжалования, в рамках которого оценка правомерности оспариваемых действий – прерогатива специально уполномоченного, компетентного исполнительного органа.
Действующее законодательство
в целях усиления гарантий законности
рассмотрения административных споров
нередко предусматривает судебный порядок их разрешения.
- Нарушение требований административно-правовой нормы квалифицируется как действие, направленное против публично-правового (государственного) интереса. Соответственно ответственность наступает перед государством в лице полномочного исполнительного органа (должностного лица), который самостоятельно и в одностороннем порядке воздействует на виновную сторону (будь то физическое или юридическое лицо), применяя установленные меры административной или дисциплинарной ответственности.
Административно-правовые отношения могут быть
классифицированы по ряду критериев: по
характеру (особенностям) взаимоотношений
их участников; по конкретным целям (предназначению)
правоотношений; их содержанию; способу
защиты правоотношений.
В зависимости от особенностей взаимоотношений участников различаются:
- Вертикальные (субординационные) правоотношения, возникающие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (например, между иерархически подчиненными главами администраций).
- Горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например, между федеральными министерствами и государственными комитетами).
- правоотношения между органами исполнительной власти и не подчиненными им участниками отношений, не входящими в систему органов исполнительной власти (граждане, администрация негосударственных предприятий, учреждений и организаций и т.д.)
По конкретным целям (назначению) управленческие
отношения делятся на две группы:
- внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные)
- внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты управления, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Внутриорганизационные
управленческие отношения, связанные
с формированием и комплектованием
аппаратов управления, организацией
их работы, распределением между работниками
обязанностей, прав и ответственности
и т.п., - вспомогательные, они носят
обеспечивающий характер. В качестве одной из сторон
(участников) таких отношений выступают
руководители органов управления и их
структурных подразделений, а другой –
остальные работники, решающие проблемы
функционирования этих органов.
Главные же, определяющие
– внешние (внешненаправленные) отношения,
в рамках которых органы исполнительной
власти реализуют свою компетенцию по
повседневному руководству хозяйственными,
социально-культурными и административно-политическими
процессами, используя свойственные этим
органам методы и средства.
Административно-правовые
отношения по своему содержанию (порядку
реализации прав и обязанностей их
участников) подразделяются на:
- материальные (административно-правовые), административно-процессуальные
- административно-договорные.
Административно-процессуальные отношения,
возникающие по поводу административно-правовых
споров, являются горизонтальными. Например,
это отношения в рамках производства по
жалобам и заявлениям граждан, по делам
об административных правонарушениях.
Соответствующее законодательство обеспечивает
процессуально равное положение сторон
в таких отношениях.
Горизонтальными могут
быть признаны отдельные отношения
административно-договорного характера,
носящие форму различного рода соглашений
(например, договоры (соглашения) между различными субъектами исполнительной
власти и по поводу объема полномочий
по ее практической реализации).
Административно-правовые
отношения по способу защиты подразделяются
на:
- защищаемые в административном порядке;
- защищаемые в судебном порядке.
Примеры административно-правовых
отношений:
- Материальные административно правовые отношения - из закона РФ от 27.12.1991г «О средствах массовой информации»: отношения по учреждению средства массовой информации, урегулированное статьями 7 и 10 указанного закона, в котором учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган; и необходимость предоставления сведений для регистрации средства массовой информации.
- Процессуальные административно-правовые отношения - в Федеральном законе от 22.08.1996г «О высшем и послевузовском образовании» процессуальные отношения указаны и регламентируются ч. 9. ст. 16: «Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах». Данное отношение возникает в случае нарушения одним субъектом управленческих отношений своих обязанностей и содержит порядок наложения взыскания на студента.
- Охранительные - Если, например, Верховный Совет России на основании заключения Конституционного Суда отменяет Указ Президента республики, то происходит это в рамках именно охранительных правоотношений.
- Внутриаппаратные - Примером данных правоотношений являются служебные отношения между руководителем отдела аппарата управления и его подчиненными сотрудниками, между двумя департаментами внутри министерства. Вне аппаратные - отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные).
- Вертикальные - Они всегда возникают между соподчиненными сторонами, т.е. исключают равенство сторон. Властной стороной в них всегда выступает соответствующий исполнительный орган (должностное лицо); второй стороной при этом может быть также исполнительный орган (должностное лицо), но объем юридически-властных полномочий, предоставленных ему, меньше, чем у первой (например, Правительство и министерство), либо вторая сторона их вообще не имеет (например, гражданин). Горизонтальные - Например, в работе исполнительных органов складываются отношения между различными государственными служащими одинакового должностного уровня, причем развиваются они без «команд», т.е. без обязательных для других работников указаний (например, отношения между исполнителями одного ранга).
- На основании анализа федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ заполните таблицу:
|
Конкурс на замещение вакантной должности |
Аттестация |
Квалификационный экзамен |
Цель проведения |
представляет собой
оценку профессионального уровня претендентов
в соответствии с установленными
квалификационными требованиями к
должности гражданской службы |
аттестация гражданского служащего проводится в целях
определения его соответствия замещаемой
должности гражданской службы. |
Квалификационный экзамен
проводится для решения вопроса
о присвоении гражданскому служащему
классного чина гражданской службы.
В соответствии со ст. 11 данного Закона по результатам квалификационного
экзамена классные чины присваиваются
только тем гражданским служащим, которые
замещают соответствующие должности без
ограничения срока полномочий. |
Основные стадии |
конкурс проводится в
два этапа.
На первом этапе государственный орган публикует
объявление о приеме документов для участия
в конкурсе не менее чем в одном периодическом
печатном издании, а также размещает информацию
о проведении конкурса на сайте государственного
органа в информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования. Гражданин, изъявивший желание
участвовать в конкурсе, представляет
в государственный орган необходимые
документы, перечень которых установлен
ст. 26 федерального закона «О государственной
гражданской службе РФ» от 27.07.2004. Документы
для участия в конкурсе представляются
в государственный орган в течение месяца
со дня объявления об их приеме.
Решение о дате,
времени и месте проведения второго
этапа конкурса принимается представителем
нанимателя после проверки достоверности
сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать
в конкурсе. Представитель нанимателя
не позднее чем за 15 дней до начала второго
этапа конкурса сообщает о дате, времени
и месте его проведения государственным
служащим и гражданам, допущенным к участию
в конкурсе. Для проведения конкурса актом
соответствующего государственного органа
образуется конкурсная комиссия. При проведении
конкурса конкурсная комиссия оценивает
кандидатов на основании представленных
ими документов об образовании, прохождении
гражданской или иной государственной
службы, осуществлении другой трудовой
деятельности, а также на основе конкурсных
процедур с использованием не противоречащих
федеральным законам и другим нормативным
правовым актам Российской Федерации
методов оценки профессиональных и личностных
качеств кандидатов, включая индивидуальное
собеседование, анкетирование, проведение
групповых дискуссий, написание реферата
или тестирование по вопросам, связанным
с выполнением должностных обязанностей
по вакантной должности гражданской службы,
на замещение которой претендуют кандидаты.
Решение конкурсной
комиссии принимается в отсутствие
кандидата. |
Аттестация проводится
в присутствии аттестуемого гражданского
служащего. В ходе аттестации оценивается соответствие
гражданского служащего квалификационным
требованиям по замещаемой им должности,
выполнение им своих служебных обязанностей,
предусмотренных должностным регламентом.
Не позднее чем за две недели до начала
проведения аттестации в аттестационную
комиссию представляется мотивированный
отзыв непосредственного руководителя
на подлежащего аттестации гражданского
служащего. Отзыв должен содержать оценку
исполнения гражданским служащим своих
должностных обязанностей. Для проведения аттестации гражданских
служащих по решению представителя нанимателя
издается правовой акт государственного
органа. Создается аттестационная комиссия,
которая оформляется правовым актом соответствующего
государственного органа. |
Квалификационный экзамен
сдают гражданские служащие, замещающие
без ограничения срока полномочий:
а) должности гражданской
службы категорий "специалисты" и
"обеспечивающие специалисты";
б) должности гражданской
службы категории "руководители",
относящиеся к главной и ведущей
группам должностей гражданской
службы.
Квалификационный экзамен
проводится:
а) при решении вопроса о присвоении
б) при решении вопроса
о присвоении гражданскому служащему
очередного классного чина по замещаемой
должности гражданской службы
в) при решении вопроса
о присвоении гражданскому служащему
классного чина после назначения
его на более высокую должность гражданской
службы, если для этой должности предусмотрен
более высокий классный чин
Согласно ч. 4 статьи 49 квалификационный экзамен может
проводиться либо аттестационной, либо
конкурсной комиссией.
При проведении квалификационного экзамена комиссия оценивает знания,
навыки и умения (профессиональный уровень)
гражданских служащих в соответствии
с требованиями должностных регламентов
гражданских служащих, сложностью и ответственностью
работы, выполняемой гражданскими служащими,
на основе экзаменационных процедур с
использованием не противоречащих федеральным
законам и другим нормативным правовым
актам Российской Федерации методов оценки
профессиональных качеств гражданских
служащих, включая индивидуальное собеседование
и тестирование по вопросам, связанным
с выполнением должностных обязанностей
по замещаемой должности гражданской
службы. |
Результаты |
Решение конкурсной комиссии
является основанием для назначения
гражданина на соответствующую государственную
должность (либо для отказа в таком назначении). Решение по результатам
конкурса оформляется приказом (распоряжением
или иным актом) государственного органа
или его руководителя. На основании такого
акта осуществляется заключение служебного
контракта. |
Аттестационная комиссия
может вынести в отношении аттестуемого гражданского
служащего одно из следующих решений:
- соответствует замещаемой должности гражданской службы;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
- соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
- не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
- Результаты аттестации заносятся в аттестационный лист гражданского служащего. Аттестационный лист подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии. С аттестационным листом гражданский служащий должен быть ознакомлен под расписку. Результаты аттестации гражданского служащего представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. Необходимо отметить, что ст. 37 комментируемого Закона предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим по инициативе представителя нанимателя при его несоответствии замещаемой должности гражданской службы вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.
|
Решение о результате
квалификационного экзамена выносится
комиссией в отсутствие гражданского
служащего и его непосредственного
руководителя открытым голосованием простым
большинством голосов присутствующих
на заседании членов комиссии. При
равенстве голосов гражданский служащий признается
сдавшим квалификационный экзамен.
По результатам квалификационного
экзамена в отношении гражданского
служащего комиссией выносится
одно из следующих решений:
а) признать, что гражданский
служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его
для присвоения классного чина;
б) признать, что гражданский
служащий не сдал квалификационный экзамен.
Результат квалификационного
экзамена заносится в экзаменационный
лист гражданского служащего. Экзаменационный
лист подписывается председателем, заместителем
председателя, секретарем и членами комиссии,
присутствовавшими на заседании.
Гражданский служащий знакомится
с экзаменационным листом под
расписку.
Результаты квалификационного
экзамена направляются представителю
нанимателя не позднее чем через семь дней
после его проведения.
Гражданский служащий, не
сдавший квалификационный экзамен,
может выступить с инициативой
о проведении повторного квалификационного
экзамена не ранее, чем через шесть
месяцев после проведения данного экзамена. |