Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:40, контрольная работа
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для предупреждения, а так же пресечения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине:
«Административное право»
Вариант № 4
Исполнитель: студентка
Направление: экономика
Профиль: «Экономическая безопасность»
Группа: ЭПБп-12 Юг
Калашникова Полина Петровна
Екатеринбург
2013
1. Понятие и особенности
административного принуждения.
Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения, оно используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, то есть выполняет карательную функцию. Одновременно в целях правоохраны административно-принудительные меры выполняют и иного рода функции, то есть применяются не только в качестве наказания за правонарушения, но и для предупреждения, а так же пресечения.
Мерами административно принуждения защищаются как нормы административного права, так и нормы иных отраслей: земельного, экологического, таможенного, трудового и налогового права. Так в соответствии с Налоговым кодексом РФ взыскание недоимки по налогу и пени с юридических лиц осуществляется преимущественно в бесспорном порядке и взыскание же штрафа – исключительно в судебном. В соответствии с п. 16 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах.
Статья 114 НК РФ гласит, что « налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения», а «налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий…»
Меры административно-таможенного принуждения имеют достаточно широкий диапазон действий – это и предупреждение, и меры пресечения, и меры процессуального обеспечения производства по делам о нарушениях таможенных правил и меры ответственности. Так на основании ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений производство неотложных следственных действий, по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством РФ к ведению таможенных органов.
Меры административного принуждения делятся на следующие виды:
- административно-
- административно-
- меры административной ответственности.
Административно- предупредительные меры принудительного характера применяются с целью предупреждения возможных правонарушений в cфере государственного управления, предотвращения иных, вредных для режима общественной безопасности, явлений. Например, они применяются при стихийных бедствиях, несчастных случаях для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни граждан, нормальные условия работы предприятий и учреждений. Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов.
Административно-
Наиболее типичными
являются следующие
1. контроль и надзорные
проверки (технический надзор за
автотранспортными и иными
2. проверка документов, удостоверяющих личность;
3. введение карантина
(при эпидемиях); полиция оказывает
содействие в осуществлении
4. прекращение движения
транспорта и пешеходов при
возникновении угрозы
5. освидетельствование
медицинского состояния лиц и
санитарного состояния
6. реквизиция имущества;
7. закрытие участков Государственной границы и т.п.;
8. в соответствии со ст. 4 ФЗ
«Об основах системы
Административно - пресекательные
меры своим назначением имеют
прекращение противоправных
1. требования прекратить противоправные действия;
2. непосредственное физическое воздействие;
3. применение специальных
4. применение оружия (например, транспортного
средства, если водитель создает
реальную угрозу жизни и
а) для защиты граждан от нападения опасного для здоровья и жизни;
б) для отражения нападения на
сотрудников полиции, а также
для отражения попытки
в) для освобождения заложников;
г) для задержания лица, застигнутого на месте преступления;
5. принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; в соответствии со ст. 30 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра.
6. запрещение или ограничение
ремонтно-строительных работ
К мерам пресекательного
характера относятся также
2. Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Законность представляет собой сложное
явление и в научной литературе рассматривается
в нескольких аспектах: как конституционный
принцип, как политический режим и как
способ управления делами государства.
Статья 15 Конституции РФ предусматривает,
что органы государственной власти, органы
местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их объединения обязаны
соблюдать Конституцию и законы, а законы
и иные правовые акты не должны противоречить
Конституции страны. Именно эти основные
требования составляют сущность законности.
Иначе говоря, сущность законности состоит
в единообразном понимании и точном соблюдении
действующего законодательства всеми
органами государства, общественными
объединениями, должностными лицами и
гражданами.
Создание подлинно правового государства
предполагает распространение действия
закона на все сферы общественной жизни,
прежде всего на функции органов государственной
власти, обязательность закона для самого
государства и его органов, должностных
лиц, развитие государственного аппарата
по пути демократизации, законности и
справедливости. Сущность этого принципа
состоит в том, что государство, издавшее
закон, не вправе его нарушать. Правовое
государство невозможно без четких и конкретных
юридических мер ответственности любых
должностных лиц за нарушение своих обязанностей
перед законом.
Обеспечение законности немыслимо без
строгого соблюдения государственной
дисциплины, предполагающей точное соблюдение
всеми организациями, государственными
службами и гражданами установленного
государством порядка деятельности государственных
органов, предприятий, учреждений и организаций
по выполнению возложенных на них обязанностей
и реализации предоставленных прав. Дисциплина
и законность не только связаны друг с
другом, но и взаимообусловлены. Строгое
соблюдение субъектами права законов
и подзаконных актов — важнейшее требование
как законности, так и государственной
дисциплины, что и послужило основанием
считать законность и государственную
дисциплину однопорядковыми социальными
явлениями.
При всей близости законности и государственной
дисциплины они не тождественны. Различие
между ними состоит в том, что дисциплина
охватывает порядок поведения людей не
только в сфере правовой регламентации
общественных отношений (трудовая, финансовая,
служебная, воинская и т. д.), но в сфере
действия иных норм, функционирующих в
обществе (профсоюзная, дисциплина быта
и т. д.). Ее содержание шире содержания
«законность», ибо включает исполнение
прав и обязанностей, основанных на требованиях
как правовых, так и иных социальных норм.
Законность же требует соблюдения и исполнения
только правовых норм. Кроме того, в содержание
дисциплины включаются такие элементы,
как предприимчивость, инициативность,
творческий подход к делу, эффективность
и качество работы. Поэтому дисциплина
значительно глубже, чем законность, проникает
в производственные отношения и теснее
связана с экономическими категориями.
В целях укрепления законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти проводится соответствующая работа – это совершенствование системы и структуры. Органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса, определение общих и должностных обязанностей и прав государственных служащих, пределов их личной ответственности; принятие правовых актов, предусматривающих административный и судебный порядок восстановления нарушенных пав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения закону, повышение их правовой культуры.
Вместе с тем действует особая система государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти. Применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приемы обобщенно называются способами обеспечения законности. Это – контроль, надзор и обжалование.
Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров.
Сущность контроля за деятельностью органов исполнительной власти заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы ( законодательной, исполнительной, судебной власти) и общественные организации, используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, не допущены ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц какие-либо нарушения законности, и если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины.
Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:
Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственною деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предлагая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуации, отсюда – необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых действий.
В-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
В-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.
Формы контрольной деятельности разнообразны: заслушивание отчетов, информаций и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам государственной регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т.д. Особо значимы проверки, которые заключаются в установлении фактических данных и сборе информации о выполнении нормативных правовых актов по проверяемым вопросам.
В зависимости от того, на какой стадии деятельности подконтрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный, текущий и последующий. Контроль, осуществляемый за органами исполнительной власти со стороны других органов (законодательной, судебной власти, общественных организаций), именуется внешним, а осуществляемый самими органами исполнительной власти внутри своей системы – внутренним.
Надзор как способ обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных государственных органов за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) не допускается. Различают два вида надзора: прокурорский и административный. Под обжалованием понимается реализация гражданами своего права высказывать претензии органам и должностным лицам исполнительной власти. Согласно ст. 33 Конституции Российской Федерации, граждане имеют прав обращаться лично, а также направлять индивидуальный и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Каждый гражданин вправе обратиться в суд в соответствии с Законов РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями).
3. По инициативе жителей дома в целях охраны автомобилей, находящихся во дворе дома, был сформирован орган общественной самодеятельности, который не зарегистрировался в качестве юридического лица в установленном законом порядке. В деятельности органа общественной самодеятельности принимают участие 14 человек, которые поочередно охраняют в ночное время стоянку автомобилей, а также вносят ежемесячно в фонд этого органа общественной самодеятельности определенную его уставом сумму денег. Данные средства расходуются на благоустройство автомобильной стоянки. Законны ли действия участников данного органа общественной самодеятельности?
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"