Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:01, контрольная работа

Описание работы

Любая юридическая отрасль традиционно состоит из 2х частей: общей и особенной. Административное право делят на 3 части: общую, особенную и специальную (административный процесс).
К публичному праву относятся: конституционное право, административное право, уголовное право и др.
К частному праву относятся: гражданское право, семейное право и др.
Есть нормы процессуальные и материальные. Административное право не имеет такого деления.

Файлы: 1 файл

Administrativnoe_pravo.docx

— 27.12 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный политехнический  университет

Кафедра Управление в социально-экономических системах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект лекций по курсу

«Административное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лектор:

Вешкельский А. С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 

04.02.13

Лекция 1

 

Любая юридическая отрасль  традиционно состоит из 2х частей: общей и особенной. Административное право делят на 3 части: общую, особенную и специальную (административный процесс).

К публичному праву относятся: конституционное право, административное право, уголовное право и др.

К частному праву относятся: гражданское право, семейное право  и др.

Есть нормы процессуальные и материальные. Административное право  не имеет такого деления.

 

Государственное управление и исполнительная власть

 

Управление – руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и связано с воздействием управляющего субъекта на управляемый объект с целью достижения задач, стоящих перед системой, её должной организации и обеспечения необходимого режима функционирования.

В Советском Союзе кибернетика  считалась лженаукой.

В соответствии с положениями  кибернетики, при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения преобразования передачи информации, при этом управляющий  субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта, о функционировании всей системы в целом. Эта информация им оценивается, анализируется, и, на основе этого, исходя из стоящих перед системой задач, принимает управленческое решение и передаёт информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту.

Управленческое решение  – решение о характере воздействия  на объект управления.

Управление социальными  системами является наиболее сложным  видом управления. Под социальным управлением понимается воздействие на общность людей для упорядочения самого общества, его совершенствования, развития и достижения задач, стоящих перед обществом.

Объективная необходимость  социального управления связана  с общественным характером существования людей, их труда, взаимодействия и иных отношений.

Объектом социального  управления являются существующие в обществе отношения, социальные образования и отдельные члены общества.

Субъектом управления являются органы государственной власти, местного самоуправления, их должностные лица.

 

18.02.13

Лекция 3

 

Административные  правоотношения

 

Административные правоотношения выделяются совокупностью свойственных им признаков:

  1. Административные правоотношения – это, в основном, управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, их административно-правовая форма.
  2. Субъектами административных правоотношений могут быть любые участники управленческих отношений, при этом административные правоотношения не могут возникать между двумя гражданами, поскольку обязательным участником правоотношений должен быть субъект, наделённый юридически властными полномочиями. С другой стороны, участниками административных правоотношений могут быть субъекты, правовое положение которых не предполагает выполнения ими функций управленческих органов (например, судьи). Административные правоотношения могут иметь место между:
    1. постоянным составом их участников (например, минобр и подчинённые ему фед.службы); содержание таких правоотношений отличается многообразием и постоянством, т.к. предопределяется содержанием административной правосубъектности данных лиц
    2. непостоянным составом их участников (например, сотрудник ГИБДД и участник ДД)
  3. Административные правоотношения характеризуются юридическим неравенством сторон, что обусловлено самой сущностью управленческой деятельности. В административных правоотношениях всегда имеется субъект, уполномоченный принимать решения по вопросам, касающихся субъективных прав, обязанностей и законных интересов другой стороны. Стороной, воля которой доминирует над волей другой стороны, могут выступать, прежде всего, органы государственного управления, местного самоуправления и их должностные лица. Эти субъекты выступают от имени государства или местного самоуправления. Они ограниченны компетенцией, определённой нормативно-правовыми актами, устанавливающими их правовое положение. Более сильная воля обязательного участника административно-правового отношения проявляется и в том, что принятие решения по вопросу, инициированному другой стороной, является прерогативой участника, наделённого властными полномочиями.
  4. Административно-правовые отношения в принципе не являются договорными, возникающими по соглашению сторон. Им может предшествовать соглашение сторон, но возникнуть они могут по инициативе любой стороны, в том числе, и против воли другой стороны. В случаях, установленных нормативно-правовыми актами, вступление в административно-правовые отношения являются обязанностью то или иной стороны. Своеобразным является и юридическое содержание АПО. Оно не всегда выражает взаимную связь субъективных прав и обязанностей сторон по поводу того, что послужило основанием их возникновения. Для физического лица субъективное право может трансформироваться только в право требовать от другой стороны соблюдения правовых предписаний либо в право на защиту своих законных интересов. Нижестоящий орган государственного управления обязан выполнить правомерный акт .

Споры, возникающие из АПО, как правило разрешаются в административном порядке. В случаях, предусмотренных законом эти споры могут разрешаться судами, в соответствии с подведомственностью им дел, вытекающих из АПО.

Сторона административного  правоотношения, нарушившая свои обязанности, подлежит ответственности перед государственными органами или органами местного самоуправления, т.е не перед другой стороной. Основными видами ответственности при этом являются административная и финансовая ответственность, а форма – административное наказание или дисциплинарное взыскание.

 

Предпосылки возникновений  АПО

Необходимыми предпосылками  возникновения АПО являются административно-правовая норма, административная правосубъектность его участников и юридический факт. 

1. АПО могут возникнуть  только при наличии АП норм, которые придают управленческому  отношению правовой характер. АП нормы закрепляют меру возможного и должного поведения его сторон, их права и обязанности, ответственность сторон.

2. Для того, чтобы АПО  возникли, стороны должны обладать  административной правосубъектностью, которая позволяет им самостоятельно приобретать права и нести обязанности, отвечать за свои действия и бездействия, поэтому возможный участник Также определяются административными нормами. Субъект, не обладающий административной правосубъектностью, не может быть участником АПО. АП норма –это общее правило, поэтому она непосредственно не создает АПО, не вызывает их прекращения и изменения. Она является их правовой основой. Непосредственным же основанием возникновения, изменения и прекращения конкретного АПО является юридический факт, предусмотренный данной нормой, т.е. обстоятельство или условия, при наличии которых наступают административно-правовые последствия.

Юридическими фактами  признаются волевые действия субъектов  и события. Действия могут быть правомерными и неправомерными. Бездействия также  относится к юридическим фактам. Наиболее распространенными видами действий граждан являются обращения компетентные органы в связи с реализаций прав и их защитой, а субъектов обладающих юридически властными полномочиями издания (индивидуальных) административных актов, такие акты являются наиболее характерными юридическими фактами в административном праве. Административные правоотношения часто возникают, изменяются, прекращаются на основании событий. Т.е. на основании юридических фактов возникающих независимо от воли людей, но являющихся таковыми действующими законами.  
В административном праве в качестве юридического факта в установленных случаях выступают сроки с наступлением и истечением которых связывается возникновение изменение и прекращение административных правоотношений (пример: административное задержание).

 

Виды административных отношений:

по основаниям возникновения  правоотношения возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе правомерной  деятельности деликтные, являющие, средством дисциплинарных и административных правонарушений

· в зависимости от назначения административных правовых норм

o материальные административные правоотношения

o процессуальные административные правоотношения

· по структуре объектов

o сложные административные правоотношения

o простые административные правоотношения

Они имеют в качестве общей  предпосылки организационные отношения. Общим объектом административных правоотношений является поведение деятельности физических лиц и их коллективных образований. В простых административных правоотношениях он является единственным. В сложных административных правоотношениях объектом самого поведения, т.е. в деятельности могут быть объекты частично сходные с объектами гражданского права (результаты деятельности, нематериальные активы) правовой режим этих объектов может быть связан с их административно правовой охраной

по соотношению прав и  обязанностей сторон вертикальные административные правоотношения основанные, на властном подчинении одной из сторон другой горизонтальные

Административные правоотношения основанные на юридической зависимости одной стороны от другой имеют массовый характер. Поэтому характеристика вертикальных административных правоотношений основаны на юридической зависимости одной стороны от другой более точно выражает их суть, так как это зависимость поглощает собой и властное подчинение, поскольку такое подчинение невозможно вне права.

Горизонтальные отношения  отличаются от вертикальных тем, что  их стороны юридически равноправны при условии, что нормативными актами не установлен иной характер отношений. При горизонтальных отношениях речь идет о взаимном сотрудничестве, основанном на нормативно-правовых актах.

 

25.02.13

Лекция 4

 

Субъекты административного  права. Граждане

 

1. Административно-правовой  статус человека и гражданина

Административно-правовой статус человека и гражданина определяется их административной правосубъектностью, которую, в свою очередь, составляют административная правоспособность и административная дееспособность. Под административной правоспособностью понимается легально признаваемая возможность являться субъектом административного права, иметь права и обязанности административного характера. Совокупностью этих прав и обязанностей физические лица наделяются в соответствии с законодательством РФ, некоторые права и обязанности присущи физическим лицам от рождения. Если анализировать совокупность прав и обязанностей физических лиц с точки зрения момента их возникновения и прекращения, то условно их можно подразделить на 2 основных вида:

  • Основные права и обязанности, возникающие с момента рождения и прекращающиеся моментом смерти: правоспособность неотчуждаема и присутствует на протяжении всей жизни человека. Невозможность полного отчуждения конституционных прав и свобод не исключает возможность их легального ограничения (ст. 55 Конституции содержит основания ограничения). Порядок и объём ограничения таких прав и свобод устанавливается законодательством.
  • Права и обязанности, приобретаемые в процессе жизни человека: правоспособность обусловлена наступлением тех или иных обстоятельств, свидетельствующих о приобретении физическим лицом какого-либо правового статуса. Эти обстоятельства имеют самый разнообразный характер и связаны с самими свойствами личности. Статусными могут являться и ситуационные факторы, например, статус временного переселенца.

Административная дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права, выполнять обязанности и нести ответственность, предусмотренные административно-правовыми нормами. Основными ограничениями административной дееспособности личности являются критерии, установленные как общими, так и специальными нормами, регулирующими конкретные административные правоотношения.

На основании административной правоспособности, лица, обладающие соответствующей  административной дееспособностью, осуществляют субъективные права и обязанности, вступая при этом в конкретные административные правоотношения. Законы устанавливают случаи, в которых субъективные права и обязанности могут быть реализованы лицами через своих законных представителей, но ряд прав и обязанностей могут приобретаться и осуществляться только лично, без участия третьих лиц, например, служба в ВС, избирательное право и пр.

 

2. Основы административно-правового  статуса граждан РФ

Как субъекты административного  права, граждане РФ обладают статусом, включающим в себя административно-правовой статус человека и гражданина, а так же правовой статус именно гражданина РФ. Ст. 71 Конституции устанавливает, что гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с ФЗ и относится к ведению РФ. В настоящее время отношения, связанные с гражданством РФ регулируются ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации». Вопросы гражданства решает президент России, издающий соответствующие указы. Положение о гражданстве РФ содержится так же и в других нормативно-правовых актах, например, Семейный кодекс, международные договоры.

Гражданство РФ – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Основные принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы, связанные с гражданством, указаны в соответствующем ФЗ.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"