Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 00:55, контрольная работа
Нормы административного права имеют свои особенности, обусловленные сферой их регулирования:
- нормы административного права регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере организации деятельности органов исполнительной власти. - нормами административного права определяются обязанности, предоставляются права и устанавливается ответственность государственных служащих;
- посредством указанных норм закрепляется административно-правовой статус граждан, их права, обязанности в сфере государственного управления, определяются гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от неправомерных действий и решений органов государственного управления и их должностных лиц;
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
Вариант
№2
Выполнила:
Зайцева Ксения Николаевна. Гр. 2,
заочное отделение, 3-й курс
г. Ростов-на-Дону 2012г.
Содержание
Задача № 1
Проанализируйте закон и подзаконные акты с которыми вы сталкиваетесь в своей повседневной деятельности и найдите в них материальные, процессуальные, обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, рекомендательные, административно-правовые нормы.
(Закон о Полиции)
Решение задачи:
Административно-правовая норма
– это установленная
Нормы административного права имеют свои особенности, обусловленные сферой их регулирования:
- нормы административного
права регулируют общественные
отношения, складывающиеся в
- посредством указанных
норм закрепляется
- этими нормами регулируются
управленческие отношения
Административно-правовые нормы могут
быть классифицированы по многим основаниям.
Такая классификация имеет не
только теоретическое значение, позволяющее
систематизировать и
Отметим, что такая классификация использует
характерные для большинства отраслей
права критерии, наиболее традиционно
подразделяя административно-правовые
нормы на материальные и процессуальные.
Материальные нормы
определяют правовой статус участников
административно-правовых отношений,
закрепляя комплекс их прав, обязанностей
и ответственность, устанавливают порядок
взаимодействия и функционирования участников
данных отношений, дают легальные определения
тех или иных явлений, требующих правового
регулирования. Например, примером материальной
нормы может быть положение ч. 1 ст. 5 Федерального
закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
, предусматривающее, что организатором
публичного мероприятия может быть один
или несколько граждан РФ (организатором
демонстраций, шествий и пикетирований
- гражданин РФ, достигший возраста 18 лет,
митингов и собраний - 16 лет), политические
партии, другие общественные объединения
и религиозные объединения, их региональные
отделения и иные структурные подразделения,
взявшие обязательство по организации
и проведению публичного мероприятия.
Другой пример - норма ст. 2 Федерального
закона "О безопасности дорожного движения",
дающая определение того, что понимается
под дорожно-транспортным происшествием.
В соответствии с названной нормой им
является событие, возникшее в процессе
движения по дороге транспортного средства
и с его участием, при котором погибли
или ранены люди, повреждены транспортные
средства, сооружения, грузы либо причинен
иной материальный ущерб.
Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации прав и обязанностей участников административных отношений, установленных материальными нормами. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о публичном мероприятии (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Особую многочисленную группу составляют процессуальные нормы, связанные с административной ответственностью, в частности регулирующие порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Обязывающие нормы - содержат предписания субъектам правоотношений совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных данной нормой. В соответствии с законом РФ "О полиции" Глава 3, Ст. 12 пункт 1 на полицию возлагаются следующие обязанности: принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;
Посредством обязывающих
норм осуществляется государственно-властное
воздействие на общественные отношения,
регулируемые административным правом
в целом, и на участников, субъектов
данных отношений в частности. Через
обязывающие нормы
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального
закона "О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации" обращение,
поступившее в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному
лицу в соответствии с их компетенцией,
подлежит обязательному рассмотрению,
причем в установленные названным Законом
сроки. Данный Закон содержит также определенную
систему запретов. В частности, в силу
указания ч. 6 ст. 8 запрещается направлять
жалобу на рассмотрение в государственный
орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу, решение или действие
(бездействие) которых обжалуется.
Как и иные виды административно-правовых
норм, обязывающие нормы могут быть обращены
к неопределенному кругу лиц (например,
обязанность сохранять природу и окружающую
среду), к определенным группам (например,
водители, охотники, пассажиры воздушного
транспорта) или индивидуальным субъектам
(например, установление обязанности конкретного
органа исполнительной власти). В зависимости
от специфики регулируемых отношений
обязывающие нормы могут иметь общий характер,
а могут содержать конкретные условия
поведения. Так, в соответствии с ч. 4 ст.
5 Федерального закона "О собраниях,
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"
организатор публичного мероприятия,
в частности, обязан: подать в орган исполнительной
власти субъекта или орган местного самоуправления
уведомление о проведении публичного
мероприятия; обеспечивать соблюдение
условий проведения публичного мероприятия,
указанных в уведомлении о проведении
публичного мероприятия или измененных
в результате согласования с органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
или органом местного самоуправления;
требовать от участников публичного мероприятия
соблюдения общественного порядка и регламента
проведения публичного мероприятия; приостанавливать
публичное мероприятие или прекращать
его в случае совершения его участниками
противоправных действий;
обеспечивать сохранность зеленых насаждений,
помещений, зданий, строений, сооружений,
оборудования, мебели, инвентаря и другого
имущества в месте проведения публичного
мероприятия; иметь отличительный знак
организатора публичного мероприятия.
Закон РФ "О полиции" сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:
1) в отношении женщин
с видимыми признаками
2) при пресечении
незаконных собраний, митингов, демонстраций,
шествий и пикетирований
Рассмотрим примеры
подобных норм, обратившись к
Федеральному закону "О безопасности
дорожного движения". Так, пунктом
1 ст. 19 запрещается эксплуатация
транспортных средств при наличии у
них технических неисправностей, создающих
угрозу безопасности движения, а п. 2 данной
статьи - эксплуатация транспортных средств,
владельцами которых не исполнена установленная
федеральным законом обязанность по страхованию
своей гражданской ответственности. В
отдельных случаях для акцентирования
внимания адресата административно-правовой
нормы на недопустимость конкретного
поведения может использоваться категорический
запрет. Пунктом 87 Инструкции о порядке
выдачи, замены, учета и хранения паспортов
гражданина Российской Федерации, утвержденной
Приказом МВД России от 15 сентября 1997 г.
N 605 (в ред. от 7 декабря 2006 г.), предусмотрено,
что в случае перевозки бланков паспортов
сотрудниками органов внутренних дел
лица, которым доверена перевозка, предупреждаются,
что после получения бланков они обязаны
немедленно следовать к месту назначения.
Названным лицам запрещается передоверять
охрану и сопровождение бланков паспортов
другим лицам, а также одновременно выполнять
какие-либо иные поручения, даже служебного
характера. Особо оговаривается, что перевозка
бланков паспортов сотрудниками органов
внутренних дел, не обеспеченными вооруженной
охраной и служебным автотранспортом,
категорически запрещается.
Аналогичное усиление запрещающей нормы
мы можем увидеть в Руководстве по производству
досмотра пассажиров, членов экипажей
гражданских воздушных судов, обслуживающего
персонала, ручной клади, багажа, грузов,
почты и бортовых запасов, утвержденном
Приказом Минтранса России от 21 ноября
1995 г. N 102 (в ред. от 30 сентября 2005 г.). В соответствии
с названным актом перевозка багажа и
ручной клади пассажиров, не явившихся
на посадку, категорически запрещается.
Кроме того, пассажирам категорически
запрещается принимать от посторонних
лиц для перевозки на воздушных судах
чемоданы, посылки и другие предметы, а
также доверять свой багаж незнакомым
гражданам под наблюдение хотя бы на непродолжительное
время. Очевидно, что путем категорического
запрета предпринимается попытка обратить
внимание на особую опасность невыполнения
правил, предписываемых запрещающей нормой.
Содержащие простой запрет нормы обращают
внимание субъектов административно-правовых
отношений на возможную вероятность наступления
неблагоприятных последствий, нормы, содержащие
категорический запрет - на очевидную
их вероятность.
Запрещающие нормы, так же как и обязывающие,
составляют значительную часть в общем
объеме административно-правовых норм.
На наш взгляд, запрещающие нормы можно
рассматривать и как своего рода разновидность
обязывающих норм. По сути, запрещающие
нормы формулируют должное поведение
путем не указания на действие, а недопущения
нежелательного действия (например, принятие
посылки от неизвестного лица для перевозки
в самолете). Буквального запрета, сформулированного
словами "запрещается", "категорически
запрещается", иногда норма может не
содержать, например, "не допускается",
"воздерживаться", "избегать"
и т.п., однако эти слова, по сути, запрещающие.
Важен общий смысл, вкладываемый законодателем
в данную норму.
Уполномочивающие (
для отражения нападения на судей, заседателей,
участников судебного процесса и свидетелей,
а также на граждан и судебных приставов,
- когда их жизнь и здоровье подвергаются
опасности; для пресечения попытки завладения
оружием или специальными средствами;
для отражения группового или вооруженного
нападения на суд и судебные помещения;
для пресечения побега из-под стражи, а
также пресечения попыток насильственного
освобождения лиц, содержащихся под стражей.
При этом п. 2 названной статьи предусмотрено,
что до применения огнестрельного оружия
на поражение оно может быть использовано
для предупредительного выстрела. Согласно
п. 3 ст. 18 Федерального закона "О судебных
приставах" запрещается применять огнестрельное
оружие в отношении женщин, лиц с явными
признаками инвалидности и несовершеннолетних,
когда их возраст очевиден или известен
судебному приставу, за исключением случаев
оказания ими вооруженного сопротивления,
совершения группового или вооруженного
нападения, угрожающего жизни граждан.
В приведенном примере мы можем видеть
как уполномочивающие (дозволительные)
нормы (возможность применения оружия)
сочетаются с установлением рамок (исчерпывающий
перечень оснований для применения оружия),
предоставлением значительной свободы
для усмотрения (в отношении возможности
или невозможности предупредительного
выстрела). Очевидно, что в каждом случае
возможность такого выстрела будет определяться
судебным приставом самостоятельно исходя
из характера опасности; очевидно, если
вооруженный нападающий открывает стрельбу
в участников судебного процесса, то возможность
и целесообразность предупредительного
выстрела видятся весьма сомнительными.
Наконец, в данном примере прослеживается
взаимосвязь уполномочивающих (дозволительных)
норм с запрещающими, устанавливающими
границы дозволенного (запрет применения
оружия в отношении названных категорий
лиц, за исключением некоторых случаев).
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"